Главные вкладки

    Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности в изобразительной деятельности при реализации индивидуального маршрута развития
    методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Горчакова Наталья Леонидовна

    Словесные игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevoe_vzaimodeystvie.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности в изобразительной деятельности при реализации индивидуального маршрута развития». 

                                                                                                            Горчакова Н.Л.

                                                                                                            Воспитатель

    Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект образовательной деятельности. А это в свою очередь, создает благоприятные условия для развития детей с признаками какой – либо одаренности.

    Одним из направлений моей профессиональной деятельности является сопровождение детей с признаками художественной одаренности и развитие их изобразительных способностей. Что это за дети? Это дошкольники, которые выделяются яркими достижениями в рисовании, лепке, аппликации или конструировании.

     Немаловажную роль в развитии художественно – творческого потенциала таких детей имеет речь. Ребенок с признаками одаренности отличается способностью все подмечать, рассуждать, выдвигать гипотезы и объяснять. Чем больше ребенка погружают в речевую среду, тем выразительнее его творчество. Сократ когда – то сказал: «Заговори, я хочу тебя увидеть». Творчество всегда субъективно, как и мнение созерцающего. Представьте, что перед вами несколько абстрактный рисунок одаренного ребенка – дошкольника. Сможете ли вы сразу понять замысел рисующего? Без уточняющих вопросов – вряд ли. Так через творчество приходит осознание авторского почерка, а через речь – осознание авторского голоса.

    Речевое взаимодействие педагога и ребенка с признаками одаренности начинается с момента диагностирования одаренности и сопровождается на всем пути индивидуального маршрута развития ребенка. Трудно себе представить организацию изобразительной деятельности с одаренными воспитанниками, не прибегая к традиционным словесным методам, таким как беседа, рассказ, художественное слово, пояснение и другие. С помощью беседы педагог может «оживить» детские впечатления, уточнить замысел творческой работы или помочь оценить результат, а может с помощью беседы сопровождать процесс обследования (рассматривания) объекта.

    Используя художественное слово,  педагог воздействует на эмоциональную сферу ребенка, вызывает интерес к теме, оживляет образ.

    Живое общение взрослого и ребенка устанавливается там, где используются рассказы (рассказы творческого характера, рассказы из личного опыта, рассказы по картине).

    Пояснение, совет, напоминание – как словесные методы позволяют педагогу и ребенку правильно спланировать и организовать изобразительную деятельность. А поощрение со стороны взрослого стимулирует ребенка, создает ощущение успешности и побуждает к деятельности.

    Все вышеперечисленное свидетельствует о тесной взаимосвязи деятельности и общения. Одно дополняет другое и наоборот. Принимая во внимание, что основным видом деятельности дошкольников является игра, можно говорить о триаде действий: «общение – игра – деятельность». Следовательно мы должны максимально использовать в своей работе не просто словесные методы и приемы, а с игровым содержанием. Педагог Е.А. Флерина в своих педагогических трудах обращает внимание на то, что игра позволяет решать изобразительные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Существует много словесных игр и приемов, направленных на развитие речи, развитие логического мышления и воображения, а так же способствующие развитию изобразительных способностей в процессе речевого взаимодействия с педагогом. Эти словесные игры будут полезны всем педагогам, кто работает с детьми дошкольного возраста и начального школьного.

    1. Игра «Отгадай предмет»

    инструкция: Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

    - Глаза, лоб, нос, ресницы, подбородок, щеки –… (лицо);

    - Короткая стрижка, косички, челка, длинные вьющиеся волосы - …(прическа).

    Использую данную игру в совместной работе с детьми с признаками художественной одаренности в изобразительной деятельности,  по теме «Портрет известного человека», для уточнения представлений о деталях портрета.

    2. Игра «В редкие слова»

    инструкция: Из трех редко встречающихся или старинных слов выберите только то, что подходит под иллюстрацию.

    - Горшок, рыльник, плошка;

    - Ухват, садник , кочерга.

    Игра развивает способность строить догадки, размышлять по поводу названия предметов, расширяет словарный запас ребенка. Использую данную игру при прохождении тем из цикла «Мир предметов и вещей».

