Программа кружка "Волшебные пальчики"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Кудинова Марина Анатольевна

В данной программе предлагается учебно-тематический план в который  включены увлекательные занятия по рисованию пальчиками и ладошками нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Рабочая программа кружка «Волшебные пальчики» рекомендована воспитателям для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 2-3 лет (первая младшая группа.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности.        В раннем возрасте значимым и актуальным видом деятельности является рисование.

Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности в ходе которого, разнообразными способами с использованием разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, эстетические эмоции.

Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.

Используя в своей работе нетрадиционные техники рисования, детям прививается любовь к изобразительному искусству, интерес к рисованию. Нетрадиционные способы рисования помогают мне развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка не только пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, но и развивает мелкую моторику рук, что очень важно в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Как правило, ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, быстрее формируются навыки письма.

Актуальность программы

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.

Цель: кружковой деятельности: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования – пальчиками и ладошками.
  • учить самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони.

Развивающие:

  • развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
  • воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Материалы и оборудование:

  • гуашь
  • акварельные краски
  • салфетки
  • стаканчики с водой
  • тарелочки для гуаши
  • тонированная или белая бумага
  • иллюстрации по темам занятий

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования.
  • овладение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • формирование умения воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Учебно-тематический план

Раздел/Тема

Всего часов

Из них:

Теоретич.

Практич.

1.

Рисование пальчиками

14

14

1.1.

Введение в игровую среду

1

1

1.2.

Ягоды на тарелочке

1

1

1.3.

Цветные пальчики

1

1

1.4.

Желтый листик

1

1

1.5.

Гриб мухомор

1

1

1.6.

Бусы для матрешки

1

1

1.7.

Разноцветные мячики

1

1

1.8.

Ягоды рябины

1

1

1.9.

Рыбки в аквариуме

1

1

1.10.

Петушок

1

1

1.11.

Сарафан для Арины

1

1

1.12.

Рукавичка

1

1

1.13.

Беленький снежок

1

1

1.14.

Узор на платочке

1

1

2.

Рисование ладошками

11

11

2.1.

Посмотри на ладошку

1

1

2.2.

Цветные ладошки

1

1

2.3.

Новогодние шары на ветке

1

1

2.4.

Кошечка

1

1

2.5.

Елочка пушистая

1

1

2.6.

Зима

1

1

2.7.

Снегопад за окном

1

1

2.8.

Подарок папе. 23 февраля

1

1

2.9.

Подарок папе. Продолжение

1

1

2.10.

Ветка мимозы. 8 Марта

2

2

3.

Рисование ладошками и пальчиками

11

11

3.1.

Еловая шишка

1

1

3.2.

Тюльпаны в вазочке

1

1

3.3.

Цветы

1

1

3.4.

Одуванчики

1

1

3.5.

Ракета. День космонавтики

1

1

3.6.

Ракета. Продолжение

1

1

3.7.

Солнышко лучистое

1

1

3.8.

Салют. 9 Мая. День Победы

1

1

3.9.

Цыплята на лугу

1

1

3.10.

Гусеница

1

1

3.11.

Скоро лето. Итоговое

1

1

Итого

36

36

Содержание программы

Раздел 1. Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Введение в игровую среду

Установка на внимательное слушание и активное участие, знакомство с гуашью, игры с пальчиками.

  1. «Ягодки на тарелочке»

Ребенок опускает пальчик в гуашь красного цвета и наносит точки на бумагу.

  1. «Цветные пальчики»

На каждый пальчик набирается краска разного цвета и наносится разноцветными пятнами на бумагу.

  1. «Желтый листик» 

Ребенок опускает пальчик в гуашь желтого цвета и наносит точки на бумагу.

  1. «Гриб мухомор»

 На заготовку гриба – мухомора дети наносят пальчиком пятна белого цвета.

  1. «Бусы для матрешки»

 Заготовка для ребенка – лист бумаги с нарисованной линией (нитью для бус). Дети опускают пальчики в воду и гуашь красного и желтого цвета, наносят точки.

  1. «Разноцветные мячики» 

Дети опускают пальчики в краски разного цвета и наносят пятна на лист бумаги.

  1. «Ягоды рябины»

 Заготовка для детей – лист бумаги с нарисованной веткой рябины. Дети опускают пальчик в гуашь красного цвета и по показу воспитателя наносят точки рядом друг с другом, изображая гроздь рябины.

  1. «Рыбки в аквариуме»

 Коллективная работа. Заготовка для детей – тонированная голубая бумага. Дети опускают пальчики в гуашь красного, желтого цвета и наносят пятна – «рыбки» на бумагу. В зеленую гуашь – «водоросли» - размазывают точку вверх.

  1. «Петушок» 

Заготовка для детей – изображение петушка с нераскрашенным хвостом. Дети опускают пальчик в красную, желтую, синюю, зеленую краски и наносят точки, размазывая их по контуру хвоста петушка.

  1. «Сарафан для Арины»

 Заготовки для детей – силуэты сарафана. Дети опускают пальчики в гуашь разного цвета и наносят точки и короткие линии на сарафанах.

  1. «Рукавичка»

 Дети опускают пальчик в белую краску и наносят пятна, точки на заготовку красной рукавички.

