Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования.
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Шевелева Гульчачак Ренатовна

Тема развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемой составляющей частью любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение – великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или даже заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если у нас есть желание его развить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение________________________________________________________3

Глава 1.

Развитие творческой деятельности  в дошкольном возрасте_________________________________________________________6

Глава 2.

Особенности развития воображения у детей  дошкольного возраста

2.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке__________10

2.2 Развитие воображения посредством сюжетного рисования_________16

Заключение______________________________________________________25

Информационные источники_______________________________________27

Приложения_____________________________________________________29

Введение.

В современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью нестандартно и эффективно  мыслить, решать сложные жизненные проблемы. Для того, чтобы выжить в современных условиях постоянных изменений и научиться адекватно реагировать на них, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого и является воображение.

Актуальность.

Тема развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемой составляющей частью любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.  Воображение – великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или даже заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если у нас есть желание его развить.

С раннего детства жизнь требует от нас достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже в дошкольном возрасте ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной деятельности

3

с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение, согласно практике, оказывалось на более высоком уровне развития.

Психологи доказали, что воображение довольно широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, закладываются основы развития данного процесса, как указывал Л.С. Выготский.

На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (например, В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого; С.Л. Рубинштейн указывал на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Изобразительная деятельность, в частности, детское сюжетное рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.

И.В. Дубровина рассматривает фантазию (мечтательность) в качестве одного из видов творческого воображения.

Воображение и фантазия это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.

4

 Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его дальнейшей деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Цель данной работы заключается в рассмотрении вопроса развития воображения детей на занятиях по сюжетному рисованию.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть специфику и психологические механизмы творческой деятельности.

2. Рассмотреть особенности творческого развития в детском возрасте.

3. Рассмотреть и определить основные условия, факторы, причины, влияющие на развитие воображения.

4. На основе теоретического анализа литературы разработать тезаурус -  ключевые понятия по теме. (см. Приложение А)

Гипотеза – может ли сюжетное рисование  быть эффективным средством развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников(сюжетное рисование)

Предмет исследования – процесс развития воображения у детей дошкольного возраста.

В работе использованы аналитический метод; сравнительный метод; метод индукции; метод наблюдения.

5

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, заключение, список информационных  источников, тезаурус, приложение.

1. Развитие творческой деятельности в дошкольном возрасте.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это  какой-нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Если взглянуть на поведение человека, на всю его деятельность, то легко можно увидеть, что   существуют  два основных вида творческой деятельности:

-Комбинирующий(творческий). Итогом такой творческой деятельности становится некий новый продукт (вещь, рисунок и т.п.)

-Воспроизводящий, или репродуктивный.  Он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений, то есть деятельность человека не создает ничего нового, а основой ее является более или менее точное повторение того, что уже было.

В целом, Творчество— создание нового из старых элементов во внутреннем мире.

Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. И это  положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении. Творчество связано с развитием потребности в познании, в получении новой информации, которая достигается в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности.

6

Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов, каждый из которых обеспечивает получение определенной порции информации.

Творческое мышление — это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступающей актуальной информацией.

Выделяют три основных этапа творческого процесса:

-замысел, рождение догадки;

-генерацию различных гипотез, включая самые фантастические, для объяснения данного явления;

-критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Особенности любой творческой деятельности.

1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.

2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них — активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер — инерция собственного мышления.

3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения — когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.

4. Утром или перед засыпанием, когда человек расслаблен, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко

7

и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.

5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием .

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов.

Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.

Развитие творческой деятельности - одна из важных задач, которую необходимо решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это нужно с младшего возраста, так как именно в младшем дошкольном возрасте формируется первичная форма творческой деятельности. Дети овладевают изобразительными умениями в результате их введения в определённую ситуацию. В 2-3 года они не просто рисуют мазки, штрихи, различные очертания форм, а передают ими окружающие явления (например, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).