    3. Игра «Волшебные слова»

    инструкция: Я назову слово, обозначающее признак, а вы подумайте, что имеет такой признак.

    - Веселый…(смех, настроение, день, случай, сон);

    - Светлое…(платье, воспоминание, будущее, небо).

    Игра нацеливает на то, чтобы ребенок ассоциативно выделял из объектов окружающего мира те объекты, которые соответствуют признаку. Использую игру для вовлечения воспитанников в реалистические и фантастические рассказы с последующим изображением.

    4. Игра «Что общего у предметов»

    инструкция: Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общего.

    - Танки, самолеты, раненые люди…(война)

    - Елка, санки, снегири…(зима).

    Использую игру, если есть необходимость в классификации и обобщении понятий, а так же при сравнении рисунков, иллюстраций.

    5. Игра «Отгадай название объекта по описанию»

    инструкция: Речь пойдет о диких животных, узнай и назови животного по описанию.

    - Длинноухий в белой пушистой шубке…(заяц);

    - Ветвистые рога, длинные ноги…(олень).

    Использую игру при прохождении цикла «Мир животных» для уточнения характеризующих особенностей животных. Аналогично можно построить игру с растениями, предметами и прочими объектами.

    6. Игра «Чехарда»

    инструкция: В моем предложении что – то будет не так. Исправь предложение.

    - Стул спрыгнул с котенка;

    - Береза спряталась под зайцем.

    Эффект «противоречия» в данной игре озадачивает, мотивирует  и побуждает детей установить порядок вещей с помощью речи. Игра приучает быть внимательным не только к слову, но и к собственному изображению, когда требуется найти ошибки и несоответствия, например: человек, изображен больше дома.

    7. Игра «Согласие – несогласие»

    инструкция: Я буду высказывать мысль, если вы с ней будете не согласны, объясните, почему.

    - Сегодня, будет дождь! (нет, не будет дождя, - небо ясное).

    Данная игра формирует умение выражать собственное мнение относительно какой – либо темы или объекта.

    Существует немало словесных игровых приемов, которые помогают при рассматривании картины или иллюстрации.

    8. Игровой прием «Подзорная труба»

    инструкция: С помощью пальцев рук сконструируйте подзорную трубу. Посмотрите в нее. Наведите ее глазок на один из объектов картины, назовите, что вы видите.

    Этот прием активизирует внимание детей, позволяет определить состав картины.

    9. Игровой прием «Волшебник - Объединяй»

    инструкция: Пришел Волшебник - Объединяй и объединил два объекта на картине (показ этих объектов). Догадайся, почему он это сделал?

     Аналогично может прийти Волшебник – Наоборот, Волшебник Увеличения – Уменьшения, Волшебник – Оживления.

    10. Игровой прием «Ищу друзей»

    инструкция: Найти объекты, которые друг с другом связаны по взаимному расположению, по цветовой гамме или другому признаку.

    11. Игровой прием «Ищу недругов»

    инструкция: Найди объекты на картине, которые между собой не дружат (следует учитывать, что ответы детей будут субъективными).

    12. Прием «Эмпатии» или «Вхождения в картину»

    инструкция: Представь себя одним из объектов картины, расскажи о себе: что ты чувствуешь, о чем думаешь?

    13. Игровой прием «Перемещение с машиной времени»

    инструкция: Выбери себе объект на картине, который с помощью машины времени мы сейчас отправим в будущее (в прошлое). Расскажи, что с ним будет!

    Данный прием позволяет составить рассказы – фантазии с преобразованием.

    14. Игровой прием «Называйка»

    инструкция: Какая из трех пословиц лучше всего подойдет к названию картины? или: Найди самое удачное название картине из трех предложенных. Объясни свой выбор.

    15. Прием словесного рисования строится на основе прочитанной сказки, рассказа, стихотворения. Но это, ни в коем случае не пересказ.

    На первом этапе освоения данного приема, например, при описании внешности петушка, после словесного описания ребенком каждой его составляющей (хвостика, лапок, грудки, гребешка, бородки) педагог подкрепляет устное описание  зрительным -  использует картинки (части петушка). Каждый раз спрашивает, такими ли представляли  дети хвостик, лапки и т.д.

