ПРОЕКТ «Гармония творчества»
проект по рисованию на тему

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников. Проект "Гармония творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект " Гармония творчества"27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования
в развитии творческих способностей дошкольников.

ПРОЕКТ «Гармония творчества»

           

Актуальность. Проблема детского творчества всегда занимала одно из ведущих мест в истории дошкольной педагогики. Изобразительная деятельность является платформой для раскрытия огромного потенциала детского творчества в системе всестороннего развития личности ребенка. Посредством творчества маленький человек не только получает значительный запас знаний, умений и навыков, но и познает красоту окружающего мира, природы, учится понимать себя и других людей, обретает возможность свободно выражать свои оригинальные идеи, воплощать фантазии, таким образом приближаясь к гармонии и счастью.

Сложно представить себе ребенка, который никогда не проявлял интереса к рисованию. Однако часто бывает так, что увлечение изобразительной деятельностью угасает, когда у детей что-то перестает получаться. Рисование карандашами, красками и кистями требует высокого уровня технических навыков, а у малышей они в силу возраста, а также особенностей развития могут не быть сформированы должным образом. Поэтому неудачная попытка изобразить предмет, близкий к замыслу или реальности, может вызвать у ребенка отвращение к рисованию, нежелание заниматься им в дальнейшем.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует решению этой проблемы, так как раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью и доставляет ребятам множество радостных переживаний. Незаметно и с удовольствием для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Оригинальные техники без использования кисточки и карандаша расковывают ребенка, позволяют почувствовать краски, их характер и настроение, ощутить незабываемые положительные эмоции.

Для того чтобы помочь воспитанникам освоить разнообразные изобразительные техники, обогатить и гармонизировать их внутренний мир, чтобы раскрыть талант творца в каждом ребенке, мною был разработан проект «Гармония творчества» как компонент системы развития творческих способностей дошкольников в дошкольном учреждении.

Цель:  

  • эмоционально-творческое развитие личности воспитанников средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

  • Формировать эмоционально-эстетическое восприятие, развивать у детей умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства.
  • Разнообразить изобразительную деятельность детей, внести в нее новые и необычные способы создания изображений.
  • Совершенствовать мелкую моторику рук, тактильное и зрительное восприятие.
  • Развивать фантазию, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие.
  • Развивать эстетическое мировосприятие, зрительную культуру, воспитывать художественный вкус.
  • Привлечь родителей к совместным с детьми занятиям творчеством, оказать помощь семьям воспитанников в поиске интересных для детей способов самовыражения доступными подручными средствами.

     Своеобразие системы работы по проекту  «Гармония творчества» заключается  в том, что развивая творческие способности воспитанников, я опираюсь на возрастные и индивидуальные особенности, используя в практической деятельности разнообразные, в том числе  и комбинированные способы создания изображений, что способствует поддержанию постоянного интереса детей к творчеству.

Участники проекта: воспитанники второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп СП детский сад "Солнышко" ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с.Украинка, педагоги, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015-май 2016 гг.

В ходе проекта предусмотрены такие этапы:

I этап – подготовительный, направлен на подбор материалов для проекта и диагностирование его участников (родителей и детей);

II этап - основной (или деятельностный) включает непосредственно мероприятия по выполнению задач проекта с активным привлечением всех его участников – детей, родителей, педагогов;

III этап – итоговый, предусматривает обобщение результатов проекта в ходе итогового диагностирования детей, повторного анкетирования родителей, презентации итогов проекта.

В рамках реализации деятельностного этапа проекта предусмотрены следующие формы работы по эмоционально-творческому развитию дошкольников средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства:

1. Занятия по изобразительной деятельности детей в различных техниках нетрадиционного рисования.

2. Выставки работ воспитанников.

3. Проведение открытых занятий с привлечением и участием родителей.

