Психологическая готовность ребенка к творчеству
статья по рисованию на тему

Судакова Екатерина Сергеевна

Психологическая готовность ребенка к творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_tvorchestvu.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка  к творчеству

    Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создаёт нечто новое, оригинальное.

Ещё в конце ХХI века детское творчество начало привлекать к себе внимание учёных всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов, как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии – детской психологии. Рисунок детей рассматривался в качестве объекта для изучения психологии детей.

    К. Риччи был первым автором, который посвятил свой труд – «Дети - художники» психологическому анализу детских рисунков.  Изучив большое количество детских работ, он дал характеристику изобразительного творчества детей, но его исследования опирались на идеалистическое понимание путей детского творчества. Детское творчество как  произведения искусства для него и его последователей имело большую ценность, чем работы взрослых.

    Все эти исследования не выявляли подлинной сущности своеобразия детского творчества и в большинстве случаев требовали отказа от активного руководства им.

Одновременно с появлением зарубежных теорий развития детского изобразительного творчества интерес к детскому рисунку возник и в России.

    Л.С. Выготский считал, что деятельность человека может быть разделена на два вида:

- воспроизводящую (репродуктивную);

- комбинирующую (творческую).

    Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, воскрешает следы из прежних впечатлений, а комбинирующая или творческая – это такая деятельность, когда человек представляет, что было бы если…

    Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребёнка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребёнка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребёнка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения.

    А.В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребёнка. Искусство даёт богатый эмоциональный опыт.

    Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребёнка, и с годами потребность в ней не ослабевает,  а всё более увеличивается.

    Оно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребёнка: организация  повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учёт индивидуальных способностей ребёнка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно- выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребёнка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства.

     Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная  деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.      

     Формирование у детей четвёртого года жизни представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве – необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно  и последовательно обследовать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.   Усвоение детьми сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, знакомится с произведениями искусства.

    Сенсорное воспитание осуществляется в процессе различных видов детской продуктивной деятельности: изобразительной, конструктивной, трудовой и т.д., которые требуют активного участия как сенсорных, так и мыслительных процессов в их тесном взаимодействии.

    Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетание форм и цветов, открывает возможность лучше понимать произведения изобразительного   искусства, получать удовольствие от рассматривания картин.

    Характерной чертой изобразительного художественного творчества является то, что явления действительности выражается с помощью их изображений. Ребёнок не может создать образ, не овладев хотя бы в какой – то мере способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, не овладев способами передачи своих впечатлений, не усвоив знаний о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного  образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее отображать образы предметов и явлений окружающей действительности, проходя сложный путь от простейших действий краской, карандашом, мелками и т.д. к процессам образного воспроизведения форм.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Психологическая готовность ребенка к творчеству.

Психологическая готовность ребенка к творчеству....