МО по изо
учебно-методический материал по рисованию на тему

Шубина Татьяна Николаевна

МО по изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_po_izo.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами.

        Первый подраздел называется «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и целиком посвящен задачам раз вития эстетического воспитания детей и формирования у них интереса к природе, красивым предметам быта, на родного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

        Второй подраздел называется «Обучение детей рисованию и лепке». В нем говорится о развитии творчества у детей и формировании изобразительных умений и навыков.

        Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют  или лепят дети.  

        В течение года мы с вами рассмотрим  программу, содержание, формы и методы работы с детьми шести-семи лет по каждому подразделу   отдельно.

КРАСОТА В ЖИЗНИ И ИЗОВРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

        Возросшая активность, сознательность, самостоятельность семилетних детей позволяют им значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей их действительности.

        Качественные изменения в развитии воображения, тонкое и дифференцированное восприятие, развитая речь являются важными предпосылками для повышения на данном возрастном этапе уровня художественного развития. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Продолжать  формировать у детей эстетическое отношение к  природе; пробуждать способность наслаждаться многообразием и изяществом её форм, красок, запахов и  звуков.
  2. Осуществлять работу по знакомству с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), формировать  интерес к ним и способность проникаться теми  чувствами, переживаниями и отношениями, которые в себе произведение искусства.
  3. Познакомить с отдельными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет).
  4. Рассказать детям об архитектуре и ее особенностях.

КАК ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

        Существовало мнение, что эстетическое воздействие на детей можно осуществлять прямо, просто и быстро. Провел с детьми одно-два занятия по знакомству с красотой при роды — значит, осуществил работу по развитию эстетического восприятия, сформировал интерес к природе, способность наслаждаться ее красотой.

        На самом деле это не так. Анализ философской, психолого-педагогической литературы и   опыт экспериментальной работы свидетельствуют о том, что развитие эстетического восприятия — сложный и многоплановый  процесс. В отличие от логического познания эстетическое познание природы есть особый способ ее целостного восприятия, который исключает анализ, препарирование предмета.

        Своеобразный мастер слова, удивительный и неповторимый М. М. Пришвин по этому поводу писал:

«Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую  при  встрече с незабудкой, а спроси, сколько в ней лепестков  — не скажу. Неужели же вы пошлете меня изучать незабудку?

        В цветке, как ни в каком другом произведении природы, сосредоточен колоссальный обобщающий момент, поэтому он воздействует на нас непосредственно, прямо, минуя анализирующую инстанцию   и обращаясь к тому самому, что является нашей подлинной сутью».

        Это означает, что процесс эстетического восприятия, в отличие от других сфер детской деятельности, предполагает иной путь познания мира. Это путь живого созерцания, эмоционального видения природы.

        Но эта способность не возникает сама по себе. Ее надо пробудить в маленьком человеке. А это значит—сделать его восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать прекрасное и даже изысканное в природе и наслаждаться такими открытиями. Но как это сделать? Очевидно, что для этого никак не подходит такая форма обучения, как занятия. Здесь необходимо свободное, неорганизованное «погружение», помогающее увидеть красоту природы проникновенно и светло. Важно, чтобы при этом заговорило чувство прекрасного, зазвенел колокольчик в душе ребенка, возвещающий о зародившемся чувстве красоты окружающего мира.

        Выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский ждал такого великого мгновения годами. Но мы,  к сожалению, не можем позволить себе этого хотя  бы уже потому, что не обладаем тем даром, которым владел талантливый педагог. Поэтому мы рекомендуем вам постоянно накапливать у детей эстетические впечатления.

        Покажите им красоту:

  • всех периодов суток раннего утра, светлого дня, вечерних сумерек и ночи;
  • отдельных состояний природы; ее стихий: ветра, дождя, шума деревьев;
  • откройте детям красоту окрестностей своего города, села, поселка с их ландшафтами, садами, полями и лугами;
  • создайте на участке детского сада условия для выращивания цветов, для создания цветочных аранжировок, бутоньерок, композиций из живых цветов, трав и листьев;
  • организуйте уход за красиво цветущими комнатными растениями.

        Чтобы испытать эстетическую радость, не обязательно иметь, например, много цветов, достаточно одного цветка или одной ветки. Такая композиция не перегружена и свободно расположена в пространстве. Она изящна и дает возможность для живого восприятия формы, строения.

