Программа "Разноцветные ладошки"
рабочая программа по рисованию по теме

Лунёва Наталья Николаевна

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по формированию у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._obrazov.docx263.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К. САЛМАНОВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Студия художественного творчества

«Разноцветные ладошки»

                                                

                                        

Сургут

2015

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации

МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова

Название программы

СХТ «Разноцветные ладошки»

Направленность программы

художественно-эстетическая направленность, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательная, по времени реализации - двухгодичной.

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Лунёва Наталья Николаевна

Год разработки

2015

Цель

формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к окружающей действительности и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи

Образовательные

1) Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3) Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Воспитательные        

1) Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

2) Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональной отзывчивости, умения ждать, радоваться достигнутому результату, радостно сопереживать происходящему.

3) Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Развивающие

1) Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2) Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

3) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).

Ожидаемые результаты освоения программы

- овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования и лепки, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

Оценка результативности программы:

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: в саду, в городе, в области и т.д. (изобразительное искусство).

Итоговый контроль проводится в конце всего времени обучения по программе.

Проверка успешной  познавательной, творческой художественно-эстетической деятельности осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса, тестирования, бесед с родителями.

Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои работы. 

Срок реализации программы

2 года

Количество часов в неделю/год

2/74

Возраст обучающихся

3-5 лет

Формы занятий

Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.

Занятие «Рисование»

Занятие «Изо-лепка»

Методическое обеспечение

Конспекты занятий, презентации, репродукции картин

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

№п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество (шт.)

1. МЕБЕЛЬ

1.1

Стол детский

Для занятий изо-деятельностью и лепкой

1.2

Стул детский

1.3

Стол преподавателя со стеллажом для книг, документов

Для работы преподавателя, хранения методической, познавательной литературы, документации

1

1.4

Стул взрослый

1

1.5

Стеллаж

Для  хранения используемого в работе дидактического материала, художественных инструментов, объектов для рассматривания

5

1.6

Тумбы

Для  хранения материалов и оборудования, предназначенных для изобразительной деятельности

4

1.7

Мольберт маркерный двусторонний

Используется преподавателем для демонстрации  визуальных материалов, объяснения практического материала

1

1.8

Доска ковролиновая

1

1.9

Доска магнитная

1

1.10

Лампа освещения

Для дополнительного освещения магнитной доски

1

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

2.1

Ноутбук преподавателя с программным обеспечением

Используется преподавателем для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных и др.) для уроков (занятий), поиска информации в Интернете, оперативной коммуникации с коллегами (почта), технической поддержки при изложении материалов урока (занятия)

1

2.2

Телевизор

Используется преподавателем для вывода на экран (с подключенным ноутбуком через сетевой фильтр-удлинитель) мультимедийных материалов по теме урока (занятия), для демонстрации видеофильмов, презентаций или других визуальных материалов своих и учащихся

1

2.3

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для подключения компьютерной и оргтехники чувствительной к нестабильности сетевого напряжения

1

2.4

Флеш-память

Предназначена для хранения информации и обмена файлами.

3

2.5

Иллюстративные материалы по изобразительному искусству

Дают наглядное представление об изучаемых объектах. Используются в качестве иллюстраций к уроку. Представлены  в распространенных форматах (gif, jpg, png, tiff, rtf, wmf, doc, swf).

1

2.6

Музыкальный центр

Для прослушивания музыкальных произведений

1

3. УЧЕБНЫЕ, НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

3.1

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Дымковская и филимоновская игрушки; изделия Гжели, Городца, Хохломы), самовары, Матрёшки.

Знакомство с основами художественного творчества, выделение существенных черт каждого промысла; воспитание уважительного отношения к народным традициям

3.2

Натурный фонд изобразительного искусства (муляжи, изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, 
модель фигуры человека,  предметы быта (кофейники,  блюдо, самовары, подносы и др.)

Выполняет роль источника объектов для рисования с натуры, а так же для практического знакомства с особенностями объектов, предметов.

3.3

Набор плоских геометрических фигур

Для моделирования и художественного конструирования

3.4

Материалы, предметы с ярко выраженной фактурой

Для развития тактильных ощущений, знакомства с разнообразием фактур

3.5

Набор объёмных геометрических фигур (шара, цилиндр, конус и др.)

Используются индивидуально

3.5

Подборка иллюстративного материала (по темам)

Для подгрупповой, индивидуальной работы на занятии

4. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1

ДЛЯ РИСОВАНИЯ: набор цветных карандашей (18 цв.)

