Рисование. Проектная деятельность.
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Т.В.Гореликова

Теоретический материал к проекту "История Пасхальной открытки"

Освещены материалы по описанию открыток. Далее добавляется иллюстративный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_pash.otkrytki_-_teoriya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 К проекту: История Пасхальной открытки. Пасха.                                            День Пасхи дарит свет надежды!                                                                                  Пусть будет жизнь полна чудес!                                                                                          И пусть любовь согреет сердце!                                                                                   Тепла в душе! Христос Воскрес

1. Большинство из нас в детстве увлекались собиранием чего-либо: кто-то собирал марки, кто-то значки, кто-то этикетки от спичечных коробков, а кому-то было интересно заниматься филокартией (от греч. «φιеo — люблю и фр.«carte» — карточка) - коллекционированием открыток определённой тематической направленности. Наши поиски поощрялись родителями, друзья охотно обменивались, близкие привозили новые открытки из-за границы… Но мало кому посчастливилось эту любовь сохранить и приумножить уже будучи взрослым человеком, по-прежнему увлечённым исследованием и систематизацией материала, который он так бережно коллекционирует и сохраняет до сих пор .
Открытка "Христос Воскресе!" Это почтовая открытка Российской империи, с типичным изображением двух яиц. Ориентировочно дата выпуска - 1900г., художник не известен.

2. Но так было не всегда. Это стало традицией, начиная с 1874г. Такие открытки назывались либо "открытыми письмами", либо "поздравишками". Они сами по себе уже были прекрасным подарком на Пасху.
Открытки были большой редкостью, т.к. были привезены из Европы - Германии, Австрии . Да и популярность таких "поздравишек" была не велика - ведь на таких открытках, как правило, изображались не золотые купола православных храмов, а башенки католических костелов и протестантских кирх, что было не по душе русскому человеку.

3. С появлением в России такого вида услуг, как почтовые открытые письма, конечно же, появилось желание отправлять пасхальные открытки родным, близким и просто знакомым, всем тем, кому не имеешь возможность передать лично пасхальное приветствие и по-христоваться на Пасху. А также их оставляли во время визитов или прикладывали к подарку.
По установленным в России канонам 1904г. открытка имела только одну лицевую часть "поздравишки", т.к. оборотная - предназначалась для текстового сообщения и адреса.
Открытка "Христование", Борис Кустодиев. 1912г.

4. Весьма успешно начался с 1896г выпуск первых отечественных открыток, прекрасно иллюстрированных известным писателем и художником Н.Н.Карамзиным . Издательство открыток пасхальной тематики московской Общины Св.Евгении при Красном Кресте стало лучшим среди других российских предпринимателей. По словам коллекционера Елены Шиманко :"За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила 6406 названий открыток разнообразного содержания. Самые красивые из них — пасхальные».
И это не мудрено, ведь Община сотрудничала с И.Я.Билибиным и В.И.Зарубиным, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем, И. Репиным и и многими другими художниками , чей неповторимый стиль и манера художественного письма легко узнаваемы и запоминаемы. Каждая была настоящим произведением искусств, маленьким полиграфическим шедевром. Причем, первые десять рисунков были выполнены художниками абсолютно бесплатно!
А тираж каждой такой открытки составил не менее 10000 штук. Так как тираж раскупили в течение недели, то пришлось заново печатать дополнительные экземпляры. Недаром говорят в народе: "Дорога ложка к обеду!"

5. По словам петербургского коллекционера Евгения Иванова: "Пасха была долгое время главным праздником у русского человека, ее почитали даже больше, чем Рождество. Ведь для верующего человека возрождение духовного важнее физического"...
Пасхальная открытка Елизаветы Бем.

6. Из-за того, что много пасхальных открыток для российского рынка производилось за рубежом сюжетная атрибутика такой открытки не соответствовала русской традиции: цыплята, зайцы, овцы...

7. Спроси любого о традиционных приметах нашей Пасхи и в ответ мы услышим - разноцветные и искусно расписанные яйца, кулич и пасха, радостные и целующиеся люди, весенние цветы.
Эти атрибуты использовались для создания сюжетов на Пасхальной открытке. Чаще всего это были дети и пасхальные яйца: в руках или на праздничном столе.

