Материал по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Отчет по самообразованию на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobraz-e.netrad.tehniki.ris-ya.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 888

Дошкольное отделение.

Отчет по самообразованию.

Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнил воспитатель

Разумцева Екатерина Алексеевна

Москва 2013-2014 учебный год.

Содержание.

Введение...............................................................................................................3

I.Теоретическая часть.

 1.1.Обоснование использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста............................................................................................................4

     1.2. Виды и техники нетрадиционного рисования......................................6

     

II. Практическая. часть.

     1.1.Конспекты занятий...................................................................................11

Заключение...........................................................................................................27

Список литературы..............................................................................................28

Введение.

Актуальность темы. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                          В.А. Сухомлинский.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по–разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.

Работая по теме самообразования, я убедилась, что дети любят рисовать не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество»,вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Дети обожают сюрпризы, поэтому деятельность такого рода для них всегда праздник.

Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Сформировать у детей технические навыки рисования.

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

1.1.Обоснование использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

 Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.

 На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.

 В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.

 Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

 Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

 Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки) .

 Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

 Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. п.

 Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

 Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.

1.2. Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Еще одной достаточно интересной техникой для рисования является квиллинг – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Практическая часть работы.

Конспекты занятий:

Конспект занятия «Зимний лес» (оттиск капустного листа)

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.

Программные задачи:

1.     Обучающая:

-Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге и наносит оттиск на бумагу;

-Познакомить с приемом –  отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.;

2.     Развивающая:

-Развивать творческую индивидуальность.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

3.     Воспитательная:

- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

- Воспитывать  интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

 -Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Техника: Рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.

Оборудование: мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы,  проигрыватель, гуашь белого цвета; листы цветной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, капустные листы, снежный ком с сюрпризом внутри.

Ход занятия:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель:

Ребята, предлагаю вам совершить  путешествие в царство зимней природы…

Собрались все дети в круг

 Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся

Подарим улыбки друг другу.

 Воспитатель: ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель:  Ребята, скажите пожалуйста какое время года описано в стихотворении? (Зима). – (выставляю картинку с изображением зимы).

Да, но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года.

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца.  А вы знаете зимние месяца? Назовите  их пожалуйста.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни били хмурыми и  бессолнечными.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы,  и именно в это время выпадает больше всего снега.

В: а в какие игры зимой больше всего любят играть дети?

Игра: « снежок»

Я предлагаю вам сыграть в снежки, я буду кидать вам снежный ком, а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например: «Какая зима? – снежная, холодная…» и кинуль снежный ком обратно.

Скажите пожалуйста какая же у нас зима? (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты – в словах (стихи, рассказы), композиторы – в звуках (музыка), художники – в красках (картинах). Композиторы в своих произведениях передают характер,  настроение зимы в музыке. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец  под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.

(Детям раздают султанчики и «дождик», дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты.

Молодцы ребята вы замечательно танцуете.

3.ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ У ДОСКИ.

Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист и ватные палочки).

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования. Техника рисования с которой я вас сегодня познакомлю называется отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой. Посмотрите как выполняется работа по этой технике.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа.        С помощью кисти наносим  белую краску на капустный лист.

Отпечатываем.

Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по выразительнее.

Можно взять несколько холодных оттенков, мы решили взять синий и тоже нанести его на капустный лист, получается очень интересно.

В конце можно нарисовать запорошенную снегом землю.

И используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.

Но сначала подготовим пальчики к работе.

4.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Закрутились, завертелись белые снежинки.(фонарики)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки. (руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.(руки вниз)

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.(пальцы в щепотку, разжать)

Заспешили на прогулку дети и старушки.(пальцами одной руки проходим по ладони другой)

5.ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЕТЬМИ.

Ребята, с чего мы начнем работать?                                                                                      А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой сказочный лес. (дети работают под музыку «Рисуем»).

Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и  полюбоваться бесконечным,  зимним лесом.  

