РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ»
рабочая программа по рисованию на тему

Прокофьева Татьяна Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ 

«НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ»

Срок реализации 4 года

Возраст от 3 до 7 лет

 

Содержание

 

Введение

Актуальность

Новизна и отличительные особенности программы

Цель и задачи программы

Сроки реализации программы 

Методы и приемы обучения

Педагогические условия для реализации программы

Перечень используемых техник нетрадиционного рисования

Учебно-методическое обеспечение

Диагностика

Годовое перспективное планирование

Организация работы с родителями

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рисование – увлекательный и полезный вид творчества, в процессе которого различными способами, с применением самых разнообразных материалов, создаются изображения, как графические, так и живописные.

Рисование способствует приобщению дошкольников к миру прекрасного, развивает творческие способности, воспитывает эстетический вкус, помогает ощутить гармонию окружающего мира.

Ребенка, вначале, мало интересует результат, а важен и интересен сам процесс. Но, тем не менее, даже самый маленький ребенок способен понять, по-своему оценить,  и готов создавать собственные произведения искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, выразительностью, неожиданностью образов.  Как говорил Л.С. Выготский «Ребенок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Главное в процессе рисования не навредить ребенку, не навязать свою точку зрения.

Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. На лист бумаги выплескиваются переживания, и ребенок освобождается от них, таким образом, происходит «графическое реагирование».

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Для успешного обучения детей рисованию, все чаще используются нетрадиционные техники, особенно в младшем дошкольном возрасте. Так как во многих из них не требуется владение привычными инструментами, не нужны кисти и карандаши, ведь есть пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше.

Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей, начиная с младшего и заканчивая подготовительным дошкольным возрастом. Она содержит в себе методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, подбор игровых упражнений, диагностический инструментарий.

Актуальность

Использование детьми нетрадиционных техник рисования актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества – это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать такие личностные качества как:

  • умение одухотворять живую и неживую природу
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
  • готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
  • стремление заботиться о других
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:

  • учится быть оригинальным
  • учится использовать средства выразительности
  • учится давать оценку своей и чужой деятельности
  • учится проявлять инициативу, самостоятельность
  • развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г.Сакулиной, Е.И.Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

 Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике. Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.

Новизна и отличительные особенности программы

 

Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-7 лет. 

Программа   носит инновационный характер, так как   приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография,  монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.  Имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. Иногда на занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

 

Цель и задачи программы:

 

Цель: развитие  художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

 

Обучающие:

- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;

- учить приемам  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и т.д.);

- учить различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  

  замечать и творить Красоту;

 - развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение,         ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- воспитывать навыки самостоятельности.

 

Сроки реализации программы 

      

Программа рассчитана на детей 3-7лет, продолжительность обучающей программы 5 лет. Занятия проходят один раз в неделю, в год - 36 часов.

 

Продолжительность занятий:

1. Первый год обучения, дети 3- 4 лет – от 10 мин. до 15 мин.

2. Второй год обучения,  дети 4-5 лет – от 15мин. до 20 мин.

3. Третий год обучения,  дети 5-6 лет – от 20 мин. до 25 мин.

4. Четвёртый год обучения,  дети 5-6 лет – от 20 мин. до 25 мин.

 

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

 

Ожидаемые результаты

·         дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;

·         научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;

·         дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры;

·         у детей разовьется мелкая моторика рук;

·         сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;

·         разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;

·         появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

·         сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

·         сформируются навыки самостоятельности.