Для выполнения творческих работ, развития навыков художественной деятельности.

Подбирается в зависимости от задач обучения и развития

4.2

Графитные карандаши (ТМ, М)

4.3

Набор фломастеров (18цв.)

4..4

Набор гелевых ручек (6 цв.)

4.5

Угольный карандаш

4.6

Пастель (24 цв.)

4.7

Масляная пастель (18 цв)

4.8

Набор восковых мелков (10 цв.)

4.9

Гуашь (12 цв.)

4.10

Набор гуаши основных цветов (6 цв.)

4.11

Тушь 3-5 цв.

4.12

Акварельные краски (12 цв.)

4.13

Банки с красками основных цветов (8 цв.)

4.14

Палитра

4.15

Кисти пони (№№3-9)

4.16

Банка для промывания ворса кисти от краски)

4.17

Подставка для кистей

4.18

Бумага различной плотности, формата, цвета

4.19

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (10*10)

4.20

Ручка с перьями

4.21

ДЛЯ ЛЕПКИ: глина

4.22

Пластилин (12 цв.)

4.23

Стеки разной формы 2-4 вида

4.24

Доска

4.25

Тканевая салфетка (30*30)

4.26

ДЛЯ АППЛИКАЦИИ: ножницы

4.27

Ножницы для левшей

4.28

Набор цветной бумаги (8-10 цв.)

4.29

Щетинная кисть для клея

4.30

Клеёнка

4.31

Розетка для клея

4.32

Поднос

4.33

Салфетка из ткани (10*10)

4.34

Клей-карандаш

4.35

Подборки бросовой бумаги разных фактур, природного и бросового материала

Для выполнения творческих, коллективных работ, коллажей и др.

5. КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

5.1

Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству

УМК, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений)  преподавателем.

5.2

Источники по изобразительному искусству

Содержат справочную информацию изучаемому предмету. Служит источником дополнительной информации для преподавателя.

5.3

Комплект словарей и энциклопедий по искусству

Ознакомление с искусствоведческими терминами

5.4

Альбомы по искусству

Ознакомление с особенностями мировой и отечественной архитектуры и живописи

5.5

Иллюстративные материалы по изобразительному искусству

Дают наглядное представление об изучаемых объектах. Используются в качестве иллюстраций к уроку (занятию), при выполнении домашних или самостоятельных работ, при подготовке рефератов, докладов.

Введение.

Сущность художественно-эстетического воспитания

        Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

        В процессе исследования следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [В.Н. Шацкая, 1987, 14]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [В.Н. Шацкая, 1987, 35]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

        В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [Н. Варкки, 2003, 53].

        Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И.Д.Запорожец, 1985, 43]. В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

        Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

        Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при всём этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 51-60].

        Существует различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.  Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.

Особенности художественно-эстетического воспитания

 в дошкольном возрасте

        Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

        Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К.Д. Ушинский [К.Д. Ушинский, 1974, 117].

        Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

        Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Психологи выделяют 3 основных направления психического развития

детей дошкольного возраста:

1. Формирование личности.

  • ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
  • усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;

2. Расширение сферы деятельности ребенка.

  • ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;
  • формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

3.Интенсивное познавательное развитие.

  • происходит усвоение сенсорной культуры языка;
  • совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
  • развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;
  • происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1960, 39]

        Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 42]. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

        На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

  • овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
  • обогащение содержания творческой деятельности;
  • овладение «языком» творчества;

        В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

        В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну.

        На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

        Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при всём этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

        Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

        Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [Е.М. Торшилова, 2001, 26].

        К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

        Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни.         Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

        Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

        Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей.         Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

        Пример педагога, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

        Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Эстетическая сущность творческой деятельности

        Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

        В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено В.С.Выготским. Такое понимание воображения имеет принципиальное значение для решения вопроса о развитии этого психического процесса с возрастом, позволяя критически отнестись к позициям некоторых авторов (Д.Дьюи, В.Штерн), рассматривающих воображение ребенка как более богатое и оригинальное по сравнению с творчеством взрослого. Л.С.Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.п.).

        Что же представляет собой творчество? Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества [Е.А. Дубровская, 2002, 11].

        Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.

        Психолог Н.Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения [Н. Варкки, 2003].

        Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует» [И.Д. Запорожец, 1985,53], и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

        Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

        Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Дидактическая организация содержания художественно-

эстетического воспитания

        В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования - качественно новый процесс обучения (социальные формы всестороннего воспитания и развития) и просвещения (приобщение к человеческой культуре).

        Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры.         Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально- пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.

        Поскольку дошкольное образование входит в общую систему непрерывного образования, то дошкольное обучение должно логично и последовательно подводить ребенка-дошкольника к школьному, чем и обусловлен приоритет развивающего обучения. Главную задачу дошкольного образования мы видим в целостном развитии ребенка, в создании условий для реализации индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, интересов детей в целях беспроблемной интеграции в дальнейшую образовательную среду. Для этого необходимо создавать комфортную атмосферу и снимать, по возможности, стрессообразующие факторы [А.Н. Утехина, 2000, 35].

Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2015/2016 учебный год

        Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен в соответствии с программой «_____________________», разработанной _________________ и  рекомендованной к реализации __________________________________

                                                                (кем, когда)

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – художественно-эстетическая.

Вид общеразвивающей деятельности – творческие занятия (изо-лепка, рисование)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к окружающей действительности и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Развитие пространственных представлений; развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики руки,  психических процессов (внимания, мышления, памяти, восприятия), формирование умения работать с кисточкой и красками, умения рисовать пальчиковыми красками, умения работать с пластилином и стекой.

        Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

        Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

        Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

        Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

        Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.         Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

        Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи

Образовательные:

1) Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3) Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Воспитательные:        

1) Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

2) Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

3) Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Развивающие:

1) Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2) Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

3) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок, творческая работа интересен другим (педагогу, детям, родителям).

Дидактические принципы построения и реализации программы «Разноцветные ладошки»

        Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства:

- принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

-принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

Отличительными особенностями программы являются:

- работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, пластилин, масса для лепки);

- использование нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, тычок сухой кистью, граттаж и др.)

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено вводной тематической беседе, в течение которой дети погружаются в атмосферу предстоящего занятия, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Возраст обучающихся

Программа предназначена для детей 3 – 5 лет. В объединение принимаются все желающие с 3 – 5 лет без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью от 5 до 10 человек.

Формы и режим занятий

Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся: в первый и второй год обучения – 2 раза в неделю, продолжительность 2 занятия по 25 минут с перерывом 10 – 15 минут.

Структура занятия состоит из нескольких этапов:

•объявление цели и задач занятия;

•объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;

•физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;

•повторение последовательности выполнения работы;

•самостоятельная работа детей;

•физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;

•продолжение работы;

•подведение итогов.

Формы и виды контроля

        Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: в саду, в городе и т.д в области изобразительного искусства.

        Итоговый контроль проводится в конце всего времени обучения по программе.

        Проверка успешной, познавательной, трудовой и других видов деятельности осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса, тестирования, бесед с родителями. Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои изделия.

        

Содержание занятия «Рисование».

        В течение 50 минут дети заняты увлекательным игровым сюжетом, по ходу которого они выполняют различные действия. Каждое занятие имеет свою тему. Например, «Африка». Педагог готовит демонстрационный материал для всей группы, но преподносит и использует его по-разному. 3-х летним малышам можно просто показать африканских животных и назвать их особенности, а с 5-ти летними детьми обсудить и растительный мир Африки, и особенности строения животных, и условия их проживания. После предварительной беседы, малыши будут рисовать жирафа красками, а дети постарше – зебру фломастерами. Занятия у детей 3 лет и 5 лет могут отличаться не только разными сюжетными исполнениями, но и другими моментами. Так, например, в теме «Рыбки» обе возрастные группы будут рисовать рыбок красками, но вот степень прорисовки деталей, количество рыбок, а также размер листа будет разный. Когда дети рисуют, фоном включается музыка, соответствующая тематике сюжета. 

Пример конспекта:

Рисование букета цветов. (3-5 лет)

Цель: учить изображать  цветы (василек, тюльпан), различать и анализировать их  форму, цвет, совершенствовать навыки работы с пастельными карандашами,  воспитывать аккуратность.

Материал:

  • листы А4
  • пастельные карандаши
  • наглядные пособия: репродукция картины И. Левитана «Васильки», фотографии цветов (тюльпаны, васильки)

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Введение.
  3. Подвижная игра . Речка.

      4.   Рисование василька.

      5.   Массажная пауза. По коврику.                               

      6.   Рисование тюльпана.

      7.  Пальчиковая гимнастика. Цветочек.

