Проект "Фантазеры"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Ладыгина Ольга Александровна

Проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, по направлению художественное творчество с использованием нетрадиционных способов рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект фантазеры101.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного  вида №18 «Колобок» п. Тюменский Туапсинского района.

Образовательный проект по художественно-творческому воспитанию "Фантазеры" для детей старшей группы

Выполнила:

Ладыгина Ольга Александровна

воспитатель

Туапсе 2014 г.

Актуальность:

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики развития творческих способностей у дошкольников как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Перед педагогами стоит сложная педагогическая проблема – найти такие пути и методы развития творческих способностей, которые позволили бы решить важную задачу – воспитание творческой личности, поставленной перед педагогикой. Вот почему так важно разобрать в проблеме взаимосвязи обучения и творчества, найти такое содержание детской изобразительной деятельности и такие методы и приемы обучения детей, которые позволили бы формировать творческие способности уже в дошкольном возрасте

Проблема: уделяется недостаточно внимания творческим и  художественным возможностям посредством нетрадиционных техник рисования  старшего дошкольника как в ДОУ, так и в семье

Цель проекта: проследить, как под влиянием целенаправленного использования нетрадиционных техник обучения на занятиях изобразительной деятельностью развиваются творческие способности детей.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей интерес к рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования.

2.Формировать навыки самостоятельного использования нетрадиционных материалов и техник рисования.

3. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.  

4. Охранять и укреплять здоровье детей.

Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Проект «Фантазеры» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).

Вид проекта: творческий

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок изобразительного творчества в группе.

2.Методический инструментарий (традиционные и нетрадиционные материалы для рисования, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Картотека "юного фантазера" (предлагаемые рисунки в той или иной нетрадиционной технике).

4. Подборка художественной литературы.

5. Подборка музыкальных произведений.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

1. Апробация содержания долгосрочного проекта "Фантазеры".

2. Проведение мероприятий в группах.

3.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Фотомонтаж.

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.
                                  1 Этап. Подготовительный

1.Особенности проявления творчества детей в рисовании

Задачи:

1. Выявить интерес и мотивацию дошкольников и педагогов к рисованию с использованием нетрадиционных техник.

2. Подобрать диагностические методики, способные выявить уровень проявления творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Данные задачи решались следующими методами: анализ предметно-развивающей среды ДОУ, анализ планов воспитателей с точки зрения выявления постановки задач развития творчества детей на основе использования нетрадиционных техник рисования, наблюдения за деятельностью детей,  индивидуальные беседы с детьми и воспитателем, по  выявлению интереса к рисованию нетрадиционными способами, анализа практической продуктивной деятельности (детские рисунки, их выразительные средства).

Анализ предметно-развивающей среды ДОУ показал, что  для рисования детей используют цветные карандаши, мелки, фломастеры, гуашь, акварель, бумагу разного цвета. Однако очень мало предметов декоративно-прикладного искусства и репродукций картин известных художников представлены  недостаточно. Такая развивающая среда не способствует развитию творчества детей в полном объеме.

Анализ планов воспитателей показал, что задача развития  творчества детей в рисовании выдвигается редко, особенно с использованием нетрадиционных техник. Из беседы с воспитателем, выяснили, занятие на основе использования нетрадиционных техник рисования проводятся очень редко, раз в месяц. Перед планированием занятий с использованием нетрадиционных техник проводится предшествующая работа: беседы и экскурсии.

Наблюдения на занятиях показали, что воспитатель не пытается вызвать у детей эмоционально – эстетическое отношение к процессу создания изображения. И хоть воспитатель нацеливает детей на проявление творчества, но в индивидуальной работе не подсказывает варианты оригинальных решений, замысла интересной деталировки изображаемых предметов и явлений.

Не смотря на то, что с детьми проводится предшествующая работа, у них наблюдаются трудности при осуществлении замысла и тем более в проявлении самостоятельности и творчества. Не достаточно используются творческие задания (например, нарисовать с закрытыми глазами, двумя руками одновременно); не создаются совместные работы взрослых и детей, которые затем обсуждаются и используются  в оформлении интерьера группы.

Воспитатели не используют свободное перемещение детей в пределах группы, не предлагают детям самостоятельно пользоваться разнообразными нетрадиционными материалами для работы. Также мы провели опрос педагогов ДОУ, направленный на выявление уровня знаний методики и техник нетрадиционного рисования и выявили, что знания у педагогов в данном вопросе очень ограничены, педагоги назвали рисование руками, печатки, набрызг, монотипия, рисование свечой. Кроме того, педагоги не знают, чем отличается методика проведения занятия по замыслу от рисования на основе использования нетрадиционных техник рисования.

С целью выявления у детей интереса к занятиям рисованием с использованием нетрадиционных техник мы провели индивидуальные беседы детей, были  заданы следующие вопросы:

1. Любишь ли ты рисовать?

2. Расскажи, чем можно рисовать?

3. Как ты думаешь, какими приемами нарисованы эти картины? (показ иллюстраций)

4. Пробовал ли ты рисовать так, как рисовали дети на моих картинах, и понравилось ли тебе?

5. Хотел бы ты научиться рисовать нетрадиционными техниками? Почему?

В результате анализа бесед можно отметить следующее: дети экспериментальной и контрольной групп все ответили, что рисовать любят, то есть проявляют интерес к рисованию.