  1. «Беленький снежок»

Заготовки для детей – тонированные листы светло голубого оттенка. Дети опускают пальчик в гуашь белого цвета и наносят пятна, точки на тонированный лист бумаги.

  1. «Узор на платочке»

 Заготовки для детей – треугольники из бумаги разного цвета с нарисованной полоской по краю. Дети опускают пальчики в краску красного, желтого цвета и наносят точки по краю «платка».

Раздел 2.  Рисование ладошками

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2.1. «Посмотри на ладошку»

 Дети знакомятся с изображением отпечатка ладони на бумаге.

 2.2. «Цветные ладошки»

Дети опускают ладошку в гуашь зеленого цвета и делают отпечаток на бумаге. Закрепление цвета. На что похож рисунок? На ветку ели.

2.3. «Новогодние шары на ветке»

 Продолжение предыдущего занятия. Дети опускают пальчики в цветные краски, делают пятна на ветке ели. Получаются шары.

2.4. «Кошечка»

 Дети опускают ладошку в коричневую гуашь, делают отпечаток. Поворачивают лист. Обсуждают – на что похоже? Воспитатель дорисовывает глазки, усы.

2.5. «Елочка пушистая»

 Коллективная работа. Дети опускают ладошку в зеленую краску, делают отпечаток под наблюдением воспитателя, который следит за приложением ладошки так, чтобы получилась елочка. Обсуждение и вопросы к детям на развитие фантазии и воображения.

2.6. «Зима»

 Заготовки для детей – тонированная бумага голубого цвета. Дети опускают ладошку в гуашь белого цвета, делают отпечаток. На что похоже? Ответы детей. Много снега.  Сугробы.

2.7. «Снегопад за окном»

Заготовка для детей – силуэт оконной рамы. Дети опускают пальчик или ладошку, делают отпечаток. Снежинки. Узор на окне.

2.8. «Подарок папе»

Обсуждение будущей работы – подарка для папы. Дети делают отпечаток ладошки на бумаге любимой краской.

2.9. «Подарок папе»

Продолжение занятия. Опускают пальчик в краску, завершают образ, задуманный на предыдущем занятии.

2.10. «Ветка мимозы»

Заготовка для детей – тонированная бумага в форме открытки. Дети опускают ладошку в гуашь и делают отпечаток. Ваза.

2.11. «Ветка мимозы»

 Продолжение предыдущего занятия. Дети опускают пальчик в желтую краску, делают точки, пятна на веточке. Открытка - подарок маме.

Раздел 3.  Рисование ладошками и пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет, фантастический силуэт.  

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Фантазирует и сочетает в работе отпечатки пальчиков и ладошек. После работы пальчики и ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3.1. «Еловая шишка»

 Ребенок делает отпечаток ладони коричневой краской.  Опускает пальчик в черную краску, делает короткие линии на изображении шишки.

3.2. «Тюльпаны в вазочке»

 Дети делают отпечаток ладони в любимый цвет. Вазочка. Опускают пальчик в коричневую гуашь, проводят короткие линии – стебельки.

3.3. «Цветы»

 Продолжение предыдущего занятия. Дети опускают пальчик в красный или желтый цвет, делают пятна. Тюльпаны.

3.4. «Одуванчики»

 Заготовки для детей – листы бумаги с изображением зеленой травки. Дети опускают пальчики в краску желтого цвета, делают отпечатки – одуванчики. Краской зеленого цвета дорисовывают пальчиком короткие линии - листочки.

3.5. «Ракета»

Ко дню Космонавтики. Заготовка для детей – тонированные листы бумаги голубого цвета. Дети опускают ладонь в краску коричневого или синего цвета и делают отпечаток сжатой ладонью. Ракета.

3.6. «Ракета»

Продолжение предыдущего занятия. Опускают пальчик в краску желтого цвета – делают точки на ракете – окошки (иллюминаторы). На листе бумаги желтые точки – звездочки на небе.

3.7. «Солнышко лучистое»

Коллективная работа.  Дети делают отпечатки ладошек желтой краской по контуру желтого круга. Лучики. Пальчиками делают точки – украшают солнышко.

3.8. «Салют»

Заготовка для детей – тонированные листы бумаги в синий цвет. Дети опускают пальчики или ладони в желтую краску. Дорисовывают короткие линии. Салют.

3.9. «Цыплята на лугу»

Дети опускают пальчик в желтую гуашь, делают пятна, слегка размывают.  Цыплята. Опускают пальчик в зеленую гуашь, делают короткие линии – травка.

3.10. «Гусеница» 

Дети опускают ладошку в зеленую краску, делают несколько отпечатков друг за другом ладонью.

3.11.«Скоро лето» 

Итоговое коллективное занятие. На большом листе бумаги дети делают отпечатки ладошек, пальчиков, изображая небо, травку, солнышко, птичек, грибов, ягод.

Список литературы

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству - Мозаика – Синтез М., 2009.

3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2007.

4. Дьяченко И. И., Жукова О. Г. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.

6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

7. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. - М. ,2009.

8. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. - М. ,2009.

9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество - Мозаика – Синтез М., 2008.

10. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.

11. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.

12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.

13. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....