Конспект занятия "Знакомство с живописью.Морские пейзажи"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Рахмангулова Мария Леонидовна

Конспект разработан для расширения и уточнения представлений детей об изобразительном искусстве, развития целостного и эмоционального восприятия живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание: расширять и уточнять представления детей об изобразительном искусстве; развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи; сформировать представление о пейзаже как особом жанре живописи.

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин отечественных  и зарубежных художников «Утро в сосновом лесу», Шишкин; «Золотая осень», Левитан; «Кружевница», Тропинин; «Портрет княгини Лопухиной», Боровиковский; «Грачи прилетели», Саврасов;  работы Сальвадора Дали,  Микеланджело;  беседы об их творчестве; выполнение свободного копирования картин.

Оборудование и материалы: репродукция картины И.К.Айвазовского «Девятый вал»; картины на тему морского пейзажа, написанные пастелью, маслом. Листы картона желтого, красного, коричневого, синего, зеленого цвета. Альбомные листы, восковые мелки, кисти, акварель, стаканы с водой, салфетки для кистей.

Словарная работа: пейзаж, портрет, натюрморт, живопись, маринизм, репродукция, колорит, картинная галерея.

Музыкальное оформление: запись шума волн.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с изобразительным искусством. Давайте вспомним, какие жанры живописи мы знаем?   Чем они отличаются друг от друга?

Дети отвечают: (портрет – изображение человека, пейзаж – изображение природы, натюрморт – изображение неживой природы)

Какие картины вам запомнились из прошлых занятий?  (Ответы детей).

А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, а для того, чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки:

1. Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море, горы пляж. Что же это? (Карандаш)

2. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, кистью, ложкой, топором. (Пальцы)

3.Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. (Кисточка)

4. Разноцветные сестрицы заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас обратите внимание на репродукцию картины Ивана Айвазовского  «Девятый вал». Эта картина относится к жанру «маринизм» - изображение моря. Айвазовский был маринистом, т.е. рисовал море. Он его очень любил, так как сам родился у моря, в Феодосии, в Крыму, в 1817 году, почти 200 лет назад. Эту картину он написал  в 1873 году. На своих пейзажах Айвазовский изображает море при различном состоянии погоды и освещении: дневное спокойное, освещенное луной ночное, иногда бурное, под несущимися по небу тучами. Художник писал морские сражения и парады кораблей, кораблекрушения и людей на берегу.

Давайте рассмотрим этот морской пейзаж. На картине изображено бушующее море и спасающиеся люди. Был сильный шторм и корабль с пассажирами потерпел крушение. Картина называется «Девятый вал», потому что по поверьям моряков – девятая по счету волна – самая большая и могучая. Девятую волну моряки называют девятым валом.

Вопросы к детям: Какое море изобразил художник? Какая погода изображени на картине? Присмотритесь и скажите, какие цвета использовал художник?

А сейчас я расскажу вам про колорит. Это слово произошло от латинского слова color – краска. Колоритом называются сочетания цветов, которые использовал художник. Он помогает художнику передать настроение: грустное, тревожное, спокойное, радостное. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. (Демонстрация цвета и цветовых сочетаний).

Вопросы к детям: Какой колорит у картины «Девятый вал»? Вам нравится эта картина? Почему?  

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы продолжаем нашу экскурсию по картинной галерее. Обратите внимание на эту картину (демонстрация морского пейзажа, выполненного пастелью).  Ее написала художница Наталья Жданова.

Вопросы к детям: Как вы думаете, чем эта картина написана? (пастель – специальные мелки)

Какое море изобразил художник?

Какая погода изображена на картине?

Какие цвета использовал художник?

Минутка релаксации: А теперь ребята, закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись шума волн). Давайте с закрытыми глазами представим, что мы с вами оказались на морском берегу, мы сидим на теплом песочке, наши лица согревает солнышко и овевает легкий ветерок.

А теперь откройте глаза. (Демонстрация следующей картины, написанной маслом, изображающей рассвет на побережье). Ребята, давайте рассмотрим еще одну картину в нашей картинной галерее.

Вопросы к детям: Как вы думаете, чем эта картина написана? (Масляные краски, они придают рисунку объем, глубину).

Какое море изобразил художник?

Какая погода изображена на картине?

Какой колорит использовал художник для моря? Для неба?

Какая картина больше вам нравится и почему?

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Скажите, что нового вы узнали сегодня в нашей картинной галерее? (Ответы детей).

Наша экскурсия заканчивается и я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Пройдите на свои места.

Сейчас мы будем рисовать морской пейзаж, на котором будет изображено спокойное море с солнечной дорожкой. Корабли и людей рисовать не надо, рисуем только море, небо и берег.  Мы будем использовать технику «проявляющийся рисунок». Сначала необходимо восковым мелком нарисовать солнце и солнечные блики, затем нарисуем акварелью небо и море. Давайте еще раз посмотрим на картину и выберем цвета, которые будем использовать. Для неба голубой и розовый, для воды оттенки голубого и немного зеленого, берег – желтый и коричневый.

После завершения рисования устраивается выставка и обсуждение работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Зимний пейзаж» (подготовительная группа)

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности«Зимний пейзаж»(интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическа...

конспект занятия по рисованию "Космический пейзаж"

Познавательное занятие с использованием нетрадиционной техники рисования-гратаж...

Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж" в старшей группе.

Использование нетрадиционной технологии - монотипии....

Конспект занятия по рисованию "Осенний пейзаж" в старшей группе.

Нетрадиционная техника рисования-монотипия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Осенний пейзаж"

Закреплять представления детей о новом для них понятии – пластилинография...

конспект занятия по ИЗО "Космический пейзаж"

Тема: Космический пейзаж Задачи. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания космических сюжетов.  Побужда...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Осенний пейзаж"

Конспект детской экспериментальной деятельности: «Осенний пейзаж» Средний дошкольный возраст  Программное содержание: Ø Закрепить представления детей о цветовом многообразииØ Расширить знани...