Дети были прекрасно осведомлены и быстро называли традиционные материалы для рисования (краски, кисти, карандаши, мелки и т.д.), но никто из детей не назвал, ни одного нетрадиционного материала.

Рассматривание рисунков детей, выполненных нетрадиционными техниками, очень увлек детей обеих групп, они с восхищением рассматривали и удивлялись, что ладошкой, пальчиками можно нарисовать красивые рисунки и, конечно,  высказали, что они бы тоже хотели научиться рисовать такими способами. Результаты бесед представлены в таблице №1.

Таблица №1. Выявление у детей интереса к нетрадиционному рисованию (начало учебного года)

Группы (кол-во детей)

Устойчивый интерес

Отсутствие интереса

Экспериментальная группа 10 человек

6- 60%

4- 40%

Контрольная группа

10 человек

7 -70 %

3-30 %

Всего: 20 детей

13 – 65 %

7 – 35 %

Таким образом, мы видим, что большинство детей, проявляют интерес к нетрадиционным техникам рисования, понимают какое это интересное занятие и, конечно, хотят попробовать сами получить такие замечательные рисунки. Были дети, которые безразлично отнеслись к нетрадиционным техникам рисования.

Выявлению у детей мотивов к рисованию с использованием нетрадиционных техник способствовали 5 вопрос. В основном большинству детей очень нравятся рисунки, выполненные в нетрадиционной технике. В ответах на этот вопрос прозвучали в основном утверждения о том, что дети очень хотят научиться рисовать. На  вопрос «Почему хочешь научиться рисовать нетрадиционными техниками», большинство детей отвечали, что  получаются красивые рисунки. Были дети, которые выдвигали другие мотивы, например, сделать подарок кому-либо, порадовать, украсить рисунком дом, группу и т.д. Результаты бесед мы отразили в таблице №2.

Таблица №2. Выявление у детей мотивов к нетрадиционной технике рисования (конец учебного года)

Группы (кол-во детей)

Мотивы

Определенные

Неопределенные

Отсутствие мотивов

Экспериментальная группа 10 человек

5- 50%

5- 50%

0%

Контрольная группа

10 человек

6 -60 %

4-40 %

0%

Всего: 20 детей

11 – 55 %

9 – 45 %

0%

Таким образом, большинство детей могут основывать свое желание овладеть техниками нетрадиционного рисования, но мотивы имеют разный характер, у одних детей – определенный, у других - неопределенный

Целью метода наблюдения за детьми – было выявить активность и интерес детей к рисованию, пути формирования замысла изображения, его реализацию, отношение к процессу и результату рисования, способы изображения, средства выразительности рисунков.

Проведение занятий по рисованию. Детям предложили нарисовать кто, что хочет, т. е. по замыслу. Предоставили  в распоряжение весь имеющийся материал. Каждый ребенок должен был продумать сам содержание рисунка, выбрать для этого подходящего цвета бумагу и материалы для рисования.

Дети в основном выбрали тему рисования осенней природы. Несколько детей нарисовали футболистов, машину на дороге, принцесс и т.д. Чувствуется, что в самостоятельном рисовании дети используют тематику или хорошо отработанных ранее тем занятий (осень), или уже знакомые сюжеты.

Некоторые дети затруднялись в определении замысла. Были дети, которые меняли замысел в процессе рисования или подражали рядом сидящим детям. На данном занятии все дети отдали предпочтение изобразительным материалам, которым постоянно пользовались. При выборе изобразительных материалов некоторые дети заявляли: «Я не умею рисовать другими материалами. Буду рисовать карандашами и фломастерами».

       Дети с удовольствием рассматривали свои работы и работы товарищей. Но при анализе рисунков дети не смогли оценить свои работы и работы сверстников: выразительность изображения (использование цвета, композиционных решений, формы предметов).

Творческие проявления в детских работах выражены слабо. Работы просты по сюжетному и композиционному решению, цветовая гамма бедна, технические навыки и умения на довольно хорошем уровне.

Используя исследования Ветлугиной Н.А., Комаровой Т.С., Казаковой Р.Г. мы определили  критерии, с учетом которых выявили уровни проявления творчества детей в рисовании:

- самостоятельность в выборе замысла, темы рисунка,

-самостоятельность в выборе нетрадиционных техник рисования  с учетом их выразительных средств,

- увлеченность детей рисованием, эмоциональный настрой,

- новизна и оригинальность рисунка,

- умение доводить работу до конца, оценивать ее.

С учетом  выше перечисленных показателей (критериев) выделили три группы детей, каждая из которых соответствовала определенному уровню развития творчества, и отобразили в таблице №3.

Таблица № 3. Уровни проявления творчества детей в рисовании (начало учебного года)

Группы (кол-во детей)

Уровни проявления творчества детей в рисовании

1- низкий

2- средний

3-высокий

Экспериментальная группа 10 человек

6- 60%

3- 30%

1-10%

Контрольная группа

10 человек

4-40 %

5-50 %

1-10%

Всего: 20 детей

10 – 50 %

8 – 40 %

2-10%

1 уровень – низкий, знание нетрадиционных техник рисования отсутствует, в выборе замысла, темы рисунка, способов рисования ребенок затрудняется. Из-за технических умений рисунки  примитивны, изображение контурное, схематичное, лишенное деталей, субъективен в оценке своего рисунка и отказывается оценивать рисунки товарищей.  

