"Орешки для белочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Ардамакова Наталья Робертовна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

МБДОУ: Детский сад №5 « Улыбка».

Педагог:  Ардамакова Наталья Робертовна

Возрастная группа: 2 младшая

Тема: « Орешки для белочки»

Тип занятия: Закрепление пройденного материала.

Цель: Закрепление знаний детей о диком животном – белке.

Интеграция образовательных областей.

Задачи:

Образовательная область « Познавательное развитие»:

  • Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым  и  самостоятельному познанию

 ( наблюдать, обследовать, экспериментировать с  разнообразными материалами);

  • Обогащать представления детей о белке, её внешнем виде, частях тела, повадках, питании, месте обитания;
  • Развивать у воспитанников интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;
  • Развивать представления детей о добрых поступках людей ( помощь белочке).

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»:

  • Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушкой, взаимной симпатии;
  • Развивать у детей способность к сочувствию, сопереживанию, желание помочь игровому персонажу;
  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для жизни ситуациям;
  • Приобщать детей к самообслуживанию.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Развивать умение использовать речевые формы вежливого общения со взрослыми, сказочным персонажем (здороваться, прощаться, благодарить);
  • Развивать умение понимать обращённую речь с опорой на наглядность;
  • Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз;
  • Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

  • Формировать сенсорный опыт детей, умения называть свойства и качества предметов;
  • Формировать умение понимать сюжет , эмоционально откликаться, сопереживать героям, устанавливать связь между предметами и их изображениями в рисунке;
  • Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов, развивать мелкую моторику и умение пользоваться штампом;
  • Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный воспитателем;
  • Обогащать опыт слушания, активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Образовательная область: « Физическое развитие»:

  • Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям;
  • Содействовать развитию координации;
  • Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей, соблюдение двигательного режима в процессе НОД

( дыхательная гимнастика, дорожка « препятствий», массаж кистей рук с помощью грецкого ореха).

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы о белке (стихи, загадки, рассказы);
  • Беседы о белочке, рассматривание иллюстраций;
  • Д/И: « Загадаю – отгадайте»,  « Чей домик?», « Чей малыш?», « Найди отличия»;
  • С/И: «Подбери словечко», « Раз, два, три – части тела назови»;
  • Игры – имитации;
  • Массаж кистей рук с помощью грецкого ореха;
  • Выполнение физических упражнений ( ходьба по ребристой дорожке, змейкой, по кочкам; прыжки на двух ногах с продвижением вперёд);
  • Рисование штампом.

Методы и приёмы:

Наглядные:  

  • Показ игрушки – белочки;
  • Показ образца ( рисование орешков);
  • Использование ИКТ.

Игровые:  

  • создание игровой ситуации;
  • загадывание загадки;
  • сюрпризный момент;
  • выполнение действий с орешком.

Словесные:

  • чтение художественной литературы;
  • беседа;
  • вопросы к детям, ответы детей;
  • объяснение;
  • указание.

Практические:

  • рисование орешков штампом;
  • игра с орешком (выполнение обследовательских действий, массаж кистей рук).

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • игрушка белка;
  • осенний лес  (деревья в осеннем уборе, ёлочки, пенёчки, « брёвнышки»для рассаживания детей;
  • маленькая корзинка;
  • дорожка к « мастерской» ( болото, кочки, канавки, пеньки);
  • средства ИКТ (ноутбук, проектор, экран);
  • магнитная доска, магниты;
  • изображение корзинки для образца;
  • штамп, гуашь, влажная салфетка для воспитателя;
  • альбом « Дикие животные».

Раздаточный материал:

  • клеёнки, штампы, гуашь, корзинка (рисунок), влажные салфетки -  по количеству детей;
  • грецкие орехи;
  • «сухой» бассейн с фасолью.

                                 Ход занятия.

Этап, его продолжительность (мин), образовательная область

Задачи

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

 Вводно- организационный

2 - 3 мин.

Образовательные  области:

  « Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

 «Физическое развитие»

Организация направленного внимания

Формировать интерес к содержанию образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

А вы хотите побывать в лесной сказке?

 Тогда…          Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку,

Я сегодня в лес пошла,

И корзиночку нашла.

А корзиночка пуста…

Интересно, чья она?

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чья эта корзиночка?  Тогда нам придётся пойти в лес. Не боитесь?

- Тогда одевайтесь скорее: штанишки,

на ножки – сапожки, тёплые курточки, шапочки.

