конспект занятия в старшей группе по теме "О солнцах на сурбанах"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Чистова Марина Витальевна

Занятие по ознакомлению детей с чувашскими легендами, обучение детей старшей группы рисованию чувашского элемента "Солнце",  включая его в декоративно-орнаментальный узор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_surbanah.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по теме "О солнцах на сурбанах"

Интеграция образовательных областей:  «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Программное содержание: 

Образовательные:

-продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека;

 -помочь детям вспомнить легенду «О сурбанах» и рассказывать ее в определенной последовательности;

 -учить  рисовать чувашский узор «солнце» в новом варианте;

Развивающие:

 -развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов чувашских узоров солнца;

Речевые:

 -развивать чувашскую речь, обогащать словарь детей.

- учить с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить слова.

Воспитательные:

 -воспитывать умение восхищаться  красотой чувашских узоров, эмоционально реагировать на прекрасное.

Предшествующая работа:

 -чтение с детьми легенды «О солнцах на сурбанах»;

 -беседы с детьми о чувашских узорах солнца, о сурбанах;

 -тонирование  альбомных листов гуашевыми красками (сурбанов).

Словарная работа: обогащать словарь  существительными, прилагательными; закрепить чувашские слова: хевел, сурбан, мудрецы-шурсухалы; вести новое слово: легенда;

Демонстрационный материал: кукла в национальном костюме; письмо (приглашение) с текстом от куклы в национальном кастюме Пинерпи; изобразительные модели оригиналов с узорами солнца; презентация «На что похож узор?», образец рисунка солнца на сурбанах; текст легенды; иллюстрации; указка;

Раздаточный материал: полоски бумаги красного цвета на каждого ребенка; гуашевые краски желтого цвета; кисточки; емкость для воды; тряпочки; подставки для кисточек.

 Методические приемы: игровая мотивация, беседа, напоминание, рассказывание легенды взрослым совместно с детьми, рассматривание иллюстраций, вопросы, наводящие вопросы, разъяснение слов (мудрецы-шурсухалы, легенда), показ, объяснение, чтение стихотворения, показ презентации «На что похож узор?», рассматривание чувашского узора солнца, обобщение педагога, выполнение работы детьми, рассматривание детских работ, рассказы детей о своих выполненных работах, поощрение, оценка, выставка детских работ.

Структура занятия:

1.Игровая мотивация (получения письма-приглашения).

 2.Рассматривание иллюстраций по легенде.

 3. Совместное рассказывание легенды о солнцах на сурбанах.

 4.Чтение стихотворения Юхма Миши о узорах.

 5.Показ презентации «На что похож узор?»

 6. Рассматривание модели  чувашского узора солнца.

 7. Рисование детьми «Узоров солнца на сурбанах».

 8.Рассказы детей по своей выполненной работе.

 9.Выставка детских работ.

 Ход непосредственной образовательной деятельности

(Дети заходят в проветренную группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостя - куклу Пинерпи. Приветливо поздорововшись, кукла передает письмо-приглашение воспитателю. Воспитатель читает письмо-приглашение. Письмо написала девочка из соседней Республики Татарстан города Казани по имени Гульнара. Она приглашает Пинерпи в гости. Пинерпи хочет подарить подарок Гульнаре, просит детей на сурбанах нарисовать узоры солнца. Воспитатель предлагает детям подойти к стенду, где вывешены иллюстрации о легенде).

 -Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эти иллюстрации и скажите, что они нам напоминают? (ответы детей).

 -Воспитатель: Конечно, это легенда о солнцах. А кто придумал эту легенду? А почему легендой называется? (ответы детей) в конце воспитатель обобщает ответы детей.

 -Воспитатель: Давайте вспомним эту легенду, о чем же там говорится? (Совместно с детьми вспоминают легенду. Воспитатель помогает детям вспомнить легенду с наводящими вопросами. В ходе рассказывания делает акцент на пояснение слов: мудрецы - шурсухалы).

 «Было когда-то в мире не одно, а три солнца. И находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле, не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, для здоровья, для веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко! Невозможно дышать! Не хотим жить так!», «Хотим, чтобы было не три, а одно солнце!», «Убить надо одно солнце!» - кричали они. Мудрые старцы – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда, но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого!» - отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь наш приказ, то убьем тебя самого!» - прикринули на него люди, которые хотели убить солнце. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела на солнце. Попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. «Убить еще одно!» - приказали эти люди охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся светило испугалось людей и убежало высоко – высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к мудрым старцам – шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и вернулось». «Да, да, - соглашались с ними люди, - мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо! – сказали мудрецы. – Надо всем начать рисовать три солнца. Всюду. На земле, на стенах домов, на ставнях окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам… И на каждом сурбане вышивались три солнца. Так родились сурбаны.»

-Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили легенду. И до сегодняшнего дня эти узоры сохранились. По сегодняшний день люди украшают узором трех солнц свои дома, вышивают на тканях, рисуют на бумаге, разукрашивают различные ручные изделия мастера Чувашии, украшают узорами одежду людей. Чувашские узоры солнца стали гордостью и богатством чувашского народа.

-Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения чувашского поэта Юхма Миши

 Рисунок каждый и узор

 Повествовали на сурбане

 О том, что в жизни было ране

 И не забыто до сих пор

 (После чтения стихотворения дети встают)

 -Воспитатель: А теперь давайте поиграем игру «На что похож узор?» Воспитатель показывает  презентацию,

 дети называют узор солнца на русском и на чувашском языке.

 Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть (физкультминутка).

Ларар, тарар, тарар, сикер

Ишер, чупар, утар,сикер.

Халхуна таратар, самсуна катартар.

-Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю нарисовать для нашей гости Пинерпи  на сурбанах узоры солнца (показывает красные полоски бумаги – сурбаны, заранее подготовлено рабочее место для детей, на видном месте вывешены чувашские узоры солнца, чтобы ребенок мог вспомнить элементы узоров. После окончания работы, по желанию детей, воспитатель просит рассказать о своей работе, что нарисовал ребенок, какие узоры использовал, что они означают. Поощряет детей за их работу и рассказ).

 -Воспитатель: Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Пинерпи очень рада за ваши подарки - сурбаны, и за ваши рассказы и отвезет их своей подруге Гульнаре в город Казань. Эти работы мы отдадим Пинерпи, но в начале организуем выставку ваших работ в уголке творчества, чтобы все увидели красоту сурбанов с чувашским узором. Вы согласны со мной? (ответы детей, дети убирают свои рабочие места).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наш...

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешни...

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»...

Конспект занятия в старшей групп «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешним видом; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о п...

Конспект занятия в старшей группе детей дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешним видом; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о п...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему "Солнце ласково сияет, с юга птицы прилетают"

Открытое занятие в старшей группе "Солнце ласково сияет, с юга птицы прилетают". Материал будет полезен воспитателям, логопедам, музыкальным руководителям....