2 уровень – средний, ребенок имеет некоторое представление о нетрадиционных техниках рисования, но не всегда умет ими пользоваться.  Он увлечен рисованием, предметы изображает с разнообразными деталями дополнениями, ноне всегда рисунки отличаются оригинальностью, выразительностью, ребенок может объективно оценить работу своих товарищей, с точки зрения осуществления замысла, но субъективен в оценке своих работ.

3 уровень – высокий, ребенок имеет достаточное  представление о нетрадиционных техниках рисования.  Он увлечен рисованием, его рисунки отличаются новизной, оригинальностью, выразительностью, критически анализирует свою работу и работу других детей. Результаты обследования детей отразили в рисунках

Рисунок № 1. Уровни развития творчества в рисунках по замыслу у детей экспериментальной группы

Рисунок № 2. Уровни развития творчества в рисунках по замыслу у детей контрольной группы

Таким образом, из таблицы №3 и рисунков следует, что экспериментальная и контрольная группы по показателям находятся примерно на одинаковом уровне проявления творчества. У большинства детей проявление творчества в рисовании находится на низком и среднем уровне. Следовательно, необходимо повышать уровень творчества детей посредством разработки и реализации системы занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.

2 этап. Основной

Система работы с использованием нетрадиционной техники, обеспечивающая развитие творчества дошкольников в рисовании

Цель: поиск путей развития творчества у детей средней группы на основе использования нетрадиционных техник рисования

Задачи:

1.Разработать и апробировать систему занятий рисованием, с использованием нетрадиционных техник, игровой мотивации и постановки творческих заданий.

2.Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию творчества у детей старшей группы в рисовании

Чтобы создать условия для развития творчества, мы уделяли внимание
развивающей среде, которая строилась с учетом принципов разработанных
В.Л. Петровским (дистанции, позиции при взаимодействии, активности,
самостоятельности, стабильности, комплексирования и гибкого зонирования,
эмоциональности среды и индивидуальной комфортности); Чумичевой P.M.
(активности, стимулирующей исследовательскую и творческую деятельность
ребенка, стабильности, динамичности, дистанции, свободы и самостоятельности)

Развивающая среда в нашем ДОУ включила: изостудию «Город самоцветов»; «Уголок чудес», картинную галерею детских рисунков и известных художников. Необходимо было продумать все до мельчайших деталей, чтобы детям было интересно заниматься. Была подобрана мебель, столы, и стулья, расписанные под хохломскую роспись, двухсторонние мольберты, большая магнитная доска, которая используется для демонстрации наглядного материала, разнообразных изобразительных упражнений, для просмотра детских работ. Одна стена в изостудии отведена для выставки репродукций, картин   известных  художников.   В  течение  года  эта  выставка  меняется   в зависимости от тематики занятий, смены времен года. Напротив организован стенд для выставок детских работ (просмотра), для просмотра иллюстраций к детским книгам, подбор материала для конкретного занятия (день смеха, спортивный праздник, день здоровья и т.д.). В этой части комнаты стоит магнитофон для прослушивания музыкальных произведений, помогающих расширить и углубить впечатления детей об увиденном.

Полки и шкафы расположены так, чтобы детям удобно было к ним подойти с любой стороны, не мешая другим. Подбор изобразительного материала разнообразный: гуашь, акварель, цветные и простые карандаши, восковые карандаши, мелки цветные, пастель, тушь, свечи, кисти разные по размеру и жесткости, тычки от больших до маленьких размеров, кусочки паралона, разнообразные виды бумаги, бросовый материал и др. Все это выставлено на полках для свободного выбора детей. Для развития у детей аккуратности так же на полках выложены махровые салфетки для вытирания рук, ситцевые салфетки для вытирания кисточек, клееночки, стаканчики под воду, под карандаши, маленькие баночки для разведения красок, палитры.

В изостудии оборудован уголок чудес. В нем выставляются предметы народного декоративно-прикладного искусства, игрушки, предметы, связанные с тематикой занятий. В студии имеется подбор игр используемых на занятиях и вне занятия.

Но развитие художественно-творческих способностей не ограничивается только занятиями и работой в изостудии. Отобранные рисунки самими детьми выставляются в фойе детского сада. Это делается для того, чтобы рисунки детей могли увидеть не только сверстники и дети других групп, но и родители, гости детского сада. В группах организованы уголки изо, в которых подобран материал в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.

Наш детский сад работает по программе «Детство» В. Лонгвиновой, Т. Бабаевой. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, в изобразительной и музыкальной деятельности. В дополнении к программе «Детство» мы учитывали  опыт работы педагогов Г. Утробиной, Л. Афанасьевой, М. Труновой, М. Лахути по использованию нетрадиционных техник рисования, опубликованных на страницах журнала «Дошкольное воспитание».

Мы составили тематический план занятий с использованием нетрадиционной техники. Содержание занятий стоилось таким образом, чтобы каждое предыдущее занятие являлось основой для последующих.

Основной этап включил в себя два

Задачи 1 этапа определили следующим образом:

1. Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования

2. Использование игровых приемов и творческих заданий на занятиях по рисованию

3. Сотрудничество ребенка со взрослым в свободной, самостоятельной деятельности

Система работы по изобразительной деятельности, способствующая развитию творчества у детей старшей группы на основе использования нетрадиционных техник

Таблица №3

Месяц

Тема

Цели и задачи

Материалы, методические приемы работы

Сентябрь

Осень нашего края (песок и манка).

Учить детей рисовать песком и манкой.  Придумывать необычные детали к реальному пейзажу. Учить рисовать точечным способом.  