      8.   Подведение итогов

      9.  Прощание

                                                                 Ход занятия.

1. Приветствие.

Приветствие педагог организует в кругу. Педагог с детьми садятся в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают ладошами в такт.

                                   Краски, кисти мы достанем

                                   И художниками станем.

                                   Чтоб лепить и рисовать,

                                   Мир волшебный создавать.

2.Введение

Дети, сегодня мы будем с вами учиться рисовать цветы.

И нарисуем букет цветов.

  • Какие цветы бывают ?

Цветы бывают полевые, садовые, комнатные.

Полевые цветы - это особый, не прихотливый в уходе вид цветов.

К полевым цветам относятся например — ромашка, колокольчик, василек, т.к. они растут в полях и на лугах.

Садовые цветы — подсолнух, тюльпаны, пионы.......

3. Подвижная игра . Речка.

Дети становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

К речке быстро мы спустились (шаг на месте)

Наклонились и умылись (имитируем движения)

Раз, два, три, четыре (хлопаем на каждый счет в ладоши)

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно (делаем плавательные движения)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс (одновременное движение руками в стиле «брасс»)

Одной, другой, это кроль (попеременные движения руками).

Все, как один, плывём, как дельфин (идём по кругу, делая плавающие движения)

Вышли на берег крутой (шаг на месте), И отправились домой!

4. Рисование василька.

Педагог показывает фотографию василька в поле.

Какого цвета василек? (синий...)

Лепестки у васильков по краю зигзагообразные.

Педагог показывает репродукцию картины И. Левитана «Васильки»

Цветы можно увидеть на картинах многих известных художников.

Живописцы видели в цветах душу, сравнивали их с людьми.

Именно поэтому эти картины считаются сокровищами мирового искусства.

Дети посмотрите на картину «Васильки»

Вы уже знаете этого художника мы смотрели его картину «Золотая осень» , вспомнили как его зовут ? (И. Левитан)

Что вы видете на картине?

На картине изображен букет полевых цветов — васильков.

Педагог читает детям стихотворение:

На лужайке у реки

Голубеют васильки.
Голубые, словно небо...
Голубые, как вода...
Хоть однажды их увидишь,
Не забудешь никогда.

Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки – ….............
васильки 

Чтобы нарисовать цветок нужно понять из каких частей он состоит.

Он состоит из  3-х частей - это стебель, листья и головка (сам цветок).

Педагог раздаёт детям листы А4, пастель.

Начинаем рисовать василёк с определения его месторасположения на листе.

Берем лист вертикально.

Будем рисовать василёк в центре.

Какой цвет возьмем для того что бы нарисовать стебель василька? (зеленый)

От основания листа по центру рисуем стебель прямой линией

У начала линию рисуем толще, линию рисуем приблизительно чуть выше серидины листа.

Рисуем бутон, откуда растет наш цветочек, тоже зеленым цветом, в форме шарика.  От бутона рисуем маленькие зеленые лепесточки.

Берем пастель синего цвета и рисуем василек — прорисовываем каждый лепесточек.

Посмотрите еще раз на фотографию василька.

Лепесток имеет зубчатую форму.

Рисуем маленькие лепесточки у основания бутона.

Проводим от стебля две линии — это будет середина наших листочков.

Рисуем листья — они овальной формы, острые вверху.

Заштриховываем их по форме листочка зелёной пастелью.

Все наш василёк готов.

5. Массажная пауза. По коврику.

Ходим по массажной дорожке или коврику.

Мы по ковру идём с тобой -

Его никто не ткал.

Лежит у речки он лесной

И жёлт, и синь, и ал!

6. Рисование тюльпана.

Педагог загадывает детям загадку

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный … Ответ: Тюльпан

Правильно.

Сейчас мы нарисуем к нашему васильку тюльпаны, что бы у нас получился красивый букет.

Все знают, как выглядит тюльпан.

Педагог показывает фотографию тюльпанов.

Тюльпаны - одни из самых красивых цветов.

Кто знает какого цвета бывают тюльпаны?

Тюльпан - популярное декаративное растение , существует множество сортов и цветов: розовые, красные, желтые, оранжевые ...

Начинаем рисовать стебелек. У тюльпана он не  должен быть тонким.

Какого цвета он ? (зеленый)

С двух сторон от василька рисуем стебли тюльпанов, по высоте до уровня василька.

Выбираем яркий красный, розовый или желтый оттенок для бутона.

