Главные вкладки

    «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Выступление на педагогическом семинаре.
    статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Рыжова Татьяна Сергеевна

     В данном выступлении отражен мой опыт работы с детьми в кружке "Умелые ручки", имеется информация о различных техниках нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Также представлено описание  мастер-класса по кляксографии для педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon netrad.ris_.vystuplenie_na_seminare_28.02.2015.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №4 «Березка»

     «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

    Выступление на педагогическом семинаре.

    Воспитатель:

    Рыжова Т. С.

    29 января 2015 г.

    Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в детском саду. Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного рисования.

    Вступительное слово.

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогического процесса.  Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунки, аппликации). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Поэтому необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее  станет деятельность его воображения.

    Во время работы я столкнулась с такой проблемой: многие дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, что они не умеют и у них ничего не получится.
    Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. И в таких случаях эти проблемы поможет решить нетрадиционное   рисование. С его помощью легко побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.  
    Рисование нетрадиционными способами- увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.   Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь нет слова «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции.

    Виды нетрадиционного рисования.

    В младшем дошкольном возрасте можно использовать такие техники.

    Рисование пальчиками .

    Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета,  листы бумаги, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Рисование ладошкой.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку  или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить со следующими техниками.

    Тычок жесткой полусухой кистью.

    Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей фактуры.

    Оттиск поролоном.

    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена  подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

    Восковые мелки + акварель.

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

    Свеча + акварель.

    Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

    Набрызг.

    Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона.

    Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

    Отпечатки листьев.

    Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более сложные техники.

    Оттиск смятой бумагой.

    Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    Монотипия.

    Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    Также при помощи метода монотипии  можно нарисовать красивые пейзажи.

    Точечный рисунок.

    Способ получения изображения: взять фломастер или карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

    Рисование на мокрой бумаге.

     Этот метод хорошо применять для выполнения размытых рисунков и для рисования фона. Нужно намочить в чистой воде кусочек поролона, отжать его и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     Детям лучше объяснить, что в творчестве нет правильного, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.


    Мастер-класс для педагогов.

    А теперь, уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас еще с одним из видов нетрадиционного рисования — кляксографией с трубочкой. Детям очень нравится этот метод рисования, думаю, что и вам будет интересно освоить его. Чтобы получить кляксу, нужно зачерпнуть ложкой краску и вылить ее на лист бумаги. Затем подуть на краску через трубочку, чтобы получилась клякса. Во время выдувания можно покачать трубочкой из стороны в сторону, чтобы получилось больше мелких ответвлений.
    А когда ваши кляксы подсохнут, посмотрите, на что они похожи и дорисуйте фломастером недостающие детали.

    Список используемой литературы.

    1. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.  

    2. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.

    3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.

    4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

    5. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

    6. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

    7. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

    8. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.

    9.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.

    10. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.

    11. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

       Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и ...

    "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

    Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

    на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"...

    Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

    Данный семинар-практикум позволяет раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой ак...

    Семинар-практикум для воспитателей ««Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    В работе раскрывается  значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показана  а...