Песок, манка,

 гуашь, кисти,

палочки ушные, салфетки.

Аудиозапись  осенние мелодии

Рассматривание

 иллюстраций об осени. Индивидуальная помощь

Осенние листья с деревьев летят (по мокрому слою)

 Продолжать учить детей рисовать по мокрому слою. Продолжать учить рисовать деревья, ветки толстые и тонкие. Подбирать колорит осени, листопада.

Гуашь, кисти,

 таз с водой,

 салфетки для рук. Фея осени,

 аудиозапись вальс,

 загадки.

Индивидуальная помощь.

Художественное слово.

Наступила осень

(рисование нитью и пуговицами)

Продолжать учить детей изображать рисунок нитью, передавать точный колорит нитями осени.

Самоклеющая пленка, цветные шерстяные нити,  ножницы,

 песок. Аудиозапись,

художественное слово, рассказы детей,

индивидуальная помощь с показом

Октябрь

Волшебные

спички

Совершенствовать навыки в технике рисования спичками. Продолжать учить рисовать деревья, животных и людей, в движении и создавая выразительный образ.

Спички окрашенные в разные цвета.

Бумага из плотного картона, клей ПВА,

простые карандаши.

Прослушивание записи, чтение стихов.

Художественное слово, вопросы, индивидуальная помощь.

Волшебные нити.

Тема:

Моя

любимая

игрушка.

 Познакомить детей с техникой выполнения контурных поделок.

Развивать творческие способности, вкус,

чувство цвета,

пространственное мышление.

Нити цветные, шерстяные, трафарет, клей ПВА, карандаш простой, цветные карандаши, бумага или простой картон. Запись,

 рассказ о стране   игрушек. Ковер–самолет.

Художественное слово.

Мой край

(декоративные

пластины).

Продолжать учить детей изготовлять декоративные пластины, передавая характерные признаки родного края: горы, холмы, леса.

Пластилин,

салфетки, стеки. Аудиозапись кубанских мелодий, показ иллюстраций, индивидуальная помощь с показом.

Ноябрь

Кудряшки -

завитушки

Совершенствовать навыки в технике круговой штриховки. Продолжать учить рисовать животных в движении, передавая особенности их шерсти и создавая выразительный образ.

Чистый лист белой бумаги А4, цветные карандаши или простой карандаш, листочки для растирания цвета – на каждого ребенка. Иллюстрации (фотография с изображением овец и барашков). Прослушивание стихотворений. Вопросы к детям. Спокойная музыка. Индивидуальная помощь

Унылая пора (рисование по мокрому слою)

Продолжать учить детей рисовать пейзаж согласно знакомым композициям далеко, близко. Деревья большие, маленькие. Использовать цвет как средство передачи настроения. Создавая путем смешивания красок новые  цветовые тона.

Листы бумаги, таз с водой, акварель, гуашь,

кисти, салфетки.

Аудиозапись прощание с летом, наступила осень,

Рассматривание иллюстраций, рассказы детей, индивидуальная помощь.

Разноцветный ковер

Осени

Продолжать знакомить детей с основным цветами красок и их оттенками.

Учить детей рисовать кляксами. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.

Гуашь. Ткань или бумага, баночки с водой, салфетки, трубочки для клякс. Кукла «Осень». Сюрпризный момент. Художественное слово.

П/И.Листопад.

Индивидуальная помощь, показ ребенку.

Декабрь

Снегурочка в лесу (граттаж)

Учить передавать в рисунке человека в длинной шубке.

Бумага, подготовленная для граттажа, салфетки,

кукла снегурочка. Снегурочка, загадки,

художественное слово.

Индивидуальная помощь детям.

Счастье

Вызвать у детей эмоциональный отклик, побудить к осмыслению абстрактного понятия счастья, к передаче в рисунке настроения, созданию выразительного образа. Закреплять навыки рисования, мыльными пузырями, сухой кистью, школьным мелом. Продолжать учить рисовать портрет: передавать строение человеческого лица, характерные особенности внешности изображаемых людей их настроения, цвета.

Лист бумаги,

 аудиозапись вальсов

Ф. Шопена, фотографии детей с их мамами. Слушание стихотворений, рассказы детей о мамах. Индивидуальная помощь

Зимушка -

Зима

(фольга).

Познакомить детей рисованием на фольге с помощью выдавливания зимнего пейзажа палочкой.

Фольга плотная,

палочки острые для рисования. Аудиозапись,

рассмотрение иллюстраций, рассказы детей.

Январь

Иней на деревьях

Учить детей наносить рисунок на

скользкую бумагу. Рисовать деревья в инее.  

Бумага, подготовленная смазанная жиром, гуашь белая, кисти, баночки  с водой. Показ деревьев малоподвижная игра.

Художественное слово, загадки. Индивидуальная помощь

Зимушка -зима

Привлечь детей к созданию выставки. Учить делиться впечатлениями, использовать поэтические образы, анализировать свои работы. Развивать эстетическое восприятие. Продолжать лепить из пластилина и рисовать на нем.

Бумага покрыта жирным слоем пластилина, различные материалы, бумага, клей.

По мокрому слою рисование гуашью. Аудиозапись в гостях зимушка – зима и иллюстрации.

Художественное слово,  индивидуальная помощь.

Витражи

для замка

Зимушки -

Зимы

Закрепление техники рисования палочками на пластилине.