 

Методы и приемы обучения:

·         словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

·         наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

·         практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)

Педагогические условия для реализации программы:

 

- создание художественно-развивающей среды  в детском саду;

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

 Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Перечень используемых техник нетрадиционного рисования

«Пластилинография»

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

«Монотипия»

Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

«Ниткография»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

«Монотипия пейзажная»

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Кляксография обычная»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Акварель и акварельные  мелки»

Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать  воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

«Восковые мелки и акварель»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

«Кляксография с трубочкой»

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Рисование по мокрому листу»

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

«Оттиск пробкой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ  получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Скатывание бумаги»

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

«Оттиск печатками из ластика»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения:  ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Оттиск смятой бумагой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Рисование тычком»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

«Рисование ладошкой»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

«Рисование пальчиками»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

«Граттаж»

 Рисование по восковой прокладке. Суть этой техники в процарапывании. Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. Требуется подготовка специальных «холстов»: сначала наносим цветной фон акварелью, подсушиваем бумагу. Далее весь фон полностью затирается воском и покрывается черной гуашью, с добавлением моющего средства. После заостренной палочкой начинаем процарапывать рисунок.

«Печатка»

Эта техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

 

Так же применяются и другие виды нетрадиционного рисования.

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Учебно-методический комплекс

 

учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

   

материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии лучших работ;

-  перспективные тематические планы;

- конспекты занятий;

- фонотека.

 

 Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

      - цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

      - пластилин, стеки;

      - простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;

      - кисти, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;

 

Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

 

Диагностика

Цель проведения диагностики:

- выявление уровня художественного развития детей;

- выявление возможности свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Характер диагностики: естественный педагогический.

Диагностические карты и таблица результатов экспериментального исследования см. Приложение № 1

 

Годовое перспективное планирование

см. Приложение № 2

 

Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультации
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Анкетирование

Цель: знакомство родителей с интересным и полезным видом творчества

Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

 Заключение

Работа по данной программе дает положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Литература

1.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2.Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  М.: ТЦ Сфера, 2011.

3.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  М.: ТЦ Сфера, 2011.

4.Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.

 5.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной.  – М.: Лист, 1999.

 6.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя               детского  сада. М.: Просвещение, 1983.

 7.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в       тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

8.Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

9.Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.

10Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

11. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

12Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.

13.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

14. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.

15. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

 

16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx44.55 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ  

«НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ»

Срок реализации 4 года

Возраст от 3 до 7 лет

 

 

Автор: Прокофьева Татьяна Викторовна

воспитатель I КК  

 

г. Бутурлиновка

Содержание

Введение

Актуальность

Новизна и отличительные особенности программы

Цель и задачи программы

Сроки реализации программы  

Методы и приемы обучения

Педагогические условия для реализации программы

Перечень используемых техник нетрадиционного рисования

Учебно-методическое обеспечение

Диагностика

Годовое перспективное планирование

Организация работы с родителями

Заключение

Литература

Введение

Рисование – увлекательный и полезный вид творчества, в процессе которого различными способами, с применением самых разнообразных материалов, создаются изображения, как графические, так и живописные.

Рисование способствует приобщению дошкольников к миру прекрасного, развивает творческие способности, воспитывает эстетический вкус, помогает ощутить гармонию окружающего мира.

Ребенка, вначале, мало интересует результат, а важен и интересен сам процесс. Но, тем не менее, даже самый маленький ребенок способен понять, по-своему оценить,  и готов создавать собственные произведения искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, выразительностью, неожиданностью образов.  Как говорил Л.С. Выготский «Ребенок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Главное в процессе рисования не навредить ребенку, не навязать свою точку зрения.

Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. На лист бумаги выплескиваются переживания, и ребенок освобождается от них, таким образом, происходит «графическое реагирование».

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Для успешного обучения детей рисованию, все чаще используются нетрадиционные техники, особенно в младшем дошкольном возрасте. Так как во многих из них не требуется владение привычными инструментами, не нужны кисти и карандаши, ведь есть пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше.

Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей, начиная с младшего и заканчивая подготовительным дошкольным возрастом. Она содержит в себе методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, подбор игровых упражнений, диагностический инструментарий.

Актуальность

Использование детьми нетрадиционных техник рисования актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества – это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать такие личностные качества как:

  • умение одухотворять живую и неживую природу
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
  • готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
  • стремление заботиться о других
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:

  • учится быть оригинальным
  • учится использовать средства выразительности
  • учится давать оценку своей и чужой деятельности
  • учится проявлять инициативу, самостоятельность
  • развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г.Сакулиной, Е.И.Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

 Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике. Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.

