Нетрадиционные техники рисования
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tehniki_risovaniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

            Маленькие дети в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Рисование нетрадиционными техниками рисования позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогает каждому ребенку найти себе деятельность по душе.

                Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество. Но не следует торопиться с новшествами. Дети должны освоить один способ рисования, а это может занять несколько занятий.

            Чтобы сделать занятия рисованием более эффективными, нужно обратить внимание на следующие моменты.

  • Заниматься с детьми систематически один-два раза в неделю по 5 – 10 минут.
  • Перед занятием создать у ребят положительный эмоциональный настрой.
  • Во время работы приучать детей к аккуратности.
  • Обязательно хвалить детей.
  • Надо быть доброжелательными и уважительными к детям.
  • Не забывать о технике безопасности! Мы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.

Рисование пальчиками        

         Для маленьких детей самый доступный способ рисования – пальчиками. Что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у малыша получатся очень красивые работы, трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины.

                В последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Краски для рисования  пальчиками можно сделать самим. Самый легкий способ: развести гуашь небольшим количеством воды и добавить в нее несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал. Более сложный рецепт: сварить густой кисель из 1,5 ст.ложки крахмала и стакана воды, остудить, разлить по баночкам и добавить в каждую пищевой краситель. Безопасные и недорогие пальчиковые красители готовы. В качестве красок для крох можно  использовать свежевыжатые соки из моркови, помидоров, слив.

       Материал: альбомный лист, краски для рисования пальчиками, мисочка с водой, тряпочка.

       Ход работы:

1.Показать детям, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии.

2.При смене цвета пальчик промываем в мисочке с водой и вытираем тряпочкой.

              Варианты работ. Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.).

Рисование ладошкой

               Ладошками можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, и отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха.

Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками), гуашь, кисть, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.

Ход работы:

  1. Вначале занятия потренировать детей делать отпечаток сухой рукой

2. Затем ребенок опускает в миску с гуашью всю ладонь.

3. Делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз – переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком уже вверх ногами.

4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет. Доводим его до нужного образа, например, свиньи (дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны хвост-крючок).

Варианты работ

             Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д.

              Если соединить вместе большие пальцы и создать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.

                Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).

                 Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью (чтобы не пачкать другую).

                  Детей 5- 6 лет можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа с помощью цветных карандашей.

Рисование поролоновым тампоном

     Маленькие дети начинают рисовать пальчиками, а затем кистью. Но детям довольно трудно правильно держать кисть, а тем более рисовать ею. Поэтому на первых этапах рисования вместо кисточки можно использовать поролоновый тампон прямоугольной формы с закругленным с одной стороны кончиком. Сначала лучше использовать гуашь одного цвета. А при смене цвета желательно взять другой чистый тампон.

     Материал: альбомный лист, поролоновый тампон, гуашь разных цветов, разведенная водой, стаканчик с водой, тряпочка.

      Ход работы.

  1. Ребенок берет за кончик поролоновый тампон, другой конец, смоченный в воде, опускает в баночку с гуашью.
  2. Рисует поролоновым тампоном точки, мазки, линии, круги или закрашивает размашистыми мазками внутри заранее нарисованного контура предмета.

Варианты работ

              Поролоновым тампоном рисуется все, что и кистью. Им можно ставить отпечатки – круглые, если кончик закруглен, или квадратные, если два конца квадратной формы.

               Поролоновым тампоном можно рисовать внутри трафарета.

Рисование крошками цветных карандашей

            Маленьким детям трудно закрасить большой предмет цветными карандашами. Ребенок еще не может как следует нажимать на карандаш, у него не получается штриховать без просветов и т.д. А при рисовании красками – все растекается и сливается. Но можно попробовать закрашивать контурный рисунок крошками цветных карандашей.

           Материал: раскраска с простыми одиночными предметами или любой контурный рисунок (солнца, фрукта, овоща и т.д.), накрошенные с помощью лезвия бритвы и распределенные по цветам в плоские емкости.

              Ход работы

  1. Чтобы раскрасить, например, солнце, ребенок (или взрослый) насыпает внутри контура желтые крошки и растирает их пальчиком в разных направлениях так, чтобы солнце стало желтым. Следим, чтобы крошки не рассыпались за границы рисунка.

Варианты работ

Таким методом хорошо тонировать фон и закрашивать большие участки, а также изображать пушистые или легкие предметы (снег, облако, цыпленок). Можно использовать для растирания ватный тампон.