    На следующем этапе дети словами «рисуют» выбранный эпизод, а потом сверяют его с соответствующей иллюстрацией в книге.

    И только на заключительном этапе овладения ребенком устным творчеством можно предложить самостоятельно, без зрительной опоры выполнить словесное рисование к тексту.

    Хорош этот прием тем, что приучает ребенка последовательно и содержательно излагать содержание прочитанного произведения, подготавливает воспитанника к письменному изложению в школе, способствует иллюстрированному рисованию.

    16. Прием комментированного рисования по методу Н.В. Микляевой.

    Заключается данный прием в том, что во время изображения объекта, путем нажатия на карандаш, тот как бы оживает «включается» и с ним можно разговаривать во время работы, согласовывать замысел, последовательность работы и прочее. Таким образом  рисующий вступает в диалог с карандашом, а на самом деле находится в диалоге с самим собой. Действует от двух лиц одновременно. В данном приеме задействованы  одновременно разные сферы ребенка: диалогическая речь в двух лицах, функции координации и анализа  действий, само действие – изображение.

    Перечисленные словесные игровые методы и приемы развивают не только речь и мышление ребенка, но и формируют в нем такие качества как «наблюдательность», «внимание», «волевые усилия». Дети  учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение героев, правильно излагать свои мысли, пересказывать и рассказывать об уведенном или прочитанном. А педагог в свою очередь имеет возможность развивать на этом материале еще и изобразительные способности воспитанников. На этом речевое взаимодействие педагога с ребенком с признаками одаренности по изобразительной деятельности не заканчивается. Очень важно включить в этот процесс родителей, которые для ребенка более авторитетны, чем педагог, а значит, способны стать нашими партнерами и помощниками.

    В чем могут помочь нам родители? В правильной оценке результата детской деятельности. Ведь кроме как слов – похвалы: «молодец!», «красиво!» родитель не знает о чем еще можно побеседовать с ребенком, рассматривая его творческую работу.

    В своей работе с родителями я использую буклеты, в которых прописаны рекомендации в организации несложных игровых наблюдений в природе, которые можно выполнить по дороге в детский сад. Пример:

    - Рассмотрите два рядом стоящие дерева одного вида. Будут ли они совершенно одинаковыми по высоте и толщине ствола, по внешнему строению? Предложите ребенку игру на воображение: «Представь, что все деревья это заколдованные люди. Расколдовать их можно, если придумать подходящие по внешнему виду  дерева название. Это дерево высокое и мощное с сильными сучьями, похожими на руки силача, назову его силач. Теперь твоя очередь расколдовывать дерево».

    В буклетах так же прописаны инструкции для родителей к обсуждению с ребенком содержания его проделанной творческой работы. Пример:

    В первый день изобразительной деятельности ребенок создал живописный фон в одной из техник, но саму композицию еще только предстоит воплотить на следующем (условно) занятии. Как родителю оценить творчество ребенка на промежуточном этапе работы по теме «Скатерть – самобранка»? Предлагаю следующие инструкции:

    - Дорогие родители! Перед вами волшебная скатерть – самобранка, выполненная в технике ровной заливки бумаги краской. Рассматривая с ребенком скатерть, поинтересуйтесь, почему он выбрал именно этот цвет? Повседневная или праздничная это скатерть? Какие угощения заказал бы с ее помощью? Кого бы хотел угостить в первую очередь? С помощью каких волшебных слов заставил скатерть выполнить желание? А как бы отблагодарил ее?

    В заключение хочу сказать: речевое взаимодействие с дошкольниками, в том числе и с одаренными, является важной составляющей их развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

    Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

    Доклад и презентация «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности»

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении мног...

    Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития "условного-одаренного " ребенка.

    Составление индивидуального маршрута развития "Условно- одаренного ребенка" , а также ведение дневника наблюдений  за реализацией данного маршрута....

    Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»

    Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...

    Индивидуальный образовательный маршрут, как средство развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности (формирование элементарных математических представлений)

    В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят п...

    "Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в игровой деятельности"

    quot;Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в игровой деятельности"...