6.АНАЛИЗ РАБОТ:

Как вы думаете у кого получилась самая заснеженная работа?

У кого саамы густой лес?                                                                                                        У кого самые высокие сугробы?                                                                                                А кого самая аккуратная работа?

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?                               Каким способом мы рисовали деревья?                                                                                    С помощью чего мы изобразили падающий снег?

Закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы стихотворением поэта С. Есенина:

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

 Всё его одело.

Тёмный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Конспект занятия «Ветка сакуры» (кляксография)

Задачи:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Развивать дыхательную систему.

Развивать воображение и мышление.

Оборудование:

- образец;

- бумага;

- акварель;

- трубочки для коктейля.

Словарная работа:

Активизация словаря: трубочки для коктейля.

Обогащение словаря: кляксография, акварель.

Предварительная работа: Наблюдение за ветром, травой, кустарниками и деревьями во время прогулки. Выдувание воздуха через коктейльные трубочки.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня на прогулке мы видели с вами, как ветерок колыхал травку и кустики. Покажите ручками, как колыхалась травка (дети поднимают руки вверх, машут из стороны в сторону). Мы с вами сейчас превратимся в ветерок и так же, как и он, попробуем поколыхать травку (дети дуют).

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. пять -

Мы идем гулять (дети шагают на месте)

Мы в окошко поглядели, (повороты головы влево - вправо)

Мы на солнце посмотрели

И панамочки надели (поднять руки вверх и положить кисти на голову)

Зашагали по дорожке -

Влево ножка, вправо ножка, (дети шагают на месте)

Носом - вдох и выдох - ртом,

Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)

Воспитатель: Посмотрите на мой рисунок, я тоже поиграла в ветерок и вот, что у меня вышло (показывает рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на травку или веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами научимся при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники. Выполнение работы)

После того как дети нарисовали веточку, предложить им украсить ее нежными цветочками и несколькими листиками.

В конце занятия провести беседу по закреплению материала по теме.

Конспект занятия «Белая береза» (оттиск мятой бумагой)

Программные задачи:

 Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза». Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «рисование мятой бумагой», для придания объема снежным сугробам. Формировать эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

 Листы бумаги формата А4, тонированные в пастельные тона: голубой, розовый, сиреневый, либо цветная бумага для принтера; гуашь, смятая бумага писчая; кисти мягкие, например, белка №4, 5. У педагога – образец с изображением зимней березы.

Предварительная работа:

 Чтение стихотворения «Белая береза» С. Есенина; беседы о березе, о зимнем явлении природы – инее; рисование деревьев; прогулки и наблюдения. Словарная работа: игра «Скажи красиво» (подбор определений к словам) .

Содержание занятия:

 Педагог: Ребята, недавно мы прочли красивые стихи о зимней заснеженной березе, и сегодня я снова напомню их вам:

 Белая береза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

 На пушистых ветках

 Снежною каймой

 Распустились кисти

 Белой бахромой.

 И стоит береза

 В сонной тишине,

 И горят снежинки

 В золотом огне.

 А заря, лениво

 Обходя кругом,

 Обсыпает ветки

 Новым серебром. (Показываю изображение березы)

 Поэт Сергей Есенин нашел очень красивые слова, чтобы рассказать о березе. Только я не поняла, каким это серебром принакрылась береза? (снегом или инеем). Но ведь снег белый. Почему его сравнивают с блестящим металлом? (снег блестит, искрится, особенно при свете солнца). На дворе зима, у березы нет листвы, почему же поэт называет ветки пушистыми? (они покрыты пушистым снегом, инеем). Давайте мы с вами опишем березу так же красиво, как поэт Сергей Есенин, только своими словами. Какая береза?

 Дети отвечают: белая, красивая, стройная, снежная, серебристая, нарядная. Педагог: Молодцы! Вы подобрали такие замечательные слова, что я представила березу как красивую девушку, которая повязала нарядную шаль с бахромой и вышла прогуляться.

