Играя - творим
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Самоловова Ольга Петровна

Консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraya_-_tvorim.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Игра — это огромное светлое окно,

                   через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений,

      понятий об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский

Игра в дошкольном возрасте — основная форма познания ребенком окружающей действительности. В игре он наиболее полно и разнообразно изображает все, что видит вокруг себя. Все, что ему интересно, любопытно, ребенок воплощает в игре, создавая свой особый мир. В игре он становится смелее, раскрепощается, заново переживает все, что особенно взволновало его, поразило воображение, удивило, обрадовало. В игре ребенок творит.

На занятиях по изодеятельности задачи легче решаются, если создавать игровую ситуацию, применять игровые приемы, использовать различные игры. Один из видов применяемых игр — игры на создание мотивации к изобразительной деятельности. Ребенку важно знать «зачем?» и «для кого?» он будет рисовать, лепить, делать аппликацию. Желание помочь сказочному герою, игрушке повышает заинтересованность, желание сделать работу лучше. Применение игровых ситуаций с куклами (Петрушка, Незнайка, Художник) помогает объяснить ребенку сложные понятия, обучить его работать с различными инструментами и материалами, научить правилам и способам изображения разных предметов и т.д. Например, частый гость на занятиях Художник, иногда предстающий в виде куклы и помогающий словом и делом детям (в основном младшим дошкольникам), если у них возникают какие-либо затруднения. Художник — персонаж, появляющийся на многих занятиях. У детей постепенно складывается образ Художника-человека, который любит рисовать, умеет видеть прекрасное и интересное вокруг себя, любит путешествовать, рассказывать о том, что видел. Художник заинтересовывает детей в создании изображений на заданную тему, пробуждает фантазию, воображение, советует, как сделать рисунок лучше.

Присутствие на занятии Незнайки — сильный мотивационный игровой прием, побуждающий детей к показу того, что они умеют, знают и хотят научить этому Незнайку. Когда он показывает свои рисунки, выполненные неправильно, дети начинают думать, с интересом ищут ошибки. Вероятность того, что ошибки будут допущены в рисунке, снижается.

На занятиях по изодеятельности применяются различные игровые приемы, например, обыгрывание предметов, игрушек. Кроме кукол может быть обыгрывание инструментов, материалов (краски, кисти, карандаши). С кисточками и карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать, с игрушкой — поговорить, узнать ее настроение, пожалеть, предложить помощь, порадоваться вместе с ней хорошему результату работы. Игрушка может помочь выполнить какое-то сложное действие. Например, Крыса Лариска помогает понять, как вырезать узор из сложенной несколько раз бумаги.

Прием обыгрывания выполненного изображения применяется в конце занятия. Готовое изображение используется как игровой предмет. Нарисованная птица может «летать», «клевать» зерна, животное — «бегать», «прыгать», цветок — «пахнуть». Когда рисунок еще не закончен, его тоже можно обыграть, чтобы побудить ребенка дорисовать его, исправить неточности, улучшить, т.е. довести работу до конца.

На некоторых занятиях используется прием — ролевое поведение в созданной педагогом игровой ситуации. Дети становятся художниками, мастерами, архитекторами. Взяв на себя эти роли, они ответственнее относятся к работе, стараются лучше выполнить ее.

На многих занятиях проводятся сюжетно-ролевые игры на тему будущего изображения. Перед рисованием сцен из жизни насекомых, птиц, рыб, животных дети могут взять на себя их роли и показать движениями, словами, жестами, мимикой, как относится мама к своим детенышам, как животные общаются друг с другом, играют, едят, добывают пищу и т.п. Такие игры дают ребенку стимул к тому, чтобы изобразить что-то более интересное, сложное по сюжету.

Перед рисованием сюжетных картин «Я и моя семья», «Космос», «Цирк» и других также проводятся сюжетно-ролевые игры. Рисование сюжетных картин на темы разных сказок предполагает большую подготовительную работу — чтение, пересказ текста, рассматривание иллюстраций и, конечно, игры-драматизации. Дети разыгрывают сцены из сказок, вживаются в роли, отождествляют себя с героями сказки. При этом неосознанно возникает идея, складывается композиция будущего рисунка, что затем на занятиях воплощается в реальности. Иногда вместе с детьми придумываются сказки, необыкновенные истории, продолжения известных сказок. Творчество в мыследеятельности и речи естественно переходит в изобразительное. Появляются рисунки на темы: «Я — великан», «Я — лилипут», «Путешествие на воздушном шаре», «Сапоги-скороходы», «Репка» и др.