        Методика работы с детьми проста, она аналогична той, которую вы использовали в старшей группе:

  • заинтересуйте детей красивым  объектом;
  • получив согласие детей, организуйте его восприятие;
  • вначале предоставьте им возможность самостоятельно рассмотреть его;
  • поинтересуйтесь отношением детей к увиденному (по нравилось или нет);
  • просто и искренне выразите собственное эстетическое отношение;
  • предоставьте детям возможность повторно самостоятельно рассмотреть его;
  • организуйте общение детей с другими взрослыми (помощник  воспитателя, второй педагог, методист детского сада, родители и др.) по поводу увиденного.

        ()очевидно,  что такое эмоциональное общение с природой не может быть ограничено рамками фронтальных занятий; Провел занятие - получил результат! От воспитателя требуется педагогическое искусство и огромный неустанный труд.

А. Твардовский по этому поводу писал: «Подобно музыке, ни одно из самых восхитительных и волнующих явлений природы не устанавливается нами, не входит нам в душу с первого раза, покамест не открывается нам повторно, не становится воспоминанием».

        Но как это делать систематично и последовательно?

        Вы понимаете, что каждый педагог неповторим и индивидуален. Кроме того, климатические особенности, флора  и  фауна каждого региона России имеют свои особенности, которые необходимо учитывать в работе с детьми.

        Но  для того чтобы хотя бы немного вам помочь,    разработали вариант примерного планирования этой работы с детьми по временам года.

Меньше всего хотелось бы, чтобы  эти рекомендации рассматривались как набор беспрекословных истин: прочитал — выполнил. Не торопитесь буквально следовать им, а постарайтесь выбрать свой подход с учетом собственных интересов и возможностей.

Время

года

Задачи

Примерное Содержание работы

с детьми

1

Осень

Пробуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм и красок, запахов и  звуков  окружающей их природы.

1. Обратите внимание на красоту осенних цветов

2. Познакомьте с мифами и легендами, которые связаны с происхождением знакомых детям цветов

З. Создайте в группе условия для размещения цветочных  аранжировок

4. Научите детей правильно под - резать стебли под водой, устанавливать их в воду и украшать ими группу и другие помещения детского сада.

5. В индивидуальной беседе выясните, какие цветы нравятся детям. Задайте вопрос: если бы они заказывали картину художнику, какие цветы хотели бы на ней видеть?

6. Обратите внимание на красоту трав. Предложите рассмотреть форму листьев травяного покрова: с одной пластинкой (подорожник, пырей и др.); листья, расчлененные на три пластинки (клевер, земляника и др.); листья, сильно изрезанные по краям (папоротник, лапчатка, одуванчик и др.)

7. Предложите сравнить несколько листьев и цветов, растущих на одном кусте, дереве. Помогите детям убедиться в том, что каждая травинка, лист, цветок неповторимо индивидуальны. Разложите их на белом листе бумаги и внимательно рассмотрите вместе с детьми

8. Соберите и оформите коллекции:

красивых осенних цветов; камней;

сухоцветов

9. Предоставьте детям возможность познакомиться с различными запахами (грибов, цветов, прелых листьев, дождя, мокрого снега и т. п.)

2

Зима

Обратите внимание детей на тихую грусть «засыпания» природы с наступлением зимы

1. Рассмотрите с детьми обнаженные кроны разных по форме и строению пород деревьев, кустарников

2. Рассмотрите крону разных пород деревьев. Помогите детям убедиться в том, что она бывает разного цвета, гладкой и шершавой

З. Соберите чешуйки сосны, шишки. Полюбуйтесь разнообразием их формы и цвета

4. Обратите внимание детей на изменение цвета снега в зависимости от освещения и нахождения рядом с предметом

5. Предложите детям полюбоваться красотой хвойных деревьев, сравнить цвет и аромат хвои у молодых и старых деревьев

6. Побуждайте детей вслушиваться в звуки зимней природы и различать их (шум деревьев, вой ветра, шорох падающего снега и т. п.)

3

Весна

Покажите детям красоту пробуждающейся природы. Предоставьте возможность почувствовать неповторимое очарование этого времени года

1. Покажите, как с приходом весны кроны деревьев окутываются прозрачной зеленой дымкой

2. Предоставьте детям возможность полюбоваться первыми весенними цветами

З. Обратите внимание детей на их цветовую гамму

4. Помогите детям почувствовать аромат распускающихся листьев, цветов, согретой солнцем земли, травы, клейких молодых листьев тополя и т. п.

 

 

 

Практическое занятие.

        Что такое цвет? Из чего он состоит? Почему один веселый, а другой заставляет грустить? Все эти тайны дети постигают на занятиях по изобразительной деятельности.