Новизна и отличительные особенности программы

Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-7 лет.  

Программа   носит инновационный характер, так как   приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография,  монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.  Имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. Иногда на занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Цель и задачи программы:

Цель: развитие  художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

Обучающие:

- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;

- учить приемам  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и т.д.);

- учить различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  

  замечать и творить Красоту;

 - развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение,         ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- воспитывать навыки самостоятельности.

Сроки реализации программы  

       

Программа рассчитана на детей 3-7лет, продолжительность обучающей программы 5 лет. Занятия проходят один раз в неделю, в год - 36 часов.

Продолжительность занятий:

1. Первый год обучения, дети 3- 4 лет – от 10 мин. до 15 мин.

2. Второй год обучения,  дети 4-5 лет – от 15мин. до 20 мин.

3. Третий год обучения,  дети 5-6 лет – от 20 мин. до 25 мин.

4. Четвёртый год обучения,  дети 5-6 лет – от 20 мин. до 25 мин.

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Ожидаемые результаты

  • дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
  • научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
  • дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры;
  • у детей разовьется мелкая моторика рук;
  • сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;
  • разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;
  • появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • сформируются навыки самостоятельности.

 

Методы и приемы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
  • практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)

Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды  в детском саду;

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

 Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Перечень используемых техник нетрадиционного рисования

«Пластилинография»

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

«Монотипия»

Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

«Ниткография»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

«Монотипия пейзажная»

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Кляксография обычная»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Акварель и акварельные  мелки»

Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать  воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

«Восковые мелки и акварель»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

«Кляксография с трубочкой»

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Рисование по мокрому листу»

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

«Оттиск пробкой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ  получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Скатывание бумаги»

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

«Оттиск печатками из ластика»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения:  ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Оттиск смятой бумагой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Рисование тычком»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

«Рисование ладошкой»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

«Рисование пальчиками»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

«Граттаж»

 Рисование по восковой прокладке. Суть этой техники в процарапывании. Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. Требуется подготовка специальных «холстов»: сначала наносим цветной фон акварелью, подсушиваем бумагу. Далее весь фон полностью затирается воском и покрывается черной гуашью, с добавлением моющего средства. После заостренной палочкой начинаем процарапывать рисунок.

«Печатка»

Эта техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Так же применяются и другие виды нетрадиционного рисования.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс

учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

   

материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии лучших работ;

-  перспективные тематические планы;

- конспекты занятий;

- фонотека.

 Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

      - цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

      - пластилин, стеки;

      - простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;

      - кисти, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;

Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

Диагностика

Цель проведения диагностики:

- выявление уровня художественного развития детей;

- выявление возможности свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Характер диагностики: естественный педагогический.

Диагностические карты и таблица результатов экспериментального исследования см. Приложение № 1

Годовое перспективное планирование

см. Приложение № 2

Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультации
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Анкетирование

Цель: знакомство родителей с интересным и полезным видом творчества

Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

 Заключение

Работа по данной программе дает положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Литература

1.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2.Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  М.: ТЦ Сфера, 2011.

3.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  М.: ТЦ Сфера, 2011.

4.Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.

 5.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной.  – М.: Лист, 1999.

 6.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя               детского  сада. М.: Просвещение, 1983.

 7.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в       тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

8.Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

9.Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.

10Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

11. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

12Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.

13.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

14. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.

15. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)

Программа кружка художественного творчества: нетрадиционное рисование "Цветные ладошки", аппликация "Умелые ручки" (для детей 4–7 лет)...

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование  у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)

Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественному развитию нетрадиционные техники рисования «Радуга красок» Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год

-Развивает уверенность в своих силах- Способствует снятию детских страхов. -Учит детей свободно выражать свой замысел. -Побуждает детей к творческим поискам и решениям. -Учит детей работать с разнообр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-7) НА 208-19 УЧЕБНЫЙ ГОД

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире....

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»

Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде  всего обогащает его п...