Большое значение имеет использование на занятиях дидактических игр, активизирующих познавательные процессы и способствующих лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков. К таким относятся игры, развивающие творческие способности, фантазию, воображение.

Игра «Что хотел нарисовать Художник?» развивает фантазию и образное мышление. В гости к детям приходит Художник и рассказывает: «Знаете, ребята, я вчера целый день работал — рисовал, рисовал... Очень устал к вечеру. И тут мне в голову пришла идея новой картины. Я начал рисовать, но успел нарисовать только овал и уснул. А утром проснулся и не помню, что хотел нарисовать. Помогите мне!» Дети получают прямоугольные листочки с нарисованным овалом (по несколько штук) и придумывают   разные композиции. Выигрывает тот, кто придумает больше разных вариантов и чьи варианты будут необычнее. У игры может быть другой вариант: дети отгадывают загадки Художника, дополняя, придумывая изображения на основе круга, квадрата, прямоугольника.

Игра «Волшебные картинки» — игра-развлечение, игра-шутка — развивает способность видеть, образное мышление, наблюдательность. Картинки-перевертыши лежат на столе, вокруг которого можно свободно передвигаться. Педагог рассказывает о волшебстве картинок: если их повернуть, можно увидеть совсем другой рисунок. Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы: «Покажите, где вы видите принцессу, лошадь, лягушку, злую волшебницу?» Ребенок может сам назвать то, что он увидел.

К ним относятся и такие игры, как «Что говорят линии?», «На что похожа клякса?».

Часто, перед тем как придумать и изобразить что-то, дети ищут образ, создавая, например, реальное здание из конструктора и подручных материалов (коробок, баночек и др.), из детского стульчика, старой одежды, резинок, обуви рождается фантастическое животное, а с помощью масок, париков, украшений можно превратиться в Принцессу или Бабу Ягу, а потом все нарисовать.

Такие игры также развивают фантазию, воображение.

Дидактические игры можно использовать для закрепления навыков работы цветом. Ребенок учится видеть цвет и его оттенки, называть их, дифференцировать, учится смешивать краски и получать сложные цвета. Игры закрепляют знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных, светлых и темных, о контрасте.

К этим играм относятся: «Математика цветов», «Высшая математика цветов», «Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета», «В какой гамме написана картина?», «Составь теплый (холодный) букет», «Найди палитру художника», «Найди лишнюю фигуру», «Найди пару», «Составь палитру картины». Некоторые игры могут быть подвижными, например: «Теплые — холодные» — игра с мячом по типу «Съедобное — несъедобное», «Кто быстрее?» — командная игра на разделение предметов теплого и холодного цветов. «Дотрогашки» — игра на идентификацию цвета.

Остановимся подробнее на игре «Гномики и их домики». При ее проведении закрепляются знания об основных и дополнительных цветах, о смешивании трех основных цветов и получении трех дополнительных, умения видеть светлые и темные оттенки цветов, плавный переход от одного цвета к другому. Для проведения игры нужны: фланелеграф, «домики», «ступни» разных цветов и оттенков. Чтобы заинтересовать детей и помочь им выполнить задание, создается игровая ситуация — рассказывается сказка.

«Жили-были три гномика, которые очень любили рисовать. У каждого из них был самый любимый цвет: у одного — желтый, у другого — красный, у третьего — синий. Все у них было такого цвета, даже домики. Гномики очень ладили друг с другом, дружили, ходили, в гости. Они так любили рисовать, что решили даже дорожки между домиками сделать цветными. И вот тут они чуть не поссорились. Каждый хотел покрасить дорожку в свой любимый цвет. Договорились, что каждый раскрасит половину дорожки, но так увлеклись, что раскрасили в свой цвет большую часть дорожки. И получилось, что средняя часть дорожки была раскрашена и в тот и в другой цвет. Вы, наверное, уже догадались, что при смешивании получился третий цвет. Какой? Кроме рисования гномики очень любили гулять. А жили они вокруг большой солнечной полянки, а за домиками был темный лес. И когда они ходили друг к другу в гости, им нравилось идти не по прямой дорожке, а заходить на полянку или в лес. И получилось, что дорожки, идущие через лес и по полянке, стали такого же цвета, но одна — темная, а другая — светлая. Так они и жили в дружбе и согласии друг с другом».