- Все готовы?

- Вот и тропинка, да какая узкая! Ребята, вставайте скорее друг за другом!

По тропинке мы пойдём,

В лес осенний попадём.

- А вот и лес! Как здесь хорошо. Какой свежий воздух. Давайте подышим носиками.  

Организует диалог.

Стимулирует любознательность

Вводит  сюрпризный момент (появление корзиночки).

Мотивирует на предстоящую деятельность.

Имитируют процесс одевания

вместе с детьми.

Стимулирует на действия.

Проводит дыхательную гимнастику.

Отвечают на вопросы, слушают воспитателя, проявляют интерес,

высказывают своё мнение.

Ведут диалог

Имитируют процесс одевания

Идут по узкой тропинке

за воспитателем

Выполняют  дыхательную гимнастику с воспитателем

Актуализация

 

3 - 4 мин  

Образовательные  области:

« Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

  «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  

Уточнить и закрепить имеющиеся у детей знания  и представления о белке.

Воспитатель: Присаживайтесь на пенёчки. Давайте немного отдохнём, послушаем тишину осеннего леса. Как тихо…

Ой,  кто это лапками стучит?

Кто это на дереве сидит?

 Хотите узнать?  

 Тогда отгадайте загадку:

Шустрый маленький зверёк,

По деревьям скок-поскок.

- Верно, белка!

Белка – лазать мастерица,

Белка - прыгать не боится.

Небольшой у белки рост

И пушистый очень хвост.

Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с белочкой, погладьте её.

Какая у белочки шерстка?

Белочка хочет послушать, что вы о ней знаете. Давайте расскажем.  

- Скажите, какого цвета белочка?

- Это зверёк большой или маленький?

- Что есть на мордочке у белки?

- Для чего белочке нужны глаза?  Нос?  Уши?  Рот?

- А зубки у белочки есть?  Какие они?

- Как вы думаете, для чего белочке лапки?

- А ещё у белки есть… /указываю на игрушку/ - /хвост/.

- Какой он ребята?

- Зачем белке хвост?

- Молодцы ребята! Всё верно сказали.

- А вы хотите посмотреть на живую белочку?  

- Тогда сидите тихо-тихо, чтобы не спугнуть лесную гостью.

Воспитатель:  Ребята, вам понравился фильм? Видели, с какой лёгкостью белочки взбираются на самые верхушки деревьев, а помогают им в этом острые коготки на их лапках и большой хвост.

- Ребята, скажите, сейчас на улице  тепло или холодно?

- Скоро придёт зима, наступят холода. Где же нашей белочке зимой укрыться от ледяного ветра и сильного мороза?

- Кто знает, как называется домик белочки?  

- Посмотрите на экран. Здесь изображены домики разных животных.

- Найдите домик белочки. Кто хочет показать?

- Молодцы, правильно показали. В дупле у белки сухо и тепло, потому что  белочка – заботливая мама. Она утепляет свой домик, а ещё хранит  там свои запасы.  - Что же белочка прячет в своей  кладовке?  

- Что она любит кушать?  

Развивает произвольное внимание

Стимулирует любознательность

Читает стихотворение  про белку, сопровождая показом игрушки

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Организует диалог.

Развивает предпосылки моно-логической речи.

Комментирует высказывания детей.

Поддерживает и поощряет детей.

Вводит сюрприз-ный момент.  Использует ИКТ технологии - показ  фильма на экране.

Формирует потребность делиться впечатлениями об увиденном.

Задаёт проблемный вопрос.

Выражает восхищение ответами детей

Сопровождает правильные ответы детей показом слайда.

Выполняют предложения педагога.

Отгадывают загадку

Слушают стихотворение

Рассматривают игрушку – белку, здороваются с ней, гладят, отвечают на вопросы воспитателя.

Думают, выдвигают предположения

Смотрят фильм про белку. Радуются.

Рассказывают о своих впечатлениях.

Думают, высказывают предположения

Выполняют задание у экрана

Отвечают на вопросы.

Рассматривают слайды.

Мотивационно – побудительный

2 – 3  мин  

Образовательные  области:

« Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

  «Речевое развитие».

Вызвать эмоциональную отзывчивость детей, желание помочь белочке

Воспитатель:  Ой, ребята, что-то наша белка загрустила. Может с ней беда случилась?  Давайте её спросим.