Нарисуем овал  к которому по бокам пририсуем еще два лепестка

Заштриховываем по форме бутон тюльпана

У основания бутона нажимаем на пастельный карандаш сильнее так цвет будет ярче и насыщеннее.

Рисуем листья. Листья делаем сочными зелеными.

У тюльпана они длинные и широкие.

Рисуем два листочка.

Заштриховываем листья сначала зелёной пастелью, а сверху желтой.

Точно так же рисуем второй тюльпан, выбираем другой цвет для бутона.

Если остаётся время педагог предлагает детям более подробно прорисовать цветы: взять пастель голубого цвета и нарисовать еще лепестки у василька.

Нарисовать тень на тюльпанах.

7. Пальчиковая гимнастика. Цветочек (С.и Е.Железновы)

8.   Подведение итогов

Педагог выставляет работы детей.

Посмотрите какие красивые цветы вы нарисовали! Молодцы!

10. Прощание

Прощание педагог организует на ковре. Педагог с детьми садятся в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают ладошами в такт.

                                             Мы чудесно занимались,

                                             Все играли, все старались,

                                             Новой встречи будем ждать,

                                             Чтоб лепить и рисовать

        Содержание занятия «Изо-лепка»: в течение 50 минут дети заняты увлекательным игровым сюжетом, по ходу которого они выполняют различные действия с пластичными материалами (солёным тестом, пластилином), а также красками, восковыми мелками и карандашами. В результате из рук ребёнка появляется своя уникальная поделка, которую он с радостью несёт маме! 

Пример конспекта:

«Зайкина избушка». (3-5 лет)

Цель: вызывать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок,  учить детей работать с глиной, катать шар и цилиндр (колбаска)  из глины разными способами, показать возможность преобразования шара в диск, учить работать со скалкой и трафаретами, учить делать отпечатки на глине, создавать из комочков ваты или шерсти выразительный образ (пушистое зеленое дерево), развивать координацию «глаз-рука», мелкую моторику, чувства формы и ритма и композиции.

Материал:

  • глина (солёное тесто),
  • чечевица (рис или гречка),
  •  ватные палочки,
  • пластилин,
  • гуашь или пальчиковая краска желтого цвета,
  • вырезанные круги из желтой бумаги или ткани (солнце),
  • трафареты для пластилина квадрат и треугольник
  • скалки
  • зеленая шерсть для валяния или вата,
  • прямоугольник (ствол для дерева) из коричневой цветной бумаги,
  •  цветной картон любого цвета формата А4,
  • герои сказки: зайка, лисичка, собачка, медведь, бык (все кроме петушка),  домик и деревья.

G:\Анастасия\Работа\Методические книги\Изолепка\Готовые занятия\1. Зайкина избушка\L1030578.JPG

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Введение. Сказка "Лиса и заяц".
  3. Лепка из глины с помощью трафарета. Стены для дома.
  4. Лепка из глины с помощью трафарета. Крыша для домика.
  5. Вдавливание. Черепица для крыши.
  6. Отпечаток стекой на глине. Окошко.
  7. Пальчиковая гимнастика. Дом.
  8. Лепка из глины. Дорожка.                                              
  9. Отпечаток ватной палочкой  на глине. Заячьи следы.
  10. Аппликация с элементами рисования Солнышко.
  11. Подвижная игра. Зайки на лужайке.
  12. Аппликация с элементами рисования . Дерево.
  13. Лепка из пластилина. Цветочки и травка.
  14. Прощание.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

Приветствие педагог организует вкргуе. Педагог с  детьми садятся в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают ладошами в такт.

Краски, кисти мы достанем

И художниками станем.

Чтоб лепить и рисовать,

Мир волшебный создавать.

  1. Введение . Сказка "Лиса и заяц".

Педагог показывает и  рассказывает сказку.

Лиса и заяц

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная.

Пришла весна красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорóгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь? —

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу. —

Подошли они к избенке. Собака забрехала:

Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! —

А лиса им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по — закоулочкам! Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идет дорóгой, плачет. Ему навстречу медведь:

О чем, зайчик, плачешь? —

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Не плачь, я твоему горю помогу. —

Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не — выгнать.