Основными принципами реализации проекта являются:

  • Принцип «от простого к сложному», предусматривающий  логичность перехода от простых видов нетрадиционного рисования  к сложным.
  • Принцип наглядности, учитывающий тот аспект, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
  • Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

В ходе реализации проекта запланировано использование разнообразных видов деятельности: продуктивной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, чтение художественной литературы. Их комплексное использование позволит максимально эффективно овладеть детям различными техниками нетрадиционного рисования и сформировать стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Важная роль в проекте отведена применению в непосредственной работе с детьми дополнительных стимулов, таких, как:

  • игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте;
  • сюрпризный момент (например, любимые герои сказки или мультфильмов приходят в гости и приглашают детей отправиться в увлекательное путешествие);
  • просьба о помощи, ведь детям очень важно чувствовать себя значимыми, и одна из возможностей проявления своей значимости - помочь слабому;
  • музыкальное сопровождение, стимулирующее воображение и фантазию;
  • эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми в ходе проекта:

  • дидактические игры, направленные на развитие воображения и фантазии;
  • отгадывание загадок;
  • рассматривание картин, изображений, иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • тестовые задания;
  • беседы;
  • методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию: сопровождение показа инструкцией педагога, использование движения руки, сравнение нескольких техник, проговаривание последовательности работы и т.д.

С родителями работа будет осуществляться посредством проведения консультаций, бесед, наглядной информации (буклеты, памятки), привлечения родителей к пополнению среды (нетрадиционными материалами для рисования), участия родителей в конкурсах, выставках, открытых занятиях.

Проект предполагает работу с детьми разного возраста, поэтому было разработано перспективное планирование для всех возрастных групп, которое предусматривает использование следующих нетрадиционных техник рисования:

Вторая младшая группа

  • Рисование пальцем или ватной палочкой
  • Рисование ладошкой
  • Рисование по крупе
  • Тампонирование
  • Рисование методом тычка
  • Кляксография

Средняя группа

  • Рисование пальцем или ватной палочкой
  • Рисование ладошкой
  • Тампонирование
  • Печатание подручными материалами
  • Рисование методом тычка
  • Кляксография

Старшая группа

  • Рисование пальцем или ватной палочкой
  • Рисование ладошкой
  • Печатание подручными материалами
  • Монотипия
  • Рисование цветными ниточками
  • Рисование в технике «пуантилизм»
  • Рисование методом тычка
  • Набрызг
  • Рисование с использованием комбинирования разнообразных техник

Подготовительная группа

  • Рисование пальцем или ватной палочкой
  • Печатка
  • Рисование ладошкой
  • Рисование методом тычка
  • Печатание природными материалами
  • Экспериментирование

Так как проект начался с сентября, то уже сегодня мы можем представить некоторые работы детей и плоды совместного детско-родительского творчества (см.слайды).

По окончании проекта оценка эффективности работы будет проводиться  по 3 направлениям:

 воспитатель – дети - родители, посредством бесед, наблюдений, изучения и анализа результатов проекта путем:

  • анализа продуктов творческой деятельности детей;
  • наблюдения за детьми в процессе рисования в течение проекта;
  • сравнение результатов на начало и конец учебного года по методике Г.А.Урунтаевой  «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

После окончания проекта также запланировано проведение анкетирования участников по оценке эффективности проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

  • дети приобретут знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, проявят к ним активный интерес;
  • дети овладеют различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками, разовьют изобразительные навыки и умения;
  • работы детей станут более выразительными и богатыми по тематике, улучшится качество изображения;
  • более выражены будут самостоятельность детей в выборе тематики и средств изображения, творческий подход к изобразительной деятельности;
  • воспитанники научатся передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, будут проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватно воспринимать и сопереживать настроению, передаваемому в изображении;
  • родители проявят интерес к рисованию нетрадиционными способами и желание заниматься с детьми творчеством в домашних условиях, активное участие родителей в проекте будет способствовать укреплению партнерских отношений между детским садом и семьей.

Мы выражаем уверенность, что реализация проекта «Гармония творчества» зажжет в наших детях огонек творчества, даст им возможность оригинально подходить к видению мира, который они изображают, поможет свободно использовать для самовыражения любые доступные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программное планирование свободной деятельности "Гармония творчества"

разработанный план работы с детьми в ОО "Художественное творчество"...

Проект "Гармония музыки и природы"

проект "Гармония музыки и природы", для детей старшей группы...

Музыкально-экологический проект "Гармония музыки и природы"

Муниципальное образовательное учреждение «Бобровская средняя школа» филиал «Лявленская начальная школа - детский сад» Паспорт проекта МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПР...

Годовой план театрального проекта "ГАРМОНИЯ".

Инновационный проект по художественно - эстетическому развитию - "Гармония"....

проект "Гармония музыки и природы"

В сообщениии рассказывается о проведениии и результатах проекта для старшего дошкольного возраста "Гармония музыки и природы"...

Проект "Гармония музыки и природы"

Показать  возможность  музыки  передавать  картины  и  явления  природы....