Дети в ходе игры должны выложить «ступнями» дорожки между домиками, дифференцируя светлые, яркие, темные оттенки цветов, делая переход от одного основного цвета к другому через дополнительный.

При знакомстве детей с видами и жанрами изобразительного искусства также используются различные игры: «Если видишь на картине», «Узнай картину по описанию», «Покажи портрет, пейзаж, натюрморт», «Виды изобразительного искусства». Эти игры позволяют закрепить знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, прививают интерес, любовь к нему. Через рассматривание репродукций картин, фотографий произведений скульптуры и архитектуры они приобщаются к искусству.

Особого внимания заслуживает игра «Живая картина». Ее смысл заключается в том, что ведущий выбирает жанр картины (стихи), а дети должны выбрать себе роль того, что может быть изображено на картине. Например, ребенок говорит: «Я — дерево, солнце, река, гора, земля, дом...» и по возможности показывает пантомимически свой образ. Ведущий — художник «рисует» живую картину. Во время игры ребенок должен вспомнить, придумать как можно больше предметов, явлений, которые можно изобразить на картинах разных жанров. При проведении игры развиваются образное восприятие, фантазия, воображение, навыки связной, образной речи, так как игру можно усложнить, попросив детей добавить к созданному образу несколько определений, например: «Я — белое пушистое облако, похожее на медвежонка».

Игры используются и на занятиях, посвященных перспективе в изобразительном искусстве. Каждый ребенок может сначала разложить, например, деревья разного размера на листе бумаги, согласуясь с законами перспективы, а затем это реализовать в рисунке. Когда на занятиях говорится о композиции, в частности о способе загораживания одного предмета другим, проводится игра «Повтори композицию». Дети с помощью шаблонов повторяют композицию картины К.С. Петрова-Водкина «Яблоки», а затем составляют каждый свою.

Особняком стоят игры, применяемые на занятиях по оригами. Детям сложно понять и тем более запомнить, как нужно поэтапно складывать лист бумаги. А когда действия вплетаются в сюжет игровой ситуации, все происходит интереснее, легче. Например, при складывании фигурки «Лисенок» рассказывается сказка.

«Представим себе, что простой лист стал сказочной страной, в которой живут прекрасный Принц и красавица Принцесса. Сейчас они находятся в разных концах страны. Но однажды они встретились. (Соединяются два противоположных угла квадрата.) Принц и Принцесса полюбили друг друга, решили пожениться и построили дом у горы. (Треугольник располагается открытыми углами кверху.) Они жили счастливо, и у них появилось двое детей. (Соединяются два нижних угла.) Но однажды дети поссорились и убежали из дома. Один побежал в одну сторону, другой — в другую. И оба попали в лес. (Соединяются нижние углы с верхним и отворачиваются в противоположные стороны.) Родители очень горевали, позвали самого хитрого зверя и попросили его найти детей. И зверь пошел по дорожке. (Загибается и отворачивается край, полоска.) В лесу он нашел детей. Они давно помирились и мечтали вернуться домой, но не знали как. Зверь мордочкой показал им, в каком направлении надо идти, и на прощание помахал хвостом. (Раскрывается полоска посередине, опускается верхний угол вниз до получения мордочки.) Какой зверь нашел детей и помог им вернуться к родителям?»

Связь с игрой (сюжетно-ролевой, игрой-драматизацией) занятий по изодеятельности осуществляется через рисование, лепку атрибутов и предметов для игр, изготовление декораций, деталей костюмов, масок, шапочек. Таким образом, игра и изобразительная деятельность тесно связаны друг с другом. Изображая, ребенок эмоционально развивается, познает окружающий мир, выражает свое отношение к познанному.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет в ДОУ "Играя -творим"

В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания.Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы , свидетел...

Консультация Играя - творим

Консультация для воспитателей...

методическая разработка "Друдлы: отдыхаем, играем, творим"

методические рекомендации по использованию в работе с детьми в детском саду...

Неделя почемучек "Играем.Творим.Познаем"

Неделя "Почемучек" была направленна на развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности. Была организованна выставка детской литературы "Хочу все знать", провндены опы...

"Друдлы: отдыхаем, играем, творим"

Разработка предназначена для интеллектуального досуга детей младшего и среднего школьного возраста, старшие могут использовать её как тренажёр умственных способностей.Подробнее: https://www...