Нет, выгоню! —

Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

Поди, лиса, вон! —

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по — закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

Что, зайчик, плачешь? —

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Пойдем, я твоему горю помогу. —

Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать. Нет выгоню! — Подошли они к избенке. Бык как заревел: Поди, лиса, вон! — А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по — закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

 - Все звери лисы испугались и убежали.  Сидит  зайка возле своего домика и  плачет.  Ох, как зайку жалко! Давайте ему домик простроим.

  1. Лепка из глины с помощью трафарета. Стены для дома.

Перед тем, как строить дом можно дать детям рассмотреть муляж домика, обсудить из каких частей он состоит (крыша, стены, окна, труба).

- Давайте сначала  построим стены.

Педагог выдает детям  кусочек глины размером с детский кулачок. Тщательно мнем глину пальчиками и ладошками, затем катаем шарик. Шарик катаем сначала правой и левой ладошками, затем между ладошками. Кладем шарик на доску для пластилина и прижимаем ладошкой, чтобы шарик стал плоским. Раскатываем глину скалкой, чтобы толщина глины была 2-3мм, прорезаем  трафаретом для лепки квадрат и кладем  его в левый нижний угол картона,  прижимаем пальчиками.

- Какие красивые стены получились, вот только дождик пойдет, и зайка промокнет. Давайте домику крышу сделаем.

  1. Лепка из глины с помощью трафарета «Крыша для домика».

По аналогии с первым заданием катаем шарик из глины. Кладем шарик на доску для пластилина и прижимаем ладошкой, чтобы шарик стал плоским. Раскатываем глину скалкой, чтобы толщина глины была 2-3мм. Прорезаем  трафаретом для лепки треугольник. Получившийся треугольник кладем выше  квадрата, но так, чтобы они соприкасались одной стороной,  прижимаем пальчиками – получилась крыша.

H:\Анастасия\Работа\МЕТОДИЧЕСКИЕ КНИГИ\ИЗОЛЕПКА\Готовые занятия\1. Зайкина избушка\домик.bmp

- Чтобы у зайки не протекала  крыша нужно уложить черепицу.

  1. Вдавливание. Черепица для крыши.

 Педагог выдает чечевицу, и дети вдавливают чечевицу в крышу.

  1. Отпечаток стекой на глине. Окошко.

Стекой для пластилина или спичкой рисуем окошко. Окошко можно нарисовать круглое или квадратное, если дети маленькие, то педагог помогает.

Крепкий дом стоит кирпичный

С красной крышей черепичной,

С дверью, окнами, трубой, -

Замечательный такой!

- Какой красивый домик получился! Спасибо, ребята. Зайка забежал  в домик и радуется своему новому красивому домику. Сидит зайка дома, скучно ему стало. Чтобы не скучать зайка решил пойти на улицу погулять.  Вышел зайка из домика, а пойти ему совсем некуда. Давайте для него дорожку сделаем.  

  1. Пальчиковая гимнастика. Дом.

Молоточком я стучу (стучим одним кулачком о другой),

Дом построить я хочу (показываем ладошками

крышу: пальчики одной ладони

прижаты к другой, руки разведены).

Строю я высокий дом (тянем ладошки наверх),

Буду жить я в доме том (похлопать ладошками).

  1. Лепка из глины. Дорожка.                                              

Педагог выдает детям глину. Тщательно мнём глину пальчиками и ладошками, затем катаем шарик. Шарик катаем правой и левой  ладошками по столу. Затем катаем из шарика колбаску(цилиндр) правой и левой ладошками. Справа от домика , горизонтально,  прилепляем пальчиками к картону получившуюся колбаску.

- Зайка очень обрадовался и пробежал по дорожке. И на дорожке остались заячьи следы. 

  1. Отпечаток ватной палочкой  на глине. Заячьи следы.

Ватной палочкой делаем отпечатки внизу и вверху дорожки.H:\Анастасия\Работа\МЕТОДИЧЕСКИЕ КНИГИ\ИЗОЛЕПКА\Готовые занятия\1. Зайкина избушка\дорожка.bmp- Зайка на дорожке остановился и не знает, куда ему дальше идти, ничего не видно, темнота вокруг. Чтобы темнота убежала надо позвать на небо солнышко.

  1. Аппликация с элементами рисования. Солнышко.

Приклеиваем круг из бумаги или ткани вверху листа и рисуем пальчиком лучики вокруг него.

- Солнышко ярко засветило и около дорожки выросло дерево и цветочки.

  1. Подвижная игра. Зайки на лужайке.