Бумага, подготовленная пластилином, манная крупа, макароны, гуашь. Художественное слово, аудиозапись сказочная,

 макет замка, индивидуальная помощь.

Февраль

Зима

в лесу

Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Использовать холодную гамму красок пластилина зимнего колорита, рисовать зимний пейзаж в технике посыпан

манной крупы.

Бумага замазана   пластилином,

 макароны,

 манка,

 веточки. Аудиозапись.

Художественное слово, индивидуальная помощь, рассказ своей истории в лесу.

Царство красоты (Зимы)

Продолжать учить детей передавать характер зимней (белой красоты), используя манку, зубную пасту.

Побуждать видеть красоту зимы.

Бумага протонированная,  манная крупа, зубная паста,  кисти,  клей ПВА. Приход зимы. Аудиозапись знакомых новогодних песен.

Индивидуальная помощь.

Художественное слово.

Золотая Хохлома.

(Ткань)

Продолжать учить детей расписывать хохломской росписью на ткани вспомнить элементы росписи хохломы.

Элементы растительного орнамента: цвет, ягоды, травинки.

Акриловые краски, кисти,

салфетки. Аудиозапись русской народной музыки.

Показ иллюстраций,

рассказы детей,

 индивидуальная помощь.

Март

Сегодня

мы волшебники

Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне. Познакомить с нетрадиционным рисованием (кляксографией).

Сюрпризный момент. Музыкальное сопровождение, игра, загадки. Индивидуальная помощь детям.

Сказочная птица

Продолжать учить детей с помощью обрывной аппликации рисовать птицу сказочную, воспитывать любовь к природе. Создавать радостное настроение от проделанной работы.

Цветная бумага, цветные карандаши или простой карандаш, клей ПВА, кисти для клея, салфетки,

фантики. Аудиозапись звуки птиц, показ иллюстраций. Индивидуальная помощь

Портрет   мамы

Продолжать учить рисовать портрет: передавать строение человеческого лица, характерные особенности внешности изображаемых людей их настроения.

Лист бумаги, цветной мел, жесткие кисти для растушевания. Аудиозапись вальсов Ф.Шопена, фотографии детей с их мамами (или семейные портреты).

«Сказочные деревья» (по замыслу)

Научить детей передавать вымышленный образ дерева в своём рисунке, его характер посредствам использования различных оттенков и цветовой гаммы тёплых и холодных цветов.

Закреплять умение самостоятельно выбирать изобразительный материал и технику исполнения.

Развивать воображение и творчество.

Разнообразные нетрадиционные материалы по выбору детей

Иллюстрации сказочных деревьев, музыкальное сопровождение

Апрель

Воздушные шары «Моя семья».

Продолжать учить детей рисовать человека на шарах.

 Предложить детям нарисовать свою семью. Учить располагать сюжет на всем шару. Самостоятельно выбрать световое решение.  

Акриловые краски, кисти, вода, шары, салфетки, скотч. Рассматривание фотографий семьи.

Игры, загадки.

Художественное слово. Индивидуальная помощь

Волшебные

воздушные шары.

Весна пришла

Совершенствовать навыки в технике рисования спичками. Продолжать учить рисовать деревья, животных и людей, в движении и

создавая выразительный образ.

Воздушные шары, краски акриловые, кисти, салфетки. Аудиозапись.

Художественное слово, индивидуальная помощь.

Букеты из вербы

(по мокрому слою)

Продолжать формировать умения связанные с выразительной передачей в рисунке красоты природы. Познакомить с приемами работы с гуашью путем вливания цвета в цвет. Упражнять в рисовании по мокрому слою.

Распустившая верба, гуашь, палитры, кисть,

таз с водой. Аудиозапись «Вальс цветов»,      рассказы детей, индивидуальная помощь.

«Птичка-весна»

Учить детей создавать в рисунке образы весенних цветов. Закреплять умение работать различными изобразительными материалами, выбранными самостоятельно.

Развивать чувство цвета, знание оттенков зелёного цвета, умение их получать путём смешивания.

Развивать воображение и творчество.

Совершенствовать умение детей разыгрывать знакомую сказку, чётко произносить текст, “вживаться” в свою роль.

Продолжать развивать мимику и жесты.

Поощрять самостоятельность и инициативность в их выборе, для передачи образа своего персонажа.

Русские народные костюмы (по количеству детей), костюм “Зимы”, “Весны”, декорация дома, глиняные свистульки и дудки (изготовленные предварительно детьми), разнообразный изобразительный материал для нетрадиционных техник рисования, листы тонированной бумаги А 4, различные шаблоны птиц, кисти, салфетки, баночки с водой.

Продолжать формировать самостоятельность в выборе нетрадиционных техник рисования оттиск листьями, печатками из картофеля и ластика, кляксография с трубочкой, восковые мелки и акварель, для наиболее выразительной передачи образа «Птицы-весны».

Май

Музыка

«Вальс цветов»

Учить детей передавать в рисунки музыку, как они это представляют.

Развивать фантазию, воображение.

Подбирать колорит весенних цветов.

Сюрпризный момент «Фея цветов». Игра, загадки. Игра малой подвижности волшебные цветы Индивидуальная помощь.Художественное слово. Аудиозапись «Вальс цветов», ткань, кисти, гуашь, тушь, вода, салфетки.

Морское царство (граттаж)

Познакомить детей с техникой выполнения контурных поделок.

Развивать творческие способности,

вкус, чувство цвета, пространственное мышление.