Рисование бусинками

             Материал: небольшая коробка из-под конфет с вложенным в нее листом того же размера, что и дно коробки, 5-6 бусин, густая гуашь (пальчиковые или акриловые краски) разных цветов, чайная ложка, банка с водой, тряпочка.

             Ход работы

  1. С помощью чайной ложки кладем в центр листа, вложенного в коробку, гуашь (можно использовать один или несколько цветов).
  2. Туда же в коробку закладываем имеющиеся бусинки.
  3. Закрываем коробку крышкой и трясем.
  4. Открываем коробку и вынимаем шарики.
  5. Когда рисунок высохнет, достаем лист из коробки.

           Варианты работ

Чтобы получить другой рисунок, можно вместо шариков попробовать использовать другие предметы (деревянные палочки, железные винтики, гайки, стеклянные бусины).

Вместо магнитной доски

На магнитной доске можно рисовать магнитной палочкой. Но вместо магнитной доски можно использовать полиэтиленовую основу, наполненную красками. Как? Заварить крахмал или муку, остудить, добавить в желеобразную массу однотонную краску и заполнить тонким слоем. С открытой стороны файла заклеить его скотчем. Доска для рисования готова. Это очень удобный способ рисования: руки не пачкаются, не надо мыть кисточку, не надо чинить сломанный карандаш. А удовольствия – море!

      Материал: плотный файл, наполненный крахмалом и пальчиковыми красками, палочка от мороженого.

       Ход работы

  1. Кладем перед ребенком на стол файл, заполненный краской.
  2. палочкой ребенок рисует любые картинки.
  3. Если надо стереть рисунок – проведем по нему ладонью или плашмя палочкой, и рисунок исчезнет.

Варианты работ

На такой доске можно рисовать что угодно, особенно удобно изучать буквы и цифры. Нарисовал и тут же стер.

Контрастное рисование (белым по черному)

        Черный и белый – контрастные цвета. Мы привыкли рисовать черным по белому. Но стоит поменять эти цвета местами и получится неожиданное изображение. На черном фоне очень оригинально и выразительно выглядят ярко-белые предметы.

         Материал: лист черного цвета или альбомный лист, тонированный черной гуашевой краской, белая гуашь, тонкая кисточка, баночка с водой, тряпочка.

         Ход работы

Ребенок рисует кисточкой с белой краской, например, зимний пейзаж: снег, деревья и т.д.

         Варианты работ

            С детьми постарше можно украшать белыми узорами из волнистых и прямых линий, капелек, завитков, узелков, сеточек черное платье, свитер, платок. С детьми 5-6 лет можно рисовать только контуры рисунка, без последующего закрашивания.

Рисование пластилиновыми красками

              Многие знают, как создать пластилиновую картину (отрывай кусочки пластилина и размазывай их по картону тонким слоем, закрашивая таким образом рисунок). Можно создать похожие картины с использованием самодельных пластилиновых красок. Краска готовится так. В каждую маленькую баночку положить кусочки пластилина одного цвета и залить небольшим количеством горячей воды. На следующий день краска будет готова (должна получиться густая сметанообразная масса (чем больше воды, тем она жиже)).

Перед непосредственным применением приготовленную краску можно слегка подогреть в теплом месте или подлив в нее немного горячей воды.

               Материал: картон с контурным изображением, например, пирамидки; баночки с приготовленными пластилиновыми красками, тряпочка.

             Ход работы

Ребенок пальцем набирает нужное количество краски и закрашивает силуэт внутри контура. Когда картина высохнет, она будет выпуклой и шершавой.

            Варианты работ

          Рисуя пластилиновой краской, можно рисовать любые яркие предметы: яблоко, солнце, мячик, бабочку и т.д. Не обязательно наносить на картон предварительный рисунок – пусть ребенок сам придумает изображение. Такой краской из пластилина можно рисовать с помощью жесткой кисти. Лучше рисовать на картоне, обычный лист слишком тонкий и загнется при высыхании.

Мокрые картинки (рисование по сырому листу)

            Мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться, образуя новые цвета и причудливые сочетания.

            Материал: лист бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.

              Ход работы

  1. Широкой кистью нанесем на лист бумаги много воды.
  2. ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.
  3. Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов.
  4. Можно придумать с ребенком название работе.

Варианты работ

         Можно нарисовать дождливую осень, салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод и т.д. С детьми 5-6 лет можно попробовать нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставить много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обвести контуры воображаемого животного. Кляксы будут имитировать шерсть животного.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...