Педагог рассказывает детям, что зайцам в лесу зимой бывает не только голодно, но ещё и опасно. Всюду их подстерегают страшные хищники: волки, лисы, а иногда и медведи. От

этих опасных хищников зайцев спасают только чуткие уши и быстрые ноги. Зайцы очень осторожны — они всё время прислушиваются, не подкрадывается ли к ним хищник, и, заметив врага, тут же пускаются наутёк. Педагог говорит детям, что они будут изображать зайцев, которые скачут на полянке, но при этом не забывают прислушиваться, не прячется ли рядом опасный враг.

При словах педагога «скачут зайки на лужайке — прыг-скок, прыг-скок» — дети изображают зайцев: передвигаются прыжками, резвятся, играют друг с другом.

При словах «волк идёт», «крадётся лиса», «проснулся медведь» или «собаки бегут» дети зайцы должны быстро убегать и прятаться в домик — специально для этого обозначенный участок комнаты (подушки, модули и т. д.).

  1. Аппликация с элементами рисования. Дерево.

Педагог выдает  детям прямоугольники коричневого цвета (ствол).  Приклеиваем их  в конце дорожки. Затем выдаём детям вату или шерсть для валяния. Из ваты или шерсти катаем шарики и приклеиваем их. Если делаем дереву крону из ваты, то  красим ее зеленой гуашью.

  1. Лепка из пластилина. Цветочки и травка.

Из зеленого пластилина катаем  короткие  колбаски. Вокруг дерева горизонтально прилепляем колбаски  из пластилина и растягиваем их  пальчиком вверх – получилась травка. На травку сажаем цветочки - катаем маленькие разноцветные шарики из пластилина и прилепляем на травку.

- Теперь зайке будет весело жить в своём домике. Спасибо, ребята!

  1. Прощание.

Прощание педагог организует на ковре. Педагог с  детьми садятся в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают ладошами в такт.

Мы чудесно занимались,

Все играли, все старались,

Новой встречи будем ждать,

Чтоб лепить и рисовать.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2015/2016 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

2 года

Год обучения (первый, второй и т.д)

первый

Возраст воспитанников

3-5 лет

Количество воспитанников группе в текущем учебном году

5-10 человек

Количество часов в неделю

2

Общее количество часов в год

74

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

(дети должны знать, уметь и т.п.)

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

  • Памятные даты: государственные праздники
  • Крупные мероприятия учреждения:
  • Другое

Календарно-тематическое планирование

для группы (1 г.о.)

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведе-ния занятия

(план)

Дата проведе-ния занятия

(факт)

Рисование

1

Мир красок

2

Осенний лес

3

Цветы

4

Грибы

5

Витраж

6

Монотипия

7

Воздушный шар

8

Африка

9

Кактус

10

Морской пейзаж

11

Домашние птицы

12

Снегопад

13

Белый медведь

14

Елка

15

Сапожок

16

Елочные игрушки

17

Берёзки

18

Кит

19

Замок

20

Избушка

21

Первоцветы

22

Открытка для папы

23

Граттаж

24

Натюрморт

25

Сакура

26

Винни-пух

27

Город

28

Ежик

29

Весна

30

Пасха

31

Домики

32

Космос

33

Ракета

34

Салют

35

Полевые цветы

36

Колоски пшеницы

37

Подсолнух

Изо-лепка

1

Зайкина избушка

2

Уточка на озере

3

Осенняя ночь

4

Рыбка в аквариуме

5

Сказка «Под грибом»

6

Зоопарк

7

Лошадка за забором

8

Заготовки на зиму

9

Черепахи

10

Котёнок

11

Петух и краски

12

Самовар

13

Зимняя ночь в лесу

14

Маска

15

Новогодние игрушки

16

Дед мороз

17

Зимняя деревня

18

Паравозик

19

Снеговик

20

Овечка

21

«Валентинка»

22

Открытка «23 февраля»

23

Пальма и львёнок

24

Ваза с цветами

25

Вишенка

26

Матрешка

27

Цыплёнок

28

Птичка на ветке

29

Верба

30

Пасхальная корзина

31

На болоте

32

Дачный домик

33

Весенняя береза

34

Танк ( к 9 мая)

35

Весенняя веточка яблони

36

Скворечник для птиц

37

Торт

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.

2. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.

3. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. - Самара: Бахрах, 1998.

4. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2001.-№9.

5. Утехина А.Н., Веретенникова Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-131с.

6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287

7. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.

9. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1995.

10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....