8

Старшие дошкольники уже изображают явления, передача которых вызывает у них эмоциональное отношение к образу. Это могут быть явления, поражающие детей своими цветовыми сочетаниями (например, изображение вечера или тумана в деревне) или неожиданностью (например, появление первой травы или первого снега).

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.  Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.  Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть Пятое условие успешного развития творческих способностей. И главное - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

9

2.  Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.

2.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке.

По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым психическим из всех психических процессов и состояний. До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано.

Воображение человека выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

10

Воображение является основой всякой творческой деятельности. В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

Я.Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений

Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Непреходящее значение имеют замечания учёного о том, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт ложное впечатление его богатства. Поскольку опыт ребёнка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого.

11

В то же время он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось.  

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи.

Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение, однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

12

Существуют несколько классификаций видов воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации,состоящая в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений.

13

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.)

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

14

Почти все исследователи согласны с теорией спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят большую роль педагогу.

Несмотря на это положение, очень много внимания уделяется интуиции и самовыражению, которые понимаются в идеалистическом плане как самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей действительности. Это сказывается, прежде всего, в разрыве творческого и интеллектуального развития.

15

2.2 Развитие воображения посредством сюжетного рисования.

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Отечественная педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображения и творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.

Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от разнообразия прежнего опыта человека.

16

Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” на части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов. Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.

"Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей.

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка. Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. По рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей находят отражение специфические особенности их мышления-конкретность, образность.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

17

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, наклеивать их на фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы; учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезания, правила работы с клеем.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого,например одной линией контура в рисовании.

Ребенок успешнее овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Сюжетное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей, хорошего эстетического вкуса, интереса к народному искусству, искусству родного края.

Первый этап в развитии художественных способностей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал. В педагогической литературе этот период носит название “доизобразительный”, так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль.

18

Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке.

Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Путем ассоциаций дети учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда ребенок замечает, что его штрихи напоминают знакомый предмет. Обычно они неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней. Ассоциации помогают перейти к работе по замыслы. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма. Тем не менее второй рисунок говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение. С появлением сознательного изображения предмета начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность ребенка начинает приобретать творческий характер. Именно здесь уже могут быть поставлены задачи систематического обучения детей. Первые изображения предметов в рисунке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков.

19

В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребёнок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму. Постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребёнка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями.

Дети 3-3,5 лет в результате систематических занятий, овладевшие некоторыми формообразующими движениями, самостоятельно задумывают содержание изображения в соответствии с имеющимися у них воображением, умениями и впечатлениями об окружающей жизни. К 6 годам обогащается сенсорный опыт детей. Богаче, разнообразнее и точнее становятся представления о предметах и явлениях окружающего, усиливается работа воображения. Замыслы характеризуются большим разнообразием, устойчивостью. Дети старшего дошкольного возраста подходят к созданию изображения со сложившимся замыслом, который ребенок соотносит с имеющимся в его опыте способами изображения и средствами его выразительного решения. Таким образом, задача педагога - помогать в развитии этих процессов на каждом этапе, найти такие методы и средства, которые позволили бы воспитать творческую личность.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все они оказывают большое влияние на личность ребенка, развивают перцептивную сторону, способствуют развитию воображения, памяти, речи, воспитывают нравственные качества ребенка.В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать.

20

 Происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста отводится сюжетно-тематическому рисованию, т.к. содержание сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж (см.приложение Б, рис.1). Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например "Праздник". Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации. В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребёнком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности необходимости в обучении грамотному рисунку.

В своих работах Е.А. Флерина выделила отличительные особенности детского рисунка: искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств. При использовании минимум средств, ребёнок передаёт своё состояние.

21

Смелость. Риск, способность к риску - непременное условие и характеристика творческой личности;

Содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка несёт в себе какое-то содержание. Младшие дошкольники рисуют каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - всё, что окружает детей, что их волнует.

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок изначально несёт в себе многие лучшие черты человечества, то есть общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.

Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приёмов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Такая особенность детского рисунка может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок ребенка может быть неграмотен, и не выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи. Оригинальность образа - показатель творческого воображения.

22

Как подчеркивает Флерина Е.А., сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности, поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее, чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится связать изображение в одну цельную картину, появляется уже примитивная композиция рисунка. Рисунок упорядочивается.

23

Дети старшего дошкольного возраста могут создавать композиции по заранее продуманному плану, иногда могут строго выдержать принцип единства времени и действия (приложение Б, рис.2) Соответственно, при руководстве воспитателю необходимо применять комплекс методов и приемов обучения для более полного воздействия на все стороны личности ребенка, что поможет эффективному и успешному развитию детского творчества.

Тематика сюжетного рисования определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Часто на занятиях по сюжетному рисованию педагоги используют нетрадиционные техники рисования, так как это способствует развитию его сенсорного опыта, и, чем больше впечатлений получит ребенок, тем многообразнее и богаче будет его творчество и замысел следующих творческих работ.(приложение А, рис.3,4,5) Неизменным правилом является лишь то, что содержание каждой темы должно быть конкретно определено.

24

Заключение.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты потенциала изобразительной деятельности и сюжетного рисования в развитии воображения у детей дошкольного возраста, я пришла к следующим выводам:

1. Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

2. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного становится произвольным, превращается из непосредственного в опосредованное, причем основным орудием овладения  являются сенсорные эталоны.

25

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

3. Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. На занятиях сюжетного рисования осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы.

Вслед за И.В. Дубровиной мы считаем, что воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Воображение только тогда оправдывает себя, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел.

Вся работа в целом показала, что занятия с дошкольниками по сюжетному рисованию   являются эффективным средством развития  воображения. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Таким образом, все задачи решены и цель достигнута.

26

Список информационных источников.

  1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -2012. - №11. - стр. 32-38.
  1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2010. – 448с.
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с. (переизд.2011.)
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2003. – 368с.
  1. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 2006. – 96с.
  1. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2008. - №6. – с.34-35
  1. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2014. – 128с.
  1. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. - стр. 73-75.
  1. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 2013. - №2. - стр. 54-58.
  1. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с. –

27

  1. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. – М.: Педагогика, 2009. – 246с.
  1. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с.
  1. Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. – 2011. - №12. – с.45-47
  1. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2013. – 148с.
  1. Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. – М.: Знание, 2015. – 50с.
  1. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.
  1. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2006.
  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 374с.
  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с. –

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 336с. – ISBN 5-7695-0149-9.

28

Приложения.

Приложение А.

Тезаурус.

Творчество - процесс создания нового из старых элементов во внутреннем мире.

Творческая деятельность - деятельность человека, направленная на  создание  нечто нового, вещь внешнего мира, или непредметная вещь,существующая лишь в сознании человека.

Творческое мышление - это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступающей актуальной информацией.

Воображение - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Аплютинация  -  объединение, «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей (примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица).

Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (пример: мальчик с пальчик).

29

Приложение Б.

Рисунок 1.

сюжетное рисование «осеннее деревце»

30

Рисунок 2. сюжетное рисование «Осенний лес»

Рисунок 3. Нетрадиционная техника в сюжетном рисовании. Рисунок солью, первый этап

31

Рисунок 4. Нетрадиционная техника в сюжетном рисовании. Рисунок солью,второй этап.

Рисунок 5, Нетрадиционная техника в сюжетном рисовании. Рисунок солью, третий этап

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных приемов рисования

Консультация для родителей о развитии творческого воображения при помощи нетрадиционных техник рисования....

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования»

Мастер-класс для педагогов«Развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования»...

астер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования»

Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне… Э. Успенский....

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширение знаний педагогов по развитию творческого воображения через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.Задачи:Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения пред...

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования»

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос зан...

Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных приемов рисования

Данный материал содержит информацию об основных приемах нетрадиционного рисования и их влиянии на вооброжение детей дошкольного возраста....