 Давайте, ребята, выйдем из-за столов и «прогуляемся».

Динамическая пауза «Березка»

 Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод,

 И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода) .

 Разойдемся в круг большой (расходятся,

 И покружимся с тобой (кружатся) .

 Дует ветер на тебя (вдох-выдох,

 И садятся птицы (приседают) .

 А на ветках у тебя

 Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки) .

 На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам,

 Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся)

 Предлагаю нарисовать сегодня красивую стройную зимнюю березку с ветками, покрытыми серебристым инеем. Кто хочет рассказать, что нарисуем сначала, что потом? Дети рассуждают: нарисуем снежную поляну, на ней березу – ствол, ветки.

 Педагог: У березы ветви прямые или изогнутые? (Изогнутые)

 Педагог: Как будем рисовать изогнутые ветви? (От ствола вверх, закругляем, вниз)

А чтобы снег казался таким же пушистым, как настоящий, мы будем его рисовать комочком смятой бумаги (показ техники)

 Дети приступают к рисованию. Педагог по мере необходимости проводит индивидуальную работу. Методы: похвала, словесное побуждение, показ.

Итог занятия: выставка работ. Педагог: Сколько берез! Ребята, как называется большое количество берез в одном месте: лес, бор, дубрава, роща? Дети: Березовая роща.

 Педагог: Предлагаю вам сейчас рассказать о своих березах: какие они – большие или маленькие, что делают – спят или разговаривают друг с другом. Вот мой образец. Слушайте внимательно: Моя береза – совсем ребенок: маленькая, тоненькая. Недавно прошел снег, засыпал ей все ветки, и они сильно наклонились. Моя березка спит и ей снится сон про лето.

 2-3 ребенка по желанию рассказывают про березу.

Конспект занятия «Осенние деревья у пруда»

Задачи:

 Совершенствовать технику рисования акварельными красками.

 Расширить возможность способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатление об осени адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

 Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с осенними пейзажами известных художников. Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья, отражающиеся в воде. Наблюдения за деревьями на прогулке. Экспериментирование с изображением в зеркале. Знакомство с зеркальной симметрией. Беседа о наблюдениях на прогулке за отражением в лужах.

 Материалы, инструменты, оборудование:

, музыкальный центр, ноутбук, белые листы, акварельные краски, кисточки разных размеров, палитра, баночки с водой, тряпочки, ватные диски, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

 Содержание организационной деятельности детей:

 (дети стоят на ковре)

 Педагог:

 - Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я осень! Вы любите осень? (ответы детей)

 - В народе меня называют волшебницей! А почему меня так называют? А волшебницей меня называют потому, что я умею раскрашивать листья. У меня есть волшебная кисточка, которой я превращаю листья в золотые, желтые, красные цвета…

 Педагог:

 - Ветер унес кисточки вместе с опавшими листьями, но он добрый, волшебную кисточку обязательно вернет, если вы мне в этом поможете…

 Педагог:

 - прочтите стихи об осени… (дети вспоминают стихи про осень)

 (музыка ветра)

 Педагог:

 - Какие хорошие ребята, с вашей помощью мы нашли волшебную кисточку.

 Давайте посмотрим, что успела нарисовать наша кисточка…

 (дети рассаживаются на стулья напротив экрана)

 (презентация)

 Педагог:

 - Ребята, посмотрите, какие замечательные пейзажи нарисовала моя волшебная кисточка!

 (Дети подходят к мольберту)

 (показ сопровождается рисованием дерева)

 Педагог:

 - Как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде?

 Дети: (высказывают свои соображения)

 Педагог показывает отражение ветки рябины в зеркале и предлагает освоить новый способ рисования.

 Педагог:

 - Берем листок белой бумаги, сворачиваем его пополам, делаем линию сгиба, раскрываем листок. Лист располагаем так на столе, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода- озеро, река…

 Педагог:

 - Подбираем кисточки разных размеров и рисуем дерево в верхней части листа ствол потолще , рисуем одной кисточкой; ветки- потоньше- другой кисточкой.