Из собственного опыта знаем, как важно:

• дать знания об основных и составных цветах;

• научить свободному смешиванию трех гуашевых красок: синей, желтой, красной; смешиванию одной из них с белой или черной краской;

• научить правильному подбору цветовых сочетаний («читая» их, ребенок видит мир глазами мастера, художника, впитывает его мысли, чувства, настроение; это обогащает мировоззрение ребенка и помогает ему освоить художественный   «язык» цвета);

• придавать особое значение выбору цветовой гаммы (здесь у каждого ребенка свои пристрастия: одни отдают предпочтение теплым цветам и оттенкам; других же больше привлекают синий спектр и холодные цвета);• научить ребенка видеть красоту в гармонии красок ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств.

        Итак, цвет — световой тон чего-нибудь, окраска; душа живописи; самый могучий чародей в руках ребенка; радость, удивление, неожиданность, сюрпризность.

        С помощью цвета можно делать на стоящие чудеса. Не верите? Давайте вместе с детьми исследуем все чудеса цвета в увлекательных играх.

ИГРЫ С ЦВЕТОМ

«Нарисуй свое настроение»

На каждом занятии дети рисуют свое настроение. Ребенок выбирает карточку, на которой изображены карандаш и какой-либо предмет или образ, подбирает цвет для передачи настроения и воплощает его на карточке (рис. 1). После этого с ним можно поговорить о том, почему он выбрал ту или иную краску. Цветовые характеристики: красный — активность, радость; сочетание красного  и желтого - радость; розовый — мечтание, фантазирование; оранжевый—   дружелюбие, доброжелательность; желтый — искренность; зеленый — внимание, сосредоточенность; голубой — бодрость; синий — азарт; коричневый — сочувствие, сострадание; черный — утомление, усталость.

Цвето-рисуночная игра-тест способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком.

 

«Самый красивый цвет»

        Каждому ребенку дают по десять фишек разного цвета и предлагают разложить их, опираясь на свои цветовые предпочтения: первым ребенок должен выложить тот цвет, который он считает самым красивым.

вопросы детям

• Что в этом цвете самое необыкновенное? Что этот цвет любит больше всего на свете? Есть ли у него братья и сестры? Какой у него характер?

• Почему этот цвет самый красивый? Самый любимый?

«Цветовушка»

(красочный отпечаток)

        Перед детьми большой лист ватмана. Они быстро покрывают его пятнами — красными, синими, желтыми, черными и белыми (основные цвета хроматической и ахроматической гаммы). Затем лист складывают вдвое и разглаживают ладонями. Наступает торжественный момент: разворачиваем бумагу, и глаза детей расширяются от восхищения. Перед нами царство красок — голубых, сиреневых, розовых, всех оттенков зеленого и коричневого.

«Придумай слова для цвета»

        Детям предлагают придумать как можно больше слов, характеризующих

 

 

красный, желтый, синий и т.д. цвета; более точные названия оттенкам (бледно зеленый, нежно-голубой и др.).

«Музыка в цвете»

        На мольберте палитра. Перед ней, на подставке, разложены фишки самых разных цветов и оттенков; при этом фишек одного цвета или оттенка должно быть несколько. Во время звучания музыки ребенок подходит к палитре, берет фишку того цвета, который, по его мнению, созвучен этой музыке, и помещает его на палитру там, куда ему подсказывают его ощущения (фишка закрепляется декоративными кнопка ми; каждый ребенок должен принять участие в создании картины). Вывод? Картину создала музыка, она «звучит» теми цветами, какими откликались наши души.

        «Радость и грусть»

Каждый играющий получает набор цветных фишек: их надо разложить на две группы — «радость» и  «грусть».

«Что  на земле голубого» (зеленого, красного и т.д. цвета).

        Дети по очереди называют предметы и явления голубого цвета. Побеждает тот, кто последним назовет голубой предмет. За победу ребенку дарят пред мет этого цвета, а всем детям читают сказку «Разноцветное царство» М. Мацука (см. приложение).

 

«Цвет глазами художников»

        Каждый ребенок получает репродукцию какой-либо картины. Он должен отобрать фишки, цвет которых есть на его «картине».

 

 

«Характер цвета»

        Путем смешивания красок ребенку предлагают изменить «характер цвета»: сделать его более спокойным, разбудить, сделать веселее, печальнее и т.д.

«Настроение цвета»

        Пробуем разные краски на различной бумаге. Какое настроение угадывается в каждом из них? Какое преобладает? Рассказать о своих впечатлениях. Или представляем, что по разноцветной «волшебной дорожке» перемещается круг оранжевого (желтого, синего...) цвета. Он изменяет свое «настроение» в зависимости от цвета дорожки. Надо рассказать о своих впечатлениях (рис.3).