Консультация для воспитателей по ИЗО
консультация по рисованию (средняя группа) по теме

Татарченкова Надежда Ивановна

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_izo.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей      

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения.. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал. 

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию.

Дидактические игры по ИЗО позволяют развивать мышление, фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие, активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с теплыми и холодными цветами.  

Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские дидактические игры – главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.

Так, в процессе игры у детей формируется правильное отношение к тому, что их окружает, к явлениям повседневной жизни, природе, игры     углубляет знания ребёнка, что, конечно же, является умственным воспитанием. 

Детские дидактические игры развивают сенсорику, ведь чтобы полноценно познавать окружающий мир, ребёнок должен его ощущать и воспринимать. Дидактические игры заботятся о развитии речи детей. В игре ребёнок обогащает свой словарь,     учится правильно произносить звуки и целые слова, строить предложения, чётко выражать свои мысли.

  Любые игры становятся дидактическими, если их основными компонентами станут: дидактическая задача, правила и игровые действия.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность     состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.  Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-либо знания, овладевают  определёнными умениями и навыками, учатся обобщать, классифицировать, выделять основные признаки и др.

Каждая дидактическая игра состоит  из познавательного содержания, игрового  задания, игровых действий. Содержание формулируется как цель и преподносится ребёнку как игровое задание, которое, как правило, заинтересовывает детей. Они выполняют  действия (игровые), тем самым вовлечены в познавательную деятельность. Воспитатель выступает в роли организатора.  

            По характеру использования материала дидактические игры подразделяются на:

- предметные (это дидактические материалы и игрушки);

- настольно-печатные и логические игры;

- словесные игры.  

           Дидактическая игра,   характеризуется сочетанием наглядности, слова воспитателя и действий самих детей (с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д).

           Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям – все это составляет содержание умственного воспитания  

Дидактическая игра характеризуется большим разнообразием форм умственной и практической деятельности детей. Маленьким детям нужно обеспечить практические формы деятельности. Они должны иметь возможность постучать, поколотить, переставить, переложить предметы, разобрать предмет на составляющие его части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, требующим использования всех анализаторов: зрительного, слухового, двигательно-моторного и осязательного.

Рекомендации, которые воспитатель должен учитывать при проведении их:

  • Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, предметы. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, предметами, аккуратно складывать их по окончании игры.
  • Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого проводить обучение игровым действиям с игрушками и предметами, выполнение действия вместе с ребенком. Постепенно вносить в группу новые дидактические игры, по мере их усвоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).
  • Развивать у детей самостоятельность, навыки самоорганизации, творческих отношений в игре. Поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки.
  • Объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Предлагает вспомнить сказку, ее персонажей, поступки, затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, избегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реплик негативного характера. По окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой детей, подчеркнув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился успеха, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжении., создать радостную перспективу («В следующий раз будем играть еще лучше») или когда дети освоят предыдущую игру («Новая игра будет еще интереснее»).
  • Широко использовать дидактические игры с предметами и игрушками в течение дня. При проведении игр не забывать про улыбку, эмоциональный настрой и лаконичную речь. Подготовить игровой материал (Красочный, яркий и привлекательный для детей.). Проводить консультации по подбору и методике проведения дидактических игр с предметами и игрушками в условиях семейного воспитания.

Дидактически игры. (Средняя группа)

Каждая игра для ребёнка – это процесс познания и творения красоты, поиска нового, удивления и радости, что составляет обязательное  условие успешного психического развития ребёнка. Игры помогают детям обогатить свои впечатления об окружающем,  расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют  отношения с взрослыми и сверстниками. Предметный мир начинает приобретать для них яркость, чёткость, становится объектом познания и преобразования. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельность и творчество.

Составные цвета

Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, которые называют составными, потому что они составляются из основных цветов.

Смешивание

красного и жёлтого даёт нам оранжевый, 

красного и синего – фиолетовый,

синего и жёлтого – зелёный.

Тёплые и холодные цвета

Ещё один из способов деления цветов по признакам – деление на тёплые и холодные цвета. Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня.     Так же ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета луны, сумерек, цвета мороза. «А что же зелёный?» - спросите вы.   Он находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит от его качества, от того, какого цвета в нём больше. Если жёлтого, то зелёный цвет тёплый, а если синего, то – холодный.

Подбери любимые цвета для снеговика (холодные)  и солнышка (Теплые)

  «Обувной магазин»

Задачи:

- продолжать знакомить с цветовыми эталонами;

- развивать способности различать до 2-ух оттенков цвета;

- ввести в активный словарь на основе цветового восприятия слова, обозначающие оттенки: «светло-…ный», «тёмно-…ный»;

Материалы карточки с изображением одного сапога (светло-зелёный, тёмно-зелёный, светло-синий, тёмно-синий, светло-жёлтый, тёмно-жёлтый, светло-красный, тёмно-красный). Отдельно к каждой карточке сапог из картона соответствующего цвета.

Игровые правила: найти по цвету вторую пару каждому сапогу и выложить на карточку, чтобы получилась пара одинаковых сапог.

Ход:

- Кто-то в магазине перепутал все сапоги. Помоги продавцу правильно разложить сапоги.

- Подбирай их по цвету, называй какого цвета сапоги. Есть сапоги очень похожие по цвету – надо назвать их правильно, точно.

 

 «Какой хвост у петушка?»

Задачи:

- закреплять знания детей о цветах спектра и порядке их расположения;

- развивать цветовое восприятие детей: видеть цветосочетание;

- развивать мелкую моторику рук при работе с мелким раздаточным материалом; 

Материалы:: 2-е карточки с изображением петушка без хвоста, 2-а набора полосок из картона в форме полумесяца всех цветов спектра.

Игровые правила: выложить из полосок хвост петушка, расположив цвета по порядку как в радуге.

Ход:

- Посмотри, петушок потерял свой хвостик, и теперь он грустный. Надо ему помочь. Давай сделаем ему хвост вот из этих разноцветных пёрышек. Чтобы хвост был красивым надо выкладывать перышки, подбирая их по цвету как у радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый). Посмотри, как сочетаются цвета.

- Теперь ты выкладывай и рассказывай, как делаешь. Проверь, всё ли ты сделал правильно, нет ли ошибок.

«Гусенички»

Задачи. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги  теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

  «Осенние ветки»

Задачи:

- учить детей соединять представление о цвете с представлениями, о реальных объектах;

- развивать цветовое восприятие: дифференцировать цвета (красный, оранжевый, жёлтый);

- упражнять детей в воссоздании зрительного образа в цвете, опираясь на контурные изображения листьев;

Материалы: карточки с изображением ветки и контурным изображением листьев, листья из картона красного, оранжевого, жёлтого цветов по 3 штуки каждого цвета.

Игровые правилавыложить листья заданного цвета на карточку, на их контурное изображение.

Ход:

- Наступила осень. Летом все листья на деревьях были зелёного цвета, а осенью они меняют свой цвет.

- Вот мы увидели дерево, на ветках которого все листья жёлтые. (Дети выкладывают на карточку только жёлтые листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)

- Чуть подальше стоит дерево с оранжевыми листьями. (Дети выкладывают на карточку только оранжевые листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)

 - А рядом дерево с красными листьями. (Дети выкладывают на карточку только красные листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)

- Самое нарядное дерево с разноцветными листьями. Выложите листочки все разного цвета (жёлтый, оранжевый, красный).

- Одну веточку мы сорвали, чтобы украсить группу. Самостоятельно придумайте, какие листочки будут на ветке. (Дети выкладывают и рассказывают о своём выборе.)

 

  «Ягоды поспели»

Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?  

Татарченкова Н.И.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...