 Откладываем кисточки в сторону.

 Берем смятую бумагу, смачиваем её в краску в палитре и наносим оттиск на бумаге, где на ветке должен располагаться листок. Взять другую смятую бумагу, смочить другим цветом, дорисовать листья.

 Педагог:

 -Окуните в воду ватный диск, смочите нижнюю часть бумаги, под линией сгиба и быстро складываем лист пополам, чтобы небо с деревом «окунулись в воду»; раскрываем лист и…видим два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается воде, будто смотрит в воду.

 (педагог советует детям работать надо быстро и аккуратно, т.к. отпечаток не получится, если бумага будет сухой.)

 (после показа и объяснения педагог предлагает детям пройти к столам )

 Педагог:

 - Ветер волшебную кисточку вернул, а листья на деревьях он нам вернуть не смог, но вы же не забывайте, что кисточка же наша – волшебная, я превращаю вас в маленьких волшебников для того, чтобы вы вернули листья деревьям…

 Педагог:

 - Давайте пойдем к вашим волшебным кисточками поможем ветру вернуть осенние листья.

 Педагог:

 - Сядьте прямо, ноги поставьте ровно, выпрямите спины, начинаем работать.

 (дети рисуют под тихую музыку)

 Педагог подходит к детям в процессе рисования.

 Педагог:

 - Ну вот, теперь я вижу, вы настоящие волшебники, какие замечательные осенние картины у нас получились…

Конспект занятия «Узоры на окне» (восковые карандаши+акварель)

Задачи:                                                                                                                                    

-научить преобразовывать реальную форму в сказочную.

  Выражать свои  чувства, изображать красоту окружающего мира;
- знакомство с техникой изображения  воском  и акварелью;

- создание морозного узора;

- развивать воображение, фантазию.

 Ход занятия.  

Здравствуйте, ребята! К нам пришел еще один гость  это дед Мороз (на слайде Дед Мороз)

-  Ребята, а как вы думаете, Д.М. волшебник?    А почему вы так думаете?

-     А на окнах, что Д.М. нарисовал? (добиваться полных ответов).
 - Правильно, гуляет Мороз только ночью, стучит в наши окна, а мы спим, ничего не слышим. Правильно, я Дедушка говорю? А утром просыпаемся, на окнах расписные узоры! Окно красивое! Просто загляденье! Это Д.М. нарисовал. А что он на окне нарисовал?

Давайте посмотрим на экран (показ презентации)

 - А как вы думаете, чем Д.М. рисует узоры?   (ответы )    Дед мороз волшебник.

Вот и вы сейчас, ребята, из обыкновенных   девчонок  и мальчишек превратились в настоящих волшебников.   К чему мы прикоснёмся, всё станет волшебным. Ну что же, придётся проверить наши способности волшебные. Давайте, мы с вами порисуем.

Воспитатель открывает заранее приготовленную магнитную доску с изображением многоэтажного дома, где вместо  окон  белые поля размером с альбомный лист. На каждое белое поле прикреплен магнит для удерживания будущего рисунка  окна.

Дом стоит. Ну, дом, как дом.

Только грустно что – то в нем.

Без единого узора окна в каждом этаже.

Разрисуем окна смело,

Для волшебников есть дело,

 

Зима, зимушка, зима

Краски в руки нам дала,

Чтобы радовали взоры

Чудо дивное – узоры.


 -  Скажи, мне, пожалуйста, что находится в баночках? (Правильно, в баночках находится гуашь).

-А какого цвета гуашь? (ответы).  

-Ребята, а скажите мне, если мы смешаем синюю и белую гуашь вместе, то какой получится новый цвет? Кто знает? (  ответы детей).

