Конспект ООД "Ознакомление дошкольников с живописью"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Интегрированное занятие по ИЗО (технологическая карта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_ozn._s_zhivopisyu.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Описание НОД

Тип НОД

Интегрированная

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,  речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое.

Время реализации

25 – 30 минут

Тема

«Ознакомление дошкольников с живописью»

Цель

Дать детям представление о живописи как о виде искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение отличать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт)
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.
  • Развивать  художественный вкус, творческое воображение, творческую активность.

Развивающие:

  • Дать представление о каждом из трех видах живописи, о технике исполнения живописи.

Воспитательные:

  • Воспитывать  любовь ко всему прекрасному;
  • Воспитывать уважение к людям творческих профессий.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и умение работать сообща.

Ресурсы, оборудование и материалы

Оборудование мультимедиа: экран мультимедийный проектор, компьютер.

Презентация к занятию (созданная в программе PowerPoint). Муляжи овощей, фруктов, корзинки, посуда, салфетки, полотенца, фотоаппарат.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

ИКТ, личностно-ориентированная технология,  игровая технология, здоровьесберегающая технология; группа наглядных, словесных, практических методов и приёмов.

Предварительная работа

Знакомство с художниками, рассматривание иллюстраций с изображением произведений живописи, загадывание загадок, использование настольных, дидактических и словесных игр, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты

Повышение коммуникативно-познавательной компетентности дошкольников: имеют представления о жанрах живописи, художниках,  владеют расширенным словарным запасом по теме. Сформированы навыки связного речевого высказывания. Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: продуктивной, речевой, познавательной. Проявляют интерес к созданию  картин, уважение к  людям творческих профессий. Умение взаимодействия и сотрудничества между детьми.

Ход  непосредственно образовательной деятельности

Этап, его

продолжительность

Образова

тельная область

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей и предполагаемые ответы

Результат

Психологический настрой

0,5мин.

Социально-коммуникативная.

Эмоциональный настрой.

 Этюд «Подари улыбку!»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Давайте повернёмся друг к другу  и улыбнёмся от всей души.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Дети улыбаются друг другу.

Психологическая поддержка

Вводно -организационный    0,5 мин

Посылка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно.

Воспитатель  обращает внимание детей на вид из окна.

Привлечение произвольного

внимания

Мотивацион

но -побудитель-ный

2 мин.

Развитие речи

Познание

Формирование представлений о предстоящей деятельности. Сообщение темы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, речевого слуха, внимания.

Воспитатель: Ребята,  скажите, что вы видите за окном нашей группы? Вам нравится? Что вам понравилось? Почему?

Как вы думаете, понравилась бы то, что вы увидели другим людям, вашим родным, близким?

Что можно сделать, чтобы это  увидели другие люди?

Деревья. дома

Нарисовать, сфотографировать

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация

2 мин.

Развитие речи

Познание

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, Развитие  внимания

 Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, чтобы  показать другим людям, это можно нарисовать. А кто пишет картины?

Что изображают в своих картинах художники?

Художники.

Природу, портреты, то что им нравится

Сформированные представления о художниках

Восприятие и расширение имеющихся представлений

4 мин.

Художественно-эстетическое

Развитие речи

Познание

Социально-коммуникативная

Расширение и  закрепление знаний о жанрах живописи, развитие словарного запаса, развитие связной речи.

Слайд № 2

Воспитатель: Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

Если видишь - на картине  Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш-

Обязательно картина

Называется… ПЕЙЗАЖ!              

Слайд № 3

Воспитатель: Ребята, рассмотрите пейзаж -  картину художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима».  Художник давно хотел приступить к написанию таинственно скованного холодом и морозом зимнего леса. Он как будто бы окаменел, застыл в оцепенении до наступления тепла и весны. И только мощные стволы деревьев темнеют на белоснежном фоне.

Видно, что прошёл снегопад, поэтому ветви под грузом снега свисают вниз. Тишина и покой, красота, словно хрустальная укутанная снегом природа, все уснуло вокруг. Нет ни человеческого, ни звериного следа на снегу. Картина таинственна и загадочна, сказочная.

А если лучше присмотреться, то можно увидеть, что на одной из веточек притаилась птичка, которая удивляет взор среди зимнего пейзажа.

Почему мы можем назвать картину пейзажем?

Слайд №4

Ребята, перед вами портрет художника И.И.Шишкина. Художники, которые рисуют пейзажи, называются пейзажистами.

Слово пейзаж – французское и переводится, как «местность, страна».

Дети садятся на стулья перед интерактивной доской, для просмотра слайдов.

Изображена природа, деревья, лес.