Бумага, подготовленная для граттажа, палочки для процарапывания,

салфетки. Аудиозапись моря, иллюстрации с подводным миром, индивидуальная помощь.

Натюрморт

 из стекла

 Закрепить представление детей о натюрморте и цвете. Совершенствовать умения детей работать с различными видами изоматериалов (гуашь, мелки, акриловые краски).

Дерево живописи, предметы для составления натюрморта, гуашь, кисти, Небольшие куски картона, стекла разной формы, клей ПВА, стенд для выставки. Аудиозапись, рассказы детей, работа с родителями.

Потерянные краски дымковского городка

Развлечение

Для   поддержания   интереса   у   детей   к   изобразительному искусству посещали выставку в Сочинский художественной галереи, наблюдали за   работой в студии. Организовывали выставки работ выпускников детского сада разных лет.                                                                                                    

Проводя   занятия  с  детьми, мы использовали такие приемы как: художественное слово, музыкальный фон, различные психогимнастики и игры, чтобы создать благоприятную, спокойную обстановку. В итоге это дало следующие результаты: происходило взаимодействие педагога с детьми во  время придуманные ими новые способы, которые старались тут же опробовать; все дети с удовольствием посещали каждое занятие; совершенствовалась их техника рисования, помимо этого расширялся кругозор, формировались личные качества ребенка, осуществлялось художественно-творческое развитие детей.

На первом этапе мы старались заинтересовать детей, познакомить их с нетрадиционной техникой в рисовании.  На первом занятии знакомили детей с некоторыми способами рисования (пальчиками, ладонями, тычкование, тампонирование, рисование жесткой кистью, нитями), впоследствии предстояла работа по расширению знаний нетрадиционной технике и закреплению уже знакомых детям. Например, проводя с детьми несколько занятий на тему осени и завершая этот блок, провели  тематическое занятие: «Разноцветный осени ковер».   На занятии проводилось подытоживание тех знаний и умений, которые они получили ранее. Для того чтобы познакомить детей с новым способом «оттиск листка»,   придумали   сказку  о  листочке,   который   путешествовал   в  поиск красавицы Осени, и когда он ее нашел, Осень окрасила его, а листочек упал на землю и лист отпечатался.

Весь свой рассказ сопровождала музыкальны произведением   И.Штрауса  «Вальс  фа-мажор».  Листочек   путешествовал  из картины в картину, а дети помогали ему найти тот образ осени, который звучала в музыкальном  произведении. Дети,   двигаясь под  музыку, выполняли танцевальные движения.  Когда листочек нашел Осень, то, оказалось, рядом лежат такие же листочки, которые хотят быть красивыми. Дети сами проявил инициативу, и выкрасили их. Педагог как бы нечаянно прикоснулась к листу бумаги и обратила внимание детей, какой след остался после этого. Игровой прием вызвал у детей эмоциональную настроенность, они обсуждали, на что похоже, какой  рисунок  можно  нарисовать,  используя  оттиск. Предложила детям   выбрать   по желанию еще листочки разной величины, формы и нарисовать осень. Напомнила, что осень бывает: дождливая, ветреная, золотая. В средствах выразительности дети были неограниченны. Они сами выбирали материалы использовали оттиск для рисования, мазали не только пальчики, но и ладошки и  тогда рисунки «оживали»: ножки бежали по дорожке, листья шелестели на ветру, шуршали под ногами.

В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствовали выработке умений видеть образы в   сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носили форму «изучения и обучения». Дети осваивали художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

Занятие превращалось в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала.

В конце занятия, выставив на стенде работы, дети обсуждали, у кого какая осень получилась по характеру: золотая, солнечная, дождливая

Усложняя творческие задания для детей с каждым занятием, побуждали их использовать в своих работах несколько нетрадиционных техник. Например, на занятии «Звери на полянке в лесу» дети использовали  рисование сухой кистью, новым способом: круговой штриховкой.                            

Этот способ очень понравился детям, они шутили, смеялись, привлекали сверстников к своему рисунку. На занятии дети закрепляли знания о своих любимых животных, вспоминали в каких сказках их можно встретить, попытались передать мимикой и жестами разное настроение животных. Дети самостоятельно выбирали сюжет, рисовали своих животных жарким летом, другие холодной зимой. Все старались рассказать, что происходит у них в рисунке. Техника круговой штриховки только усилило впечатление от изображения.

Дети, которые с помощью этой техники рисовали полянку, выкрикивали: «Вот, сколько у меня животных, они все в кудряшках». В конце занятия дети выбирали самое доброе и смешное животное.

Co временем у детей появился живой интерес к нетрадиционной технике. Приглашая детей на занятия к педагогу сразу подбегали несколько детей и спрашивали «как мы сегодня будем рисовать».

Времена года самая благоприятная тема для рисования. Природа так многообразна и неповторима, что можно только удивляться какими способами и средствами ее можно выразить, так знакомые детям темы «Зимушка-зима», «Сказочный зимний лес» кажутся уже не интересными.  

Но, используя нетрадиционную технику, оживают, раскрываются детям с необычной стороны, оживляют образ уже давно знакомых предметов. Техника рисования зубной пастой, манной  крупой, палочками на пластинке, притягивает к себе тем, что появляется изображение, создается оригинальный образ,  вырисовываются необычные предметы.