8. И к началу ХХ в. многие издательства уже наладили выпуск полноцветной пасхальной открытки. Они печатались по оригиналам профессиональных русских художников для российского рынка.
Это и Р. Голике, Р. Люерман, О. Кирхнер, А. Вильбор, такие издательские «монстры», как «Ришар» (С.-Петербург), «Ленц и Рудольф»(Рига), шведский «Гранберг», французское издательство И. Лапина и немецкое О. Дьякова.

9. В период с 1914 по 1917 г.г. пасхальная открытка, подчиняясь законам времени, отражает внешние и внутренние события российской жизни, а именно первую мировую войну. На открытках появляются солдаты, сёстры милосердия ...

10. После Октябрьской Революции 1917г большевики запретили празднование Пасхи , что сказалось и на выпуске открыток.
Эмигрировали за границу не только люди. Карточки с куличами и яйцами также «отправились в эмиграцию» вместе с носителями старых традиций.
Российская Национальная Библиотека получила в 1997г от библиотеки Калифорнийского университета (США) дар – небольшую коллекцию пасхальных открыток того периода.

11. Новое рождение стало возможным лишь в начале 90-х годов прошлого века. Как и прежде, современные художники используют знакомые сюжеты: расписные яйца, кулич, пасха, храм.
Многие воссоздают атмосферу ушедшей поры. воспроизводя образцы начала ХХ в.

12. Поговаривают, что на сегодняшний день сохранено более тысячи пасхальных сюжетов, придуманных и нарисованных нашими живописцами.

13. Открытка "Христос Воскресе!"
Почтовая открытка Российской Империи. Изображён двухэтажный автобус.
Рисунок нетипичен для пасхальной открытки.
Художник не известен.

Эти изображения открыток находятся в общественном достоянии (англ.public domain), так как их  авторские право истекло. Это применяется к США, Австралии, России, Европейскому союзу и тем странам, где срок охраны действует в течение жизни автора плюс 70 лет. А также эти произведения находятся в общественном достоянии в России и в США  согласно совместному эффекту статьи 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства США, поскольку они были опубликованы (или обнародованы) до 7 ноября 1917 года (по новому стилю) на территории Российской империи (Российской республики), за исключением территорий великого княжества финляндского и Царства Польского, и не были опубликованы на территории Советской России или других государств в течение 30 дней после даты первого опубликования. Несмотря на историческую преемственность, юридически Российская Федерация (РСФСР, Советская Россия)  не является полным правопреемником Российской империи. Поскольку Российская империя не была участницей международных соглашений в области авторского права, общая международная защита этого произведения также не осуществляется. 

14

Перед вами современные варианты открыток-анимашек. Их принято посылать по электронной почте. (слайды)

Ссылки на сайты, материалы  которых были использованы:                                        

http://www.raifa.ru/numbers/hist/?ID=238 Раифский Богородицкий мужской монастырьhttp://www.nlr.ru/exib/pasha/index.html  Российская Национальная Библиотека, 2002г.

http://card-term.ucoz.com/publ/otkrytka/illjustracija/paskha/83-1-0-642 

Живая Филокартическая Энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста»

Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собст...

Проекты. Сообщение по проектной деятельности (рисование) в старшей и подготовительной группе.

В сообщении раскрывается совместная работа с педагогом Андрияненковой А.В  и воспитателями групп над творческо-иссследовательскими проектами по рисованию старшей ("Спасаем Снеговика") и подг...

Планирование проектной деятельности "Маленькие волшебники" по нетрадиционной технике рисования в старшей группе"

Цели: продолжать развивать у детей цветовосприятие, чувство композиции, творческое воображение. Поддерживатьполноценное эмоциональное отношение детей к процессу рисования....

Нетрадиционные приёмы рисования в подготовительной группе.Проектная деятельность.

В презентации описаны основные приёмы нетрадиционного обучения рисованию в подготовительной группе....

Рисование "Ёжик" (проектная деятельность)

Учить детей создавать образ животного; передавать форму и расположение частей тела. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Раз...

Рисование "Заяц" (проектная деятельность)

Учить детей создавать образ животного; передавать форму и расположение частей тела. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Раз...

Проектная деятельность. Нетрадиционная техника рисования.

Кляксография.Познакомить детей с новым приемом рисования: "Кляксография  трубочкой".Средство выразительности: пятно.Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам о нетрадиционной техники ...