Главные вкладки

    Рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме:
    Программа саморазвития воспитателя по теме: «ЛЭПБУК — СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»

    Ширшина Наталья Александровна

    В программе описана новая форма организации образовательной деятельности - тематическая папка или лэпбук. Определены цель и задачи самообразования. Разработан план реализации программы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samorazv_lepbuk.docx34.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №146»

    Программа саморазвития воспитателя по теме:

    «ЛЭПБУК — СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»

            Выполнила:

                                                                        Воспитатель Ширшина Н.А.

    г.Дзержинск

    .

    Содержание

    1. Актуальность темы………………………………………………2 стр.
    2. Цели и задачи…………………………………………………….5 стр.
    3. Перспективный план работы над темой саморазвития…..…..6 стр.
    4. Список литературы………………………………………….…..7 стр.

    1. Актуальность

           Современные  требования, предъявляемые государством к качеству образовательно  – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и  владеть необходимыми образовательными технологиями.

    В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

    Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.

    Использование лэпбука - самодельной интерактивной папки с карманами, картинками, подвижными деталями, которая отвечает современным требованиям организации предметно – развивающейся среды в условиях реализации ФГОСДО,  является одним из решений поставленных задач.

    Можно отметить преимущества лэпбука перед другими в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом появляется задача - научить ребёнка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно, эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил занятиях, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества это использование методики создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому. В начале, давайте разберёмся, что же означает понятие «лэпбук»: Лэпбук - это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую каждый собирает сам, склеивает её отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

    Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме.

     Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

    • включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;
    • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
    • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
    • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

    Лэпбук:

    • информативенв одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал,
    • функционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно- эстетического развития ребенка,
    • вариативен :существует несколько вариантов использования каждой его части; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

     

    Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

    Для педагога такая тематическая папка способствует:

    • организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования,
    • оформлению результатов совместной проектной деятельности,
    • организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми,
    • реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми,
    • творческой самореализации педагога.

    Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей с взрослыми, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.

    2.Цели и задачи

    Цель: изучение проблемы, повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении новой педагогической технологии - лепбук, как новой формы организации образовательной деятельности. Обогащение собственного опыта, изготовление и внедрение в работу лепбуков по изобразительной деятельности.

    Задачи: 

             1.Определение дефицита компетентности, диагностика профессиональных барьеров.

            2. Изучить  научно-теоретический материал,  нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику,  систематизировать полученные знания.

    3. Изучить практический и дидактический материал  по теме: «Изготовление лепбука» (технологии, особенности, материалы)

    4. Разработать  перспективный план работы с детьми по изготовлению и использованию лепбуков на тему « Ознакомление детей с изобразительным искусством»

     5.Обогатить центр художественно –изобразительного творчества.

    3.Перспективный план работы над темой саморазвития

    Этапы

    Задачи (содержание работы)

    Пути решения

    Диагностический

    Сентябрь 2017г.

    - самодиагностика, диагностика детей, теоретическое изучение вопроса

    разработка и оформление плана работы саморазвития

    Подготовительный

    В течении года (учебного)

    - обогащение теоретических знаний;

    - изучение современных форм работы, технологий;

    - изучение опыта работы воспитателей, информации  по теме посредством интернет сообществ педагогов

    - разработка  программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством используя лепбуки, как основное средство.

    - изучение  методической литературы по теме (см. список литературы);

    - изучение статей педагогов по данной теме в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»

    - отбор, подготовка практического и наглядного материала для успешной реализации  

    - разработка перспектив-ного плана по данной теме;

    Практический октябрь – апрель 2017/2018г.г.

    - Обогащать знания детей о изобразительном искусстве (народных промыслах, разнообразие натюрмортов, портретов, пейзажей, скульптур)

    - Развивать умение отличать жанры, выделять особенности изделий, картин, скульптур.

    - Вызывать эмоциональный отклик на произведения искусства. Вызывать интерес к изобразительному искусству.

    - Развивать творческие способности

     -Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. Формировать умение оценивать созданные изображения.

    -Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов, элементов

    -Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

    Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

    -изготовление лепбуков на темы:

    1. «Народные промыслы»

    2. «Натюрморт»

    3. «Портрет»

    4. «Пейзаж»

    5. «Скульптура»

    -проведение НОД, кружковая работа, индивид.работа, проекты, беседы, викторины, интегрированные занятия, праздники

       - обогащение среды необходимыми материалами;

    - подготовка консультаций для педагогов и родителей;

    Обобщающий май 2018г.

    - систематизация и обобщение  накопленного опыта работы;

    - оформление результатов работы по теме

    - проведение мониторинга  детей;

    - проведение мастер-класса для педагогов;

     - выступление по итогам работы и обмену опытом на педагогическом совете, презентация.

    -обмен опытом на сайтах для дошкольников (НС портал, маам, дошколенок.ру)

    Список  литературы

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

    Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»

    Н.Н.Леонова «Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников»

    А.Г.Гогоберидзе «Образовательная область Художественно-эстетическое развитие»

    Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] Пермь Меркурий 2015

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

     Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Учеб.- метод. пособие, Пермь, 2003

    Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997.

    Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995

    Мелик-Пашаев А.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. - 1989. - №1.

    Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л.С., Бахтин М.М. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии. – 1996. - № 5.

    Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - №1.

    Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1993.

    Чумичёва Р. Знакомим детей с портретной живописью //Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.

    Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

    Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

    Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

    Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

    ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

    ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА...

    Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

    Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

    Перспективное планирование по ОО "познавательное развитие" (ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем)

    Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – является одной из основных задач Дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это...