Дети   по   нескольку   раз рассматривали полученное изображение. Кто-то находил в нем сугробы, сосульки, метель, иней. Это очень радовало детей. У таких детей как Саша Ш., Сережа Б., Жора О., Настя М. были затруднения в нахождении образов, они повторяли высказывание за другими  детьми.  Изображая  зимний лес, дети использовали различный материал: краски, восковые карандаши, фломастеры, зубную пасту, манную крупу, применяли знакомые средства изображения.

В конце занятия, дети рассматривали рисунки, выделяли, на каких изображена холодная, вьюжная зима, а на каких спокойная и солнечная.

Чтобы добиться эмоционального воздействия на детей, использовали на занятиях подбор картин, иллюстрации из книг и журналов, фотографии, рисунки детей школы искусств. Важно было не столько событие, сколько состояние ребенка. Поэтому подбирали фрагменты музыкальных произведений, сочетающихся с тематикой занятия. Одновременное прослушивание музыки, стихов и просмотр произведений живописи заставляло детей глубже проникать в характер образа. Например: картина И.И. Левитана «Золотая осень» - музыка В. Коллинникова «Грустная песня», С.Николаев «Иней» - муз. М. Крутинского «Зима» и т.д.

Использование такой технологии позволило занятиям рисования стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных техниках, применяемых в нетрадиционном рисовании. Они занимались традиционными видами рисования, а разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, стимулируя состояние вдохновения и творческого порыва. Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Результативность таких занятий была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным.

На втором этапе формирующего эксперимента мы преследовали такие задачи:

1. Учить    детей    отражать   в   рисунках  полученные    знания    о нетрадиционных технике рисования кляксографии, рисованию по мокрому слою, гратаж, отбирать ее с учетом   выразительных средств;

2. Развивать    творческое    воображение    на    основе    проблемных ситуаций;

3.Осуществлять преемственность ДОУ с родителями по вопросам развития творчества детей в рисовании.

Чтобы развить творческое воображение у детей создавали проблемные   ситуации   (например, «Как сделать птицу сказочной», «С каким цветом – птичка весна», «Как создать морское царство»), учила видоизменять и преобразовывать  имеющиеся представления, создавать на этой основе относительно новый  образ.

На этом этапе формирующего эксперимента много внимания уделялось свободной, самостоятельной деятельности детей. Мы с детьми организовали «Уголок чудес», который позволял им возможность проявлять творческую фантазию. В этот уголок дети приносили понравившиеся им вещи: фантики, камешки, ракушки, необычной формы веточки. Для определенного занятия просили детей найти и принести различные предметы, которые подходили бы по тематике к занятию.

Выставляли в утолок поделки, сделанные из разного материала: природного, бросового, бумаги, ниток. Украшали «уголок чудес» и предметы народно-прикладного искусства,

Проводила различные игры для развития творческого воображения, такие как «Кто здесь нарисовал?» «Кто спрятался в кляксе?», «Волшебники», «Волшебные круги», «Дорисуем фигуру», «Незавершенный рисунок», «Представь себе», «Кто спрятался за кустом», «Что на что похоже» и т.д. В летнее время года дети любят играть на участке в игры: «Рисуем на асфальте...», «Рисуем мокрыми ногами на асфальте», «Рисуем песком», «Рисуем на песке палочкой» и т.д.

Дети с большим удовольствием участвовали в играх. Со временем они сами организовывали их, делая без помощи педагога картинки к играм «Кто спрятался в кляксе», «Кто здесь нарисован?», «Волшебные облака» и тут же обыгрывали. На занятиях предлагали поиграть в ту или иную игру, которая им понравилась. Предлагали необычные игры своим мамам, папам, меньшим братьям и сестрам. Родители, которым небезразлично развитие своих детей, подхватили эту идею и уже играли со своими детьми по дороге домой. Они искали образы в проплывающих облаках, в корягах деревьев, в необычных формах веток, пеньков и т.д. Так, игры не только обогащали знания детей, пробуждали воображение и фантазию, но и сближали между собой родителей детей – воспитателей. Для лучшего и успешного развития художественно-творческих способностей детей давали им определенные занятия на дом. Например: Нарисуй свою любимую игрушку, «Какое животное живет у тебя во дворе», «У меня дома на грядке выросли ...», «Мама любит одевать...»

Проводились конкурсы для родителей «Красота из ниток», «Снежинка в кружевах», «Портрет моего ребенка», «Фантазируем вместе с мамой (папой)».

Рисунки, выполненные на занятиях, отличались у большинства детей оригинальностью и разнообразием использования нетрадиционных техник.  Причем, дети осознанно подходили к выбору нетрадиционных техник рисования с учетом их выразительных средств.

Кроме того, дети стали использовать в речи слова, связанные с нетрадиционной техникой, применять их в общении с другими детьми.

3 этап – Заключительный

  Задачи:

1. Выявить динамику интереса и мотивов к рисованию на основе использования нетрадиционных техник

2. Повторно использовать диагностические методики, способные выявить уровень развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании

3. Сделать выводы по результатам повторной диагностики творчества детей старшего дошкольного возраста.

  Для решения этой цели и задач использовали те же методы, что и в констатирующем эксперименте. В ходе индивидуальной беседы у детей экспериментальной группы значительно повысился интерес к рисованию (в начале года их было 6, а в конце 10), в то время как в контрольной группе эти изменения незначительные (в начале года было 7, а в конце 8), таблица № 4.

