Конспект занятия "Лепка птиц (по дымковским игрушкам)"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Конспект занятия для дошкольников, возраст 5-6 лет, по изучению народно-прикладного искусства. Учить детей лепить птиц по мотивам дымковских игрушек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 28»

Конспект

интегрированной

непосредственно-образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
с детьми старшей группы «Б»

«Чудеса Ясной Поляны»

Воспитатель высшей категории СЕРИКОВА Т.В.


Непосредственно-образовательная деятельность
художественно-эстетического цикла

Тема: «Чудеса Ясной Поляны».

Возрастная группа: старшая группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Интеграция областей: « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Социальный партнер: музыкальный руководитель.

Средства:

наглядные - яснополянская керамика, фотографии, иллюстрации, образцы элементов яснополянской росписи;

мультимедийные - презентациядетских рисунков «Чудесный мир Ясной Поляны»;

литературные - стихи, загадки;

музыкальные- классическая музыка, веселые русские народные мелодии

оборудование -ИКТ; мультимедийный проектор, музыкальные записи с народными мелодиями, волшебный сундучок, мостик, керамические тарелочки, гуашь, кисти № 2,3, баночки с водой, салфетки, выставки изделий и фото яснополянской керамики, дидактические игры «Собери картинку», «Найди узор».

Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с яснополянской росписью.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Знакомить детей с историей возникновения яснополянской росписи.
  • Учить создавать рисунок на керамической тарелочке, используя растительный орнамент мастеров Ясной Поляны, созданный на основе гербариев С.А. Толстой.
  • Закреплять знания детей о яснополянской керамике, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
  • ' Закреплять знания детей о приемах рисования кистью.
  1. Развивающие:
  • Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
  • Развивать активную речь (речь-доказательство, речь - аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи яснополянских изделий, в поиске идентичных элементов;
  • Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы яснополянской росписи, подбирать цвета в соответствии с образцами керамических изделий. Развивать чувство симметрии, ритма.
  • Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес крусскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеровЯсной Поляны;
  • Приобщать детей к истокам русской культуры;
  • Способствовать проявлению положительных эмоций;
  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Предшествующая работа: чтение рассказов и сказок Л.Н. Толстого,рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий яснополянских мастеров, экскурсия в Ясную Поляну, рассматривание изделий из керамики с ангобной росписью, слушание стихотворений яснополянских поэтов, выставка рисунков «Чудесный мир Ясной Поляны».

Ход деятельности с детьми

Дети входят в зал и здороваются (играет музыка).

Воспитатель: Зима пришла снегом все замела.Ребята,а какая бывает

зима?

(Примеры ответов детей: например, -зима бывает снежная, волшебная, пушистая, морозная).

(Беседа проводится около окна, рядом с которым на столе стоит волшебный сундучок. Желательно, чтобы кто-то из детей обратил на него внимание и спросил что это за сундучок и что в нем).

Воспитатель: Зимушка-зима снова приготовила для нас задание и спрятала в этот волшебный сундучок. Как вы думаете, что в нем?

(Ответы детей)

Воспитатель: Версий было много. Так что же тут?

Воспитатель^открывает сундучок): Да здесь же волшебные цветные льдинки. Так кто же из вас был ближе к ответу? Хотите их собрать? А еще здесь есть инструкция, которая поможет вам в работе (картинки с изображением изделий).

Дидактическая игра «Собери картинку».

Воспитатель: Молодцы, а что же изображено на этих картинках?

(Ответы детей:например - на картинке изображена посуда, кувшин и тарелочка. А еще на картинке изображен колокольчик)

Воспитатель:А где мы можем найти такие изделия?

(Ответы детей:например - Я думаю, что такую посуду можно купить в магазине. А я считаю, что ее можно купить такую посуду на рынке).

Воспитатель: Послушайте загадку и узнайте, где еще можно увидеть такую посуду.

С вами мы в деревне этой

Вместе были ранним летом,

Непростое это место,

На весь мир оно известно,

Чемпрославило наш край,

Кто смышленый отвечай! (Ясная Поляна)

Воспитатель: Ребята, а вы помните нашу поездку в Ясную Поляну?