- Белочка, что с тобой? Почему ты такая грустная?

- Ах, вот что! Ребята, хотите узнать, что белочка шепнула мне на ушко?

Тогда слушайте:

Белка – хлопотунья по лесу гуляла,

Рыжая красавица орешки собирала.

Вдруг из самой чащи

Вышел волк зубастый.

Белка волка увидала,

Испугалась, задрожала,

Побежала, поспешила

И корзинку уронила.

Всё… Корзиночка пуста,

Где орешки взять, друзья?

«Белочка»: Что же делать? Как же быть?

                  Чем бельчаток накормить?

Воспитатель: Белка плачет и рыдает,

                          Что же делать ей – не знает.

-Ребята, вам жалко белочку? А её маленьких бельчат? - Давайте поможем ей. Согласны?

Воспитатель:  Не волнуйся, белочка,

                            Мы тебе поможем.

                            Для твоих бельчат в корзинки

                            Все орешки сложим.

 - Ребята,  но для этого нам нужно попасть в лесную мастерскую.

- Белочка, но куда же нам идти?

  Путь – дорожку укажи.

«Белочка»: Конечно, помогу,

                    Но нелёгкий будет путь:

                    Болото надо обогнуть,

                    Все канавки на пути

                   Перепрыгнуть вы должны.

                   А как пенёчки обойдёте,

                  Так в  мастерскую попадёте.

Воспитатель: Спасибо, белочка! Ребятки, какой опасный путь! Давайте я первая пойду, а вы – за мной. Что я буду делать – повторяйте.

Стимулирует любознательность.

Организует диалог с игрушкой – белка

В стихотворной форме обозначает проблему.

Задаёт проблемный вопрос.

Предлагает помочь белочке

Объясняет дальнейшие действия

Побуждает к действию

Наблюдают за действиями воспитателя

Слушают стихотворение

Высказывают своё мнение.

Выражают   желание помочь белочке

Наблюдают за действиями воспитателя

Готовятся к выполнению  действий

Динамическая пауза

   1 мин

Образовательная  область

«Физическое развитие»

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

/ Динамическая пауза: дети идут по « кочкам», перепрыгивают через канавки, обходят пенёчки/

Объясняет и показывает способ выполнения упражнений.

Выполняют физические упражнения.

Закрепление и расширение определённого объема знаний и умений  у детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

  6-7 мин.

Образовательные  области:

  « Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,

 «Физическое развитие»,

«Речевое развитие»,

«Познавательное развитие».

Закрепить сенсорные свойства и качества  предмета (грецкого ореха)

 

Развивать мелкою моторику рук.

Продолжать развивать умение работать по образцу, пользоваться изобразительными материалами

Воспитатель: Вот мы и пришли! Ребята, давайте мы для нашей белочки и её бельчат орешки…нарисуем. Согласны?

- Посмотрите, что за странная мастерская? Краски есть, а кисточек… нет.  Чем же мы будем рисовать?

-Я  догадалась! Мы сегодня рисовать с вами будем штампами. Хотите попробовать?

Воспитатель: Прежде, чем рисовать,

                          Надо пальчики размять.

Посмотрите, кто это нас встречает?

Ребята, орешек и его друзья очень любят ребят,

И хотят с вами поиграть!

Орешки спрятались. Давайте попробуем их найти!

Воспитатель: Кто нашёл, зажмите орешек в кулачке, положите орешек на ладонь.

- Скажите,  какой он формы?

- Какого цвета орех?

- Погладьте орешек ладошкой. Какой он на ощупь: гладкий или шероховатый?

- Что нужно сделать, чтобы проверить мягкий орешек или твёрдый? Проверьте. Какой орех?

- Ребята, а вы любите кататься на каруселях?

   Вот и орешки наши любят.

-  Давайте мы их прокатим на весёлой карусели! Положите орешек на ладошку, прижмите его другой. Поехали!

- Ребята, посмотрите, как нашим орешкам понравилось кататься на карусели, да вот беда – пока катались, замёрзли у них бока. Давайте их погреем! /Быстро  катаем орешки вверх-вниз между ладоней рук/.

- Вот и согрелись наши орешки! Давайте положим их на блюдечко, пусть отдохнут немножко.  Ну а мы ручками встряхнём  и рисовать пойдём.

Воспитатель: Садитесь ребятки. Сели все красиво, чтобы на вас приятно было посмотреть. А теперь, за дело дружно!