Сформированные представления  о жанрах живописи и расширение словарного запаса.

Любознательность и активность

Психологический настрой

1 мин.

Физическая культура, Развитие речи

Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением

Слайд №5

 Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами  на лугу.

Физминутка.

«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Восприятие и расширение имеющихся представлений

8 мин.

Художественно-эстетическое

Развитие речи

Познание

Социально-коммуникативная

Расширение и  закрепление знаний о жанрах живописи, развитие словарного запаса, развитие связной речи.

Слайд № 6

Отгадайте мою вторую загадку.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас –

Или принц в плаще старинном,

Или в робе водолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед –

Обязательно картина

Называется… ПОРТРЕТ!

Слайд № 7

Воспитатель: Ребята, рассмотрите портрет  девочки. Почему мы можем назвать эту картину портретом? Картина называется  «Девочка с персиками». Девочку зовут Вера. Она была дочкой Саввы Ивановича Мамонтова, друга художника,  Валентина Александровича   Серова.                                                                                                       Загорелая девочка сидит за столом. На ней светлое одеяние, украшенное бантом. Девочка только что прибежала с улицы, у нее немного расширены ноздри – она учащенно дышит, ее щеки порозовели от бега. Она села только на одну минутку – ей некогда, она снова куда-то торопится, ведь за окном прекрасная погода, и так хочется погулять в саду.

Слайд № 8

 Ребята, перед вами портрет художника В.А.Серова.

Нравится вам девочка? А как вы думаете, нравилась ли она художнику? Почему он решил нарисовать именно ее?

Слайд № 9

Художник, который пишет портреты, называется портретистом. Чаще всего опыт портретиста художник приобретает, изображая самого себя, пишет свой автопортрет.

Слайд №10

Отгадайте мою последнюю загадку.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это… НАТЮРМОРТ!

Воспитатель: Какую же картину можно считать натюрмортом?

Слайд № 11

Всмотритесь в этот натюрморт. Он называется «Сирень в корзине». Чем впечатлила сирень художника, что он решил изобразить именно её?

Художник  хотел показать в этой картине природу во всем ее великолепии на примере сирени. Об этом говорит то, что даже корзина, в которой стоят цветы, сделана из ивовых прутьев.  Закрывая глаза можно почувствовать запах сирени, ощутить силу и нежность природы.

Слайд №12

Да, П.П.Кончаловский, так передал красоту сирени, что у нас возникли те же чувства, что и у автора.

Слово натюрморт – французское и переводится, как «мертвая природа».

Дети садятся на стулья перед интерактивной доской, для просмотра слайдов.

Изображена девочка.

Да, понравилась. Она красивая.

Воспитатель подводит детей к мысли, что художник рисует не все. Что видит, а то, что необычно, красиво.

На картине изображены цветы, посуда, овощи, фрукты и другие вещи.

Сирень красивая, яркая, пушистая

Сформированные представления  о жанрах живописи и расширение словарного запаса.

Любознательность и активность

Восприятие и расширение имеющихся представлений

2 мин

Художественно-эстетическое

Познание

Социально-коммуникативная

Закрепление знаний о жанрах живописи

Игра «Назови правильно»

Воспитатель: Ребята, сейчас вы возьмете по одной репродукции картины и определите, к какому жанру живописи она относится.

Дети рассматривают репродукции картин известных художников и определяют её жанр

Сформированные представления  о жанрах живописи и расширение словарного запаса.

Любознательность и активность

Практическая работа

 5 мин

Познание

Художественно-эстетическое

Закреплять умение детей составлять натюрморт. Воспитывать познавательный интерес детей к окружающему миру.

Воспитатель:

Ребята, представьте, что вы художники и хотите нарисовать натюрморт, но прежде вам его нужно составить.

Перед вами муляжи фруктов, овощей, различная посуда, другие предметы. Попробуйте выложить свой натюрморт.

Дети используя атрибуты выкладывают (составляют) натюрморт

Овладение умением выполнять работу самостоятельноаккуратно.

Заключительная часть

1-2 мин.

Познание

Художественно-эстетическое

Закрепление знаний о жанре живописи- натюрморт

Воспитатель: Ребята, рассмотрите работы друг друга. Вам понравилось. Мы сфотографируем ваши натюрморты и сделаем фотовыставку.

Фотографируются работы детей

Сформированные представления  о жанрах живописи

Список учебной и дополнительной литературы

  1. 1. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: СПб.:Мозаика-синтез, 2014г.;

2. Н.А.Курочкина. «Знакомим с пейзажной живописью». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.;

3. Н.А.Курочкина. «Знакомим с наатюрмортом». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.