(Ответ детей - да)

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и вспомним, что мы там видели.

(Выставка детских рисунков + ответы детей)

  • Я нарисовала въезд в Ясную Поляну. Мне очень понравились башенки. Они белого цвета с зеленой крышей. По форме похожи на большие цилиндры. Они такие волшебные. Через них мы проходили, когда приехали на экскурсию.
  • Это мой рисунок, портрет Л.Н.Толстого. Этот портрет я видела, когда мы были в доме, где жил Лев Николаевич. Мне очень нравятся его рассказы про детей, которых он очень любил.Он хоть и старенький был, но часто играл с ребятами. И т.д.)

Воспитатель: Значит наш путь лежит в Ясную Поляну. А как же мы туда попадем?

(Ответы детей пример - Я думаю, что в Ясную Поляну можно поехать на автолайне.'А я считаю, что в Ясную Поляну можно поехать на машине).

Воспитатель: Но сейчас зима и много снега намело.На чем же еще туда можно добраться?

(Ответы детей пример - можно поехать на санках)

Воспитатель: Ну что, хотите прокатиться на волшебных санях?

(Ответ детей)

Поехали!

Подходим к башенкам.

Воспитатель: Как легко тут дышать. (Упражнение на дыхание 2-3 ра

за)

Выходят Филиппок и Липунюшка.

Филиппок и Липунюшка: Здравствуйте гости дорогие! Зачем пожаловали?

Ребенок: Зимушка отправила нас узнать, где изготавливаются такие красивые изделия.Не у Вас ли? (Показывают фото)

Филиппок и Липунюшка: Вы не ошиблись. Но сначала вы должны отгадать загадки! А загадки не простые их придумал сам Л.Н. Толстой!

  • Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (Гриб).
  • Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проли

Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь).

Не лает не кусает, а в дом не пускает (Замок).

Филиппок и Липунюшка: Молодцы, отгадали. Милости просим! (Идем через мостик)

Филиппок и Липунюшка: А вот и наша мастерская. (Выставка фото, глина, керамические изделия)

Воспитатель: Ребята мы находимся в мастерской похожей на ту, что основал Л.Н. Толстой со своей женой Софьей Андреевной. Что вы видите?

(Ответы детей: например - мы видим красивые тарелочки и колокольчик, кувшин).

Воспитатель: Для изготовления такой посуды используется местная глина, которую добывали недалеко от Ясной Поляны. И при обжиге она приобретала вот такой розовый цвет. В основе росписи растительный орнамент, передающий красоту и богатство яснополянской флоры. На создание рисунка мастера опираются на примеры гербария собранного еще женой Льва Николаевича, Софьей Андреевной. Все изделия изготавливаются вручную. Керамика украшена ангобной росписью. Это трудное слово ребята, давайте его повторим. Основная тематика украшения растительный и животный мир.

Воспитатель: А хотите проверить свои знания о растениях и назвать те из них, которые можно встретить в Тульской области?

Игра «Угадай растение».

Филиппок и Липунюшка: Ой, заговорились мы с вами! А нам еще надо расписать тарелочки! Кто же нам поможет?

(ответ детей)

Воспитатель: Проходите за столы. Перед вами лежат карточки с различными видами росписи. Найдите среди них вариант росписи с яснополянским узором и обведите его карандашом.

(Дети выполняют задание).

Вопросы детям почему был выбран данный вариант.

Воспитатель: И прежде, чем приступим к работе, разомнем пальчики.

(Пальчиковая гимнастика -

Мягкой кисточкой покрашу,

стульчик, стол, кошку Машу

(разминается пальчик на одной руке)

Красят домик маляры для любимой детворы, если только я смогу то им тоже помогу (разминают пальчик на другой руке)

Воспитатель: Напомните мне, как вы будете рисовать элементы яснополянской росписи. (Дети рассказывают, как выполняется завиток, листик, цветы, травка). Приступим к работе.

(Звучит русско-народная музыка).

(Воспитатель подходит к детям и оказывает помощь).

Воспитатель: Кто закончил расписывать нашу тарелочку, ставьте на нашу выставку.