Рисовать орешки нужно!

Посмотрите внимательно, что я буду делать.

В руку штампик я возьму,

Его в краску окуну

И к корзиночке прижму.

Аккуратно, потихоньку

Руку вверх я подниму.

-  Сколько орешков в моей корзинке?

-  Хватит белке и её деткам на зиму?

-  Что же нужно сделать?

-  Посмотрите, как я это сделаю.

- Ребята, давайте вспомним, как нужно работать с краской.

- Можно  пачкать одежду, столы?

- Когда нарисуете орешки, штампики  положите на поднос, а руки вытрите влажной салфеткой.

 - Подвиньте к себе клеёнку с корзинкой, краску.

-  Приступайте к работе.

/ 

Включает детей в целеполагание.

Создаёт проблемную ситуацию.

Предлагает  найти грецкие орехи в «сухом бассейне» и рассмотреть их.

Проводит пальчиковую гимнастику «Найди орешек»

Задаёт вопросы уточняющие сенсорные свойства и качества предмета (грецкого ореха)

 Предлагает провести обследовательские действия с орешком

Проверяет осанку детей.  

Объясняет и показывает нетрадиционный способ рисования штампом

Задаёт проблемные вопросы.

Предлагает  вспомнить, как  необходимо работать с краской, что делать после окончания работы.

Согласует с детьми действия, их последовательность

В ходе выполнения работы, хвалит детей; если надо – помогает; задаёт вопросы.

Рассматривают «мастерскую».

Предлагают варианты выполнения изо-деятельности.

Ищут орехи в « сухом» бассейне.

Рассматривают орех

Отвечают на вопросы,  исследуют объект (гладят, обводят пальчиком по форме,

 нажимают пальчиком и др.)

Повторяют упражнения вместе с воспитателем, радуются

Дети садятся за столы, соблюдая правила

Наблюдают за действиями воспитателя, внимательно слушают объяснение.

Отвечают на вопросы

Рассказывают, как надо работать с краской

Выполняют задание, рисуют орешки способом примакивания.

Рефлексивно-корригирующий.

1 мин

Образовательная  область:

  « Социально-коммуникативное развитие».

Подведение итогов деятельности

Корректировка, при необходимости, результатов работы

Воспитатель: Белочка, посмотри, какие ребята молодцы,  как  много орешков в их корзинках. Ты рада?

Белочка: Конечно! Вы сегодня, ребята, сделали доброе дело: помогли мне и моим бельчатам.

Теперь запасов хватит на всю долгую зиму. Спасибо вам ребята! Вы такие молодцы!

- А в благодарность я хочу подарить вам вот этот альбом. Посмотрев его, вы узнаете много нового о лесных жителях.

- А теперь, прощаться мне пора,

- До свидания, детвора!

Анализирует деятельность детей, выражает  восхищение.

Показывает альбом.

Создаёт условия для   плавного выхода из одной образовательной деятельности в другую.

Наблюдают за действиями воспитателя, слушают оценку своей деятельности, радуются.

Благодарят белочку и прощаются с лесной гостьей.

Плавный выход в другую деятельность

Формирование навыков самообслуживания

Воспитатель:

Ребята, давайте наведём порядок в мастерской, помоем руки,  а потом рассмотрим этот замечательный альбом.

Развивает  навыки самообслуживания.

Выполняют трудовые действия, рассматривают иллюстративный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Орешки для белочки."

Задачи: Расширить и уточнить представления детей о белочке, о внешнем виде, чем питается. Вызвать у детей желание помочь белочке запасти орешки на зиму. Воспитывать бережное отношение к окружающ...

конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Орешки для белочки"

НОД по развитию речи в младшей группе "Орешки для белочки"...

Орешки для белочки- развитие речи / ранний возраст/

занятие по развитию речи с использованием пальчиковых игр...

"Орешки для белочки"

Занятие для детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания "Мамина школа"....

Орешки для белочки

Конспект занятия для детей ясельной группы...

«Орешки для белочки»

Программные задачиОбразовательные: формировать целостную картину мира, расширять кругозор, продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней.Развивающие: развива...

КОНСПЕКТ НОД В 1-ой младшей группе по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Орешки для белочки»

Цель:1. Формировать умения  детей узнавать и называть животных.2. Закрепить основные части тела животных.3. Развивать мелкую моторику рук.4. Формировать добрые чувства к животным....