Как рисовать с ребенком-дошкольником
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Бенда Галина Владимировна

В статье представлены методические рекомендации по организации изобразительной деятельности дошкольников.  Подробно рассказывается о работе над художественным  образом, роли изобразительных материалов и формата бумаги,   значении творческой  составляющей в процессе рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_risovat_s_rebenkom-doshkolnikom.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Как рисовать с ребенком -дошкольником

Каждый воспитатель знает, что все дети  любят рисовать. Анализируя  изобразительное творчество  своих воспитанников, я  почти всегда отмечаю удивительное чувство цвета и  силу созданных ими  образов. Но должны быть условия, которые обеспечивают интерес и положительный эмоциональный компонент процесса рисования.  Одним из факторов, убивающих желание вообще изображать что-либо, может стать  неподходящий материал, например серый карандаш, оставляющий только тоненький след на бумаге. Разве это может порадовать ребенка? Как много усилий должен он потратить на то, чтобы закрыть плоскость и, в конце концов, получить только бесцветное пятно!  Важен и формат бумаги.  Если ребенок рисует на маленькой  бумажке, то  результат никак не может его  удовлетворить. Ведь он ощущает  мир как  большую палитру интересных и красивых предметов. Предпочтение в рисовании нужно отдавать краскам. Техника изображения карандашом трудоемка и не всегда радует результатами; кроме того, эта работа очень длительная. Карандаш ни в коем случае не должен быть исключен из средств изображения, которыми пользуется дошкольник. Но тот же карандаш становится гораздо более легким средством изображения и ощущается детьми совсем иначе после того как они пользовались кистью и красками.

Значительно облегчают   создание образа «побудители», то есть то, что помогает  изображать легко и приятно и дает возможность фантазировать. Это,   прежде всего,  кисть и много разведенных ярких красок. Можно радоваться цвету, сочетаниям цветов, процессу работы и готовым результатам. Ребенку вообще приятно красить, а тут он может покрасить в разные яркие краски, которые «горят», изменяются при сопоставлении друг с другом, при смешении рождают новые цвета, легко создают образ.

Образ –это основа  изображения. Ребенок рисует потому, что он полон образами. Образ зарождается везде: и на улице, и дома,  и при восприятии объектов природы , и при рассматривании картинок в книге, и после чтения сказки. Чем образ ближе интересам ребенка и чем он больше его удивляет, поражает, тем конкретнее он воплощается в рисунке. Образы я делю на две основные группы: сказочные и реалистические. Считаю, что для дошкольников сказочный образ особенно важен. Не беда, если ребенок, не умея еще все логично себе представить, изобразит шесть ног у сказочного зверя и глаза у жар-птицы будут на затылке. В сказке все бывает и все может быть - результат не разочарует, а порадует его. Сказочный образ дает ему возможность фантазировать без ограничений.

Большой формат бумаги, цвет, образ, процесс работы над ним - все вместе дает полноценный результат. Надо помнить, что материал не только помогает созданию образа, но часто и сам создает его. Иногда  считают, что вполне достаточно прочитать сказку, чтобы образ родился у ребенка. Это не совсем так: сказка может подействовать только одной фабулой, сюжетом. Изображая же сложный сюжет, ребенок может не почувствовать образ, отвлечься от него. Правильно воспринятый образ, даже требующий реальной формы, рождает пластически цельный и убедительный рисунок. Тут важна не детальная точность, а характер, динамика, цвет.

Как лучше проводить занятия? Дети сидят по двое, по трое за столиками, перед ними большие листы белой бумаги. На каждую тройку детей разведены в блюдечках  краски (гуашь или акварель - обязательно растертая, чтобы хорошо покрывала бумагу) Краски не должны быть очень жидкими, но обязательно   яркие, все, какие можно достать. Сколько радостных открытий сделает ребенок, смешав белила с синей краской и получив голубой цвет, из красной - розовый, из черной - серый. Должны быть  кисти разного размера. Дети смотрят на блюдечки с яркими красками, и им уже хочется рисовать, они уже ощущают удовольствие. Даже если  неделю назад они слушали сказку про жар-птицу  и многое  забыли, осталось в памяти  то, что понравилось, чему они удивились. Для того чтобы образ сделался ясным, воспитателю надо пережить его вместе с ребенком, вместе с ребенком взволноваться им, найти слова, рисующие образ, и радоваться, удивляться ему. Этим передается интерес к работе, ведет его творчество по настоящему пути и создает конечный результат. Надо, чтобы занятие шло на высоком эмоциональном уровне. Разделенная с ребенком радость творчества, радость от его находок в рисовании  поддерживает его в процессе работы, дает уверенность в себе.

Можно позволить детям работать стоя: сидя трудно охватить глазом и воспринять сразу весь рисунок - порядочный кусок бумаги. Опыт показал, что дети по своей инициативе встают во время работы, совершенно естественно повторяя движения художника, который отходит от холста после трех-четырех мазков, чтобы посмотреть издалека. Если ребенок не сразу может приступить к работе, хорошо, чтобы он походил между столиками и посмотрел, как начинают рисовать его товарищи. Тут нечего бояться толкотни и суеты, дети углублены в свое творчество, им не до шума.

Воспитатель должен помогать ребенку в создании образа, но делать это осторожно. Во-первых, словами,  во-вторых, жестами, мимикой. Лучше движением руки показать ребенку изгиб шеи лебедя, чем нарисовать на бумаге. След руки взрослого в работе ребенка - нечто постороннее.

Иногда надо указать, чтобы ребенок вовремя закончил. Многие дети,  благодаря привычке, идущей от общей дисциплины, «высиживают» время, а работа уже готова, и делать ребенку нечего - он только портит ее. Надо его остановить и направить его энергию на что-либо другое.

А некоторые дети бросают свою работу неоконченной. Они не удовлетворены результатом или быстро устают.  Эти недописанные работы с большой радостью дорисовывают соседи. Можно вывесить их и вместе с детьми обсудить, как  дорисовать . Обсуждать надо, только подталкивая их фантазию, а не давая конкретных заданий. Результат должен  радовать всех : и не дорисовавших, и «украсивших» рисунок.

Из детских работ надо устроить выставку, а потом обсуждение с  детьми. Это  обогатит внутренний  мир маленьких художников, подарит  новые ощущения, а высказывания  детей много дадут воспитателю. Не надо захваливать одних и обходить молчанием других. От такта воспитателя зависит,   как ободрить всех и порадоваться результатам, чтобы и творцы наиболее интересных работ, и сегодняшние «неудачники» были удовлетворены и ждали следующего занятия с нетерпением .Самые яркие, самые живописные и образные работы полезно оставлять на стендах в  виде постоянной выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Консультация для родителей: «Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»

Консультация предназначена для родителей, где коротко и доступно рассказывается о необходимости прививать детям любовь к чтению с дошкольного возраста....

«Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель».

Консультация для родителей:«Роль книги в жизни дошкольника.Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»....

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...

Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия

В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...