Воспитатель: Ребята, какие красивые получились тарелочки.

  • А кто основал эту мастерскую?
  • Где добывают глину?
  • Какой росписью украшают посуду в Ясной Поляне?

(Ответы детей: например - Эту мастерскую основал Л.Н. Толстой со своей женой Софьей Андреевной. Глину добывают недалеко от Ясной Поляны).

Филиппок и Липунюшка: Ребята вам понравилось расписывать тарелочки? Какими элементами яснополянской росписи вы украсили свою работу?

(Ответы детей)

Филиппок и Липунюшка: Спасибо вам за помощь! А вот эту большую тарелку просим передать Зимушке. А за то, что вы помогли нам расписать тарелочки, мы приготовили вам подарок - это яблоки из яснополянского сада. (Дети благодарят).

Липунюшка и Филиппок уходят.

Воспитатель: Ну, вот мы и справились с заданием Зимушки-зимы. Сложное задание нам дала она? Вам понравилось наше путешествие? Ате- перь ребята, нам пора возвращаться в детский сад.



Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад комбинированного                                                  вида № 28».

Конспект занятия по программе:                    «Здравствуй, музей!»

Тема: Ярмарка народной игрушки».

(старший дошкольный возраст).

Серикова Т.В.,

воспитатель

г. Щёкино 2010 г.

Цель:                                                                                                                                          1. Совершенствовать  знания детей о народном  искусстве.                                                                      2. Закреплять знания детей о промыслах, технологии изготовления.                                                    3. Учить детей, используя традиционную технологию росписи раскрашивать заготовки объёмных глиняных игрушек (дымковской, филимоновской).                                                                 4. Совершенствовать навыки детей в работе с кистью (всем ворсом, и кончиком кисти), подбирая цвет, смешивая краски при необходимости.                                                                      5. Воспитывать эмоцилнальное чувство отзывчивости на изделия народного искусства.    Ход занятия:                                                                                                                                            Звучит музыка «Ярмарка» ( в исполнение В. Леонтьева).                                                     Дети входят в группу.                                                                                               Воспитатель:                                                                                                                                           Русская ярмарка.                                                                                                                                    Это ли не чудо.                                                                                                                                     Едут на ярмарку.                                                                                                                                               Гости отовсюду (показать на гостей).                                                                                                     Давайте с ними поздороваемся.                                                                                                     Мастера дивятся.                                                                                                                                       Что делают игрушки,                                                                                                                                     Ну. Что покажем чудеса,                                                                                                                    Пусть оживут зверушки? (Да)                                                                                                                          Выберите себе, пожалуйста, заготовку и займите места.                                                                                                     Вы удобно расположились?                                                                                                                              А теперь чудо- мастера, попробуйте дать ответ, игрушку какого промысла вы выбрали, и что помогло вам это определить?                                                                                                          Только обратите внимание, что пока мы с вами говорили о бесцветных игрушках.   (Ответы детей) (чем отличаются дымковская и филимоновская игрушки).                             Но не все знают наши секреты, так как же помочь покупателям выбрать по желанию дымковскую или филимоновскую игрушку? (ответы)- их нужно раскрасить)                                                               Мы будем одинаково раскрашивать эти игрушки или по - разному? (ответы детей)                            Ну тогда мы с вами перечислим элементы росписей этих игрушек, а Коля и Оля будут их выкладывать на мольберте.                                                                                                        Чудо- мастера, а мы с вами будем использовать чистые краски или смешивать?              (ответы детей).                                                                                                                                            Ну. Вот мы наверно все обсудили, а теперь нам пора размяться.                                      (Выходят, и дети, называя пословицу, выполняют под нее движения).                    «Умелые руки не знают скуки»;                                                                                                     «Глаза боятся, а руки делают»;                                                                                                         «Сделал дело - гуляй смело».                                                                                                             Вспомните еще раз, как выглядит уже раскрашенные игрушки, приступайте к работе. Звучит спокойная музыка). (Дети раскрашивают игрушки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, если это нужно, на своем образце).                                            (За 3-5 минут до окончания занятия):                                                                                                                  Чудо-мастера, пора заканчивать, совсем скоро надо будет открывать лавки и начинать торговлю.                                                                                                                                                                       И я для вас тоже приготовила сюрприз.                                                                                                             Наши лавки сегодня будут тоже в виде каруселей. Одна дымковская, другая филимоновская. Вы можете поставить свои работы и полюбоваться ими.                                                Вот и кончилось наше занятие.                                                                                                                 Спасибо всем большое за работу.                                                                                                                                    А гостям мы сейчас продадим игрушки, изготовленные специально для них за доброе слово или пословицу. (Дети раздают игрушки).



Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад комбинированного                                                  вида № 28».

Конспект занятия по программе:                    «Здравствуй, музей!»

Тема: «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек»                

(старший дошкольный возраст).

Серикова Т.В.,

воспитатель

г. Щёкино 2010 г.

Цель:

1. Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха – гребешок – корона и богатое оперение, у курочки – маленький хвост, небольшой гребешок.                                                                                                                                                     2. Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путём налепа.                                                                                                                                                         3. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие.

Материал:                                                                                                                                         

глина, вода, тряпочки, станки с поворотными кругами, дымковские игрушки.

Предварительная работа:

Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.

Ход занятия:

Раздаётся цокот копыт и звон колокольчиков.                                                      Воспитатель: Дети, кто–то приехал к нам на лошади! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! Посмотрите, какая она красивая, нарядная.                                     ( Вносит подставку с дымковскими игрушками: птичницей, петухом, курицей). Воспитатель: Дети с кем приехала птичница?                                                                             Дети: С петухом и курицей!                                                                                                          Воспитатель: Правильно, вот таких петухов и курочек мы с вами сегодня будем лепить, а птичница в конце занятия скажет нам, как удались наши игрушки. Дети , мы с вами уже лепили петуха и курочку, давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских игрушек?                                                                                                                                                                  Дети: Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья волнистые.                              Воспитатель: Верно, у дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается. Вы заметили?                                Дети: У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы – маленький. У курицы гребешок вверх вытянут, а у петуха – шапочкой.                                                                       Воспитатель: Да, хвост у петуха богаче, больше волнообразных крыльев, а гребешок, как корона. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем делю пополам, чтобы получить два боковых крыла. Затем прикрепляю одно крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно.                                                                          А кто расскажет, как лепить корону – гребешок?                                                                    Дети: Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове, соединить и прищепнуть края.                                                                                                         Воспитатель: Правильно, с чего начнете работу?                                                                                                   Дети: С деления глины на большой кусок и поменьше.                                        Воспитатель: Как лепить птицу?                                                                                         Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем оттягиваются головка с шеей и хвост, а потом приклепляются гребешок и крылья.                                                               Воспитатель: Для чего нужна вода и тряпочка?                                                                     Дети: Чтобы загладить поверхность игрушки, сделать её гладкой, ровной. Воспитатель: Приступайте к работе.                                                                                      (Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приёмами лепки, подсказывает, помогает советом, ведёт индивидуальную работу).                  Анализ занятия: Воспитатель говорит, что птичница рассмотрела игрушки, они понравились ей. Танин пнтушок красивый, вытянул шею, раскрыл клюв, хочет запеть от радости, крылья у него волнистые с боков и на хвосте, хорошо рикреплены и отглажены, вид у петушка важный. Петя сделал курочку – хохлатку, он постарался аккуратно загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется поиграть. А теперь вы расскажите об игрушках своих товарищей.                                                                                Дети рассматривают работы и слушают русскую народную плясовую мелодию («Светит месяц», «Из-под дуба» и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» Старшая группа

Программное содержание образовательной деятельности:«Художественное творчество»- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.- Помочь де...

Конспект НОД по ИЗО "Дымковская игрушка" в подготовительной группе

Цели НОДЗакреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. У...

конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"

конспект занятия в старшей группе "Знакомство с дымковской игрушкой"  (на основе занятия Лыковой И.А)...

Конспект занятия: "В мастерской дымковской игрушки"

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка «Птица» (по дымковской игрушке).

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска глины...

Конспект занятия лепка «Птица» (по дымковской игрушке) 2022 г.

Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). ...