"Нетрадиционная техника рисования в детском саду"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

 "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_izo.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему: «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

                 Изобразительная деятельность, включающая рисование, имеет большое значение для всестороннего  развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта  ребенка полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки, выполненные вместе с родными.   

 Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: чувство цвета, зрительную оценку формы, ориентировку, развивается координация глаза и руки.

     Рисование требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Таким образом знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования я начала с группы раннего возраста.

Задачами моей работы  на данном этапе было знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.

Принцип  интеграции  образовательных  областей,  позволяет  сделать  жизньребенка  в  дошкольном  учреждении  интересной  и содержательной,  т.к.  дети  многогранно  проживают  тему    работы,  и  эта многогранность приводит к  тому, что  ребенок развивается, обогащает свои представления и, следовательно, охотно рисует то, что ему хорошо знакомо. Поэтому, чем насыщеннее по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве.

Принцип интеграции  я реализую через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь я использую информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми,(индивидуальную работу провожу с детьми, слабо усвоившими материал и с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности). рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2Cамостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности я использую эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин,  альбомов, самостоятельное экспериментирование, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

   В течение года  я решала следующие задачи:  знакомила детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формировала интерес к рисованию, способствовала овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными материалами. Работу с детьми осуществляла в несколько  этапов. На первом этапе,  сообщала детям информацию о том, как называется данный  вид  техники,  материал  и  как  им  надо  пользоваться,  использовала информационно – рецептивный метод. На данном этапе ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

   В течение года в группе раннего возраста я использовала следующие нетрадиционные техники рисования:

- рисование пальчиками,

- рисование ладошкой,

- оттиск печатками из пробки, листочками.

Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Знакомя детей с нетрадиционной техникой рисования,   провела занятия «Ежик –ни головы, ни ножек», «Новогодняя игрушка» цель которых была познакомить  детей  с  нетрадиционной техникой   рисования  пальчиками; учить   детей различать  цвета; развивать  эстетическое  восприятие, воспитывать  аккуратность.. 

 

   В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии я использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. В игре показываю  детям разнообразные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и др.  Например: большим пальчиком, мы изображали следы медведя, а друга  медведя -  маленького зайчика, мы нарисовали маленьким пальчиком. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими  синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.   Образовательную область  «Художественно-эстетическое развитие»  я интегрировала  с образовательными  областями  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,»Речевое развитие».                         

Очень нравится детям рисовать  ладошкой. Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их, и показывали своим товарищам. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток  на бумаге. Иногда  «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой.

    Знакомя детей с техникой рисования ладошкой, провела занятие  «Петушок», цель, которого  познакомить детей  с нетрадиционной техникой рисование ладошкой. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения я предлагаю детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). На первом этапе я сама  дорисовываю, показывая своим примером принцип изображения.

Сколько радости и удовольствия получают дети при рисовании ладошкой, какие неповторимые солнышки могут заиграть лучиками на коллективной работе маленьких дошколят! А какие оригинальные оттиски могут получиться при использовании различных нетрадиционных материалов, как интересно их рассматривать и

придумывать различные истории

http://topolek-edusite.edusite.ru/images/p39_clip_image003.jpg

Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Эта техника рисования  применялась мною с детьми, начиная с трёх лет. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.  Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия я сделала тампон из  поролона. Штемпельная подушка послужила палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Поэтому моя задача - индивидуально вести каждого ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Знакомя детей с техникой оттиска, провела занятие «Осенние листочки».

Цель которого, была вызвать интерес к способу изображения с помощью печати,  учить  детей наносить гуашь на листья, развивать чувство цвета и формы. К концу года дети овладели следующими техниками нетрадиционного рисования: «рисование пальчиками» , «ладошками»,научились различать основные цвета.

Свою работу по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования я продолжила в младшей группе. В младшей группе я  продолжала учить детей рисовать пальчиками, ладошками, печатками, затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок сухой кистью, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками, провела занятие «Красавец Мухомор», цель  которого; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки, создавать условия для развития творческих способностей, знакомя с нетрадиционной техникой рисования «тычок сухой кистью» провела занятие  «Петушок», цель которого учить рисовать тычком в технике «сухая кисть», передавая характерные особенности перьев цыплят; закрепить знания о цвете (жёлтый, красный); воспитывать заботливое отношение к петушку. Также провела занятие «Пушистый котенок», цель которого помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). С помощью нетрадиционной техники рисования «тычок жесткой полусухой кистью» я учила детей передавать характерные особенности разных животных (цыпленок,  лиса и волк),  раскрыть образ героя, его характер. С помощью  цвета передать легкость, мягкость, или  мрачность, злость героев.

    К концу года дети освоили еще одну технику - оттиск поролоном, учились рисовать неваляшек, передавая их форму, цвет, зрительное восприятие.

К концу года дети овладели следующими приемами нетрадиционного рисования: дети рисуют «ладошками», «пальчиками», «сухой кистью», «тычком», дети научились изображать отдельные предметы, простые по композиции, правильно подбирать цвета.

  Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжила и в средней группе, где способ рисования постепенно усложнялся. Он заключался в смешивании красок, где каждый пальчик обмакивался в разные по цвету краски и наносились мазки. Таким способом дети рисовали пушистых зверей (лисичку, мишку и т. п., цветы. Он даёт быстрый и положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...