Вот так Д.М., дети знают, как можно получить голубой цвет, сейчас я попробую так сделать.
 - А чтобы получить небесный голубой цвет, нам нужно больше взять белой или синей гуаши?
 
Правильно, ребята, белой гуаши нужно взять больше, а синей гуаши желательно, только на кончике кисти. Вот так я и сделаю ребята, спасибо, что мне напомнили, как нужно правильно смешивать два цвета, чтобы получить третий цвет. Ребята, а воды нужно добавлять? (Ответы).
 - Смешивать я буду краску вот в этой штучке, не помню, как она называется. Ой, и правда, ведь она называется - палитра. Так, вот у меня получился голубой цвет.

А теперь, я буду разукрашивать получившейся голубой краской, вот этот обычный белый листочек. Нужно аккуратно работать, и стараться красить весь лист, чтобы ни одного свободного местечка не осталось без краски. Ребята, не забывайте о том, что рука ведёт кисточку, куда повернёт рука, туда и кисточка движется.
 - Ой, ребята, посмотрите, у меня появляются узоры, значит, я :волшебница! Вот так красота!
 Снежинки, завиточки, листочки! Дедушка Мороз, спасибо тебе за такой волшебный дар!
 А сейчас я приклею раму для своего окна (нарезанные белые полоски бумаги)

 - Обратите внимание, на столах у вас лежит бумага, но непросто бумага, а уже заданная форма окна,   вам предстоит на нём изобразить узоры. Сегодня мы будем изображать не просто узоры, а морозные узоры с помощью смешанной техники  (свеча, восковой мелок белого цвета  и акварель).  

Показываю способ работы с применением восковых карандашей  и акварели. А сейчас  мы добавим немного  блеска, чтобы наш узор стал еще красивее. Пусть переливается.

 В завершении работы дети клеят оконные рамы.

Воспитатель: посмотрите, какие узоры вы нарисовали.

Настроение  у вас радостное, значит все, удалось. Спасибо за работу.

Уборка рабочего места.

Конспект занятия «Журчат ручьи» (рисование по мокрому листу)

Задачи: Учить детей видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи. Учить видеть главное, задумываться  над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа, соотносить содержание картины со средствами выразительности.

Продолжать учить смешивать краски для получения нужного цвета, пользоваться палитрой, изображать разные породы деревьев, учитывая весенний колорит. Тонировать фон по мокрому листу бумаги, создавая весеннее небо и землю с проталинами.

Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, умение соотносить по настроению живописный образ, с  поэтическим.

Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой,  эстетическими,

искусствоведческими терминами; развивать эстетическое восприятие и воспитывать любовь к природе.

Предшествующая работа: Наблюдения на прогулках за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций, картин беседы по ним: Левитан И.И. «Весна. Большая вода», А. К. Саврасов «Грачи прилетели». разучивание стихов и загадок о весне, деревьях.

Ход занятия

Тает снежок

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает?

Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по - своему. Но есть в природе время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет  ожиданием тепла, солнца. Это время называется «весна». И нет уже сна. Что – то радостное, беспокойное звучит  в этом имени.  Весна несет всем радость любви, жизни, радость творчества. Это чувство охватывает всех людей, поэты  пишут стихи, композиторы - музыку, художники - свои картины.

Сейчас я прочту стихи русских поэтов Тютчева и Плещеева,  а вы закройте глаза и представьте то, о чем я буду читать:

Еще в полях балет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Вена идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять на долго миновала...

-  Вы увидели весну? Почувствовали, как поэты  передали свое радостное настроение? Весна приходит  со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней? Сейчас мы посмотрим, как о весне  рассказали художники.

- Вспомните, кто написал эту картину и как она называется?

- Правильно Исаак Ильич Левитан. «Весна. Большая вода».

 - Что же интересного увидел художник в природе и изобразил на своем полотне?

- Да, художник изобразил весенний разлив реки, затопивший пологие берега. Деревья отображаются в воде и кажутся еще выше.