Таблица №4. Выявление у детей интереса к нетрадиционному рисованию (конец года)

Группы (кол-во детей)

Устойчивый интерес

Отсутствие интереса

Экспериментальная группа 10 человек

10- 100%

0%

Контрольная группа

10 человек

8 -80 %

2-20 %

Всего: 20 детей

18 – 90 %

2 – 10 %

В ходе обследования выяснили, что дети экспериментальной группы знают разнообразные нетрадиционные техники рисования, используют их с учетом выразительных средств. Кроме того, дети экспериментальной группы могут обосновать свое желание заниматься рисованием (люблю рисовать пальчиками, люблю кляксографию, интересные рисунки получаются, набрызгом получается настоящая зима, зима получается пушистая, холодная, снег хлопьями летит). В то время как в контрольной группе отношения детей к рисованию не претерперпели никаких изменений. Об этом свидетельствует   таблица № 5

Таблица №5. Выявление у детей мотивов к нетрадиционной технике рисования (конец года)

Группы (кол-во детей)

Мотивы

Определенные

Неопределенные

Отсутствие мотивов

Экспериментальная группа 10 человек

8- 80%

2- 20%

0%

Контрольная группа

10 человек

6 -60 %

4-40 %

0%

Всего: 20 детей

14 – 70 %

6 – 30 %

0%

Уровни развития творчества дошкольников в конце года мы определяли по тем же критериям, что и в начале, провели занятие по замыслу и выявили уровень проявления творчества детей в рисовании таблица № 6.

Таблица № 6. Уровни проявления творчества детей в рисовании (конец года)

Группы (кол-во детей)

Уровни проявления творчества детей в рисовании

1- низкий

2- средний

3-высокий

Экспериментальная группа 10 человек

0%

3- 30%

7-70%

Контрольная группа

10 человек

4-40 %

5-50 %

1-10%

Всего: 20 детей

4 – 20 %

8 – 40 %

8-40%

Данные обследования отражены в рисунках № 4, 5

Рисунок №4. Уровни развития творчества в рисунках по замыслу у детей экспериментальной группы (конец года)

 

Рисунок №5. Уровни развития творчества в рисунках по замыслу у детей контрольной группы  (конец года)

 

Таким образом, видно, что большинство детей экспериментальной группы вышли на высокий уровень проявления творчества 7 (70 %), а дети контрольной группы показывали те же результаты, что и в констатирующем эксперименте. Исследование результатов изобразительной деятельности детей показало, что используемый материал, его разнообразие, при помощи которого повышалась выразительность рисунка, дает удовлетворение и вызывает чувство радости у детей. 

Исходя из этих результатов, мы сделали вывод, что использование детьми нетрадиционных техник, восприятие различных видов искусств, игровых и проблемных ситуаций, творческих заданий дает толчок к созданию наиболее целостного художественного образа, вызывает наиболее   полное усвоение информации и большой диапазон эмоций и чувств, обеспечивает более глубокое погружение в окружающий мир.

B результате этого ребенок способен самостоятельно использовать различные техники, средства передачи образов в рисунке, добиться их выразительности.

Проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу о том, что создание необходимых условий позитивно влияет на процесс развития творчества детей в рисовании, повышает интерес к нему: поэтапное формирование представлений детей о нетрадиционной технике, ее выразительных средствах; использование на занятиях игровой мотивации и творческих заданий; интеграция рисования с другими видами деятельности (музыкальной, игровой и т.д.) опора на индивидуальные особенности детей их интересы, создание предметно-развивающей среды; установление атмосферы сотрудничества воспитателя с детьми, друг с другом.

Исследованием доказана эффективность системы занятий по рисованию на основе нетрадиционной техники, обеспечивающей проявление у детей творческой активности. Исследование позволило выявить этапы развития творчества детей в рисовании. На \ этапе знакомили детей с нетрадиционной техникой рисования, использовали на занятиях игровую мотивацию и творческие задания, стремились формировать партнерские отношения во взаимодействии ребенка со взрослыми, с детьми.

На  II   этапе  учили  детей  отражать  в  рисунке  полученные  знания  о нетрадиционной   технике   с  учетом   ее   выразительных   средств,   выдвигали проблемные    ситуации,    которые стимулировали   творческую активность ребенка, стремясь осуществить преемственность ДОУ с семьей в вопросах  развития творчества детей в рисовании.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в процессе, которой устанавливаются партнерские отношения, формирует у ребенка чувство раскованности, свободы, создает предпосылки для развития творчества.

Детское рисование является универсальным средством развития художественного творчества ребенка. Оно адекватно его возрастным и психологическим возможностям, потребностям и является ведущим способом познания мира и саморазвития.

Детский рисунок под воздействием нетрадиционной техники, игровых упражнений с различным   материалом,  сочетания  других   видов   искусств, начинает  обладать   собственным    ценностным   смыслом,   как   выразитель и индивидуальных личностных особенностей ребенка.

Список используемых  источников:

1.Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 2006.- 230 с.

2. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования). - 160 с.

3. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006. - 135 с.

4.Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг. 2011.- 360 с.

5. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2006. - 250 с.

6.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 2005. - 432 с.

7.Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. - М, 2004. - 250 с.

8.Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание, 2012.- N 1. -65 с.

9.Блонский П.П. Педология. – М, 2004. - 200 с.

10.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 2004. - 150 с.

11.Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. – С-Пб, 2005. - 145 с.

12.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 2005. - 145 с.

13.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. – М, 2006. - 360 с.

14.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – С0Пб, 2006. - 260 с.

15.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М., 2004. .- 160 с.