- Посмотрите на эту картину, вспомните название  и художника.

- Вы правильно назвали «Грачи прилетели »художник И. К. Саврасов.

- Что же интересного увидел художник и нарисовал?

- Художник нарисовал раннюю весну, ещё лежит снег, он потемнел, стал рыхлым и серым. Местами снег подтаил и видим лужицу. На старые березы в свои прошлогодние гнезда вернулись грачи. Они радуются весне, ремонтируют свои гнезда.

- И последняя картина, кто написал её и как она называется.

- Правильно, «Голубая весна» художник Бакшеев

 - Что же интересного увидел художник и нарисовал?

- Да, художник нарисовал березовую рощу, снега нигде нет. Чувствуется теплый душистый воздух и как будто пахнет прелыми листьями. Небо высокое, чистое, голубое. Даже слышится пение птиц.

- Ребята, а какое настроение,  какие чувства возникают у вас глядя, на картины?

- Да, возникает чувство  нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, чувство радости от ожидания тепла.

- Можно сказать, что вы уже готовы рисовать весенний пейзаж, но сначала я хочу загадать вам загадки, а отгадки помогут нарисовать пейзаж .

- «Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек?»

- Расскажите, как рисовать березу, весной какого цвета ветки у березы?

- «Что летом и зимой в рубашке одной?»

- Как рисовать сосну, каким цветом ствол?

- «Белые овечки, бегают по свечке?»

- Расскажи, как рисовать  вербу. Каким цветом рисуем ветви, как можно составить этот цвет? Как располагаем почки на ветке?

- «Есть сережки, да не девчонка;

Есть и шишки, да не сосенка;

А живет в низинке  около лозинки»

- Расскажите, как рисовать ольху. Каким цветом ствол у ольхи? Как получить такой цвет?

- Хорошо вспомнили много разных деревьев. Осталось только превратиться в художников

- А теперь садимся, закрыли глаза, представили, что вы в лесу, на полянке. Представили?!

Открывайте глаза и постарайтесь нарисовать то, что увидели.

- Начинаем работать, а музыка поможет вам нарисовать приход весны.

Рассмотреть работы детей, похвалить сказать, что все справились с таким сложным заданием. Предложить найти самое высокое дерево, самую изящную березку, найти рисунок, где изображен ясный день, красивую утреннюю зарю и т. д.

Заключение.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

       А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Литература.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В СОЗДАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ – ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ «ЛИСТЬЯ ЖЁЛТЫЕ»

ПРОЕКТПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В СОЗДАНИИ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ – ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ ДЕРЕВЬЕВ, «ЛИСТЬЯ ЖЁЛТЫЕ» Листья деревьев– за...

«Давайте фантазировать! или Рисуем вместе с детьми!» Нетрадиционные техники рисования. (Материал для родителей. Первая часть).

Информация для использования в родительском уголке. К каждой страничке рекомендуется прилагать образец выполненный в той или иной технике рисования....

Предлагаю материал моего коллеги - Кудиновой В.В. Методика проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Рисование - это «язык», с помощью которого можно выразить свои чувства, надежды и ожидания, страхи и сомнения, отразить конфликтные ситуации и моменты примирения....

Дополнительный материал к занятию по нетрадиционной техники рисования

Дополнительный материал к занятию по нетрадиционной техники рисования ...

Использование бросового материала в нетрадиционной технике рисования.

Нетрадиционная техника рисования  печать дном от бутылки, пузырчатой пленкой, пенопластом, втулкой от туалетной бумаги, тюричком, мятой бумагой....

Отчет воспитателя II младшей группы о видах нетрадиционной техники рисования, используемых в работе с детьми. материал по рисованию (младшая группа)

В своей работе мы используем следующие виды техники нетрадиционного рисования:Тычок жесткой полусухой кистью;Рисование ватными палочками;Отпечатки листьев.Рисование пальчиками, ладошкой, ступней;Оттис...