Рабочая программа кружковой деятельности педагога с детьми 6-7 лет по обучению детей рисованию песком на стекле «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Рыжанкова Светлана Викторовна

Рабочая программа кружковой деятельности педагога с детьми 6-7 лет по обучению детей рисованию песком на стекле «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_pesochnaya_strana.docx83.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский   сад   комбинированного   вида   №  151   «Маяк»     г. Брянска

241012, г.Брянск, ул. Орловская д.10-а                           т.57-70-00     т. 57-69-89

Рассмотрена на педсовете                                                               Утверждаю:

№ протокола____ от__   2016г.                                                       заведующий МБДОУ

                                                                                                            детский сад №151«Маяк» г.Брянска  _______________Филина И.Н.

Приказ №___от ______2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружковой деятельности педагога с детьми 6-7 лет

по обучению детей рисованию песком на стекле

«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи №8 «Почемучки»

Срок реализации программы: 2016-2017 уч.год;

Авторы программы: воспитатель группы: 

                                       Рыжанкова С.В.

                                       

Брянск – 2016год

Содержание 

I раздел. Целевой.

I.1. Пояснительная записка  ………………….……………………………………...3

I.2. Цели и задачи реализации Программы…………………………………………5

I.3. Особенности развития детей данной возрастной группы……….………….....7

I.4. Планируемые результаты освоения Программы………………………………8

I.5. Система оценки результатов освоения Программы…………………………...9

II раздел. Содержательный.

II.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях….…….10

II.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы.…..11

III раздел. Организационный.

Материально – техническое обеспечение Программы………………………...…15

Приложение 1

Календарно – тематический план на 2016 -2017гг…………………..……………17

Приложение 2

Диагностика обучения детей по программе «Песочная страна»…………….......26

Приложение 3

Картотека игр и упражнений ………………………………………………...….…28

I раздел. Целевой.

I.1. Пояснительная записка

В последние годы в детских дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным языкам. Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих видеть своих детей умными, образованными и успешными. Однако при такой высокой интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс, работать также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и переживаниями. Тут и приходит на помощь песочная анимация – рисование песком.

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sandart», в переводе "Искусство песка".

Песок – та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Программа разработана в соответствии:

1.Международным законодательством: «Конвенция о правах ребенка».

2.Федеральными законами:

  • Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Приказы, постановления, письма и другие документы федерального уровня:

  • Приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации   от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
  • Письмо Минобрнауки России от 17.11.2011г. №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • Постановление  Главного  санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникативной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».

4. Региональными документами:

  • Закон Брянской области от 08.08.2013г. № 62-З «Об образовании в Брянской области»;
  • Письмом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 20.10.2010г. № 7435-04-0.

5. Основными нормативно – правовыми документами МБДОУ детского сада №151 «Маяк» г.Брянска:

  • Устав МБДОУ детского сада №151 «Маяк» г.Брянска;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный № 3786 от 20.10.2015г).

Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т. В. Ахутиной, З. М. Богуславской, О. И. Бочкаревой, Н. Н. Васильевой, А. Викторовой, Н. К. Винокуровой, Р. Р. Калининой, Т. С. Комаровой, К. В. Тарасовой.

Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в МБДОУ детский сад №151 «Маяк» г.Брянска основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой» – М.: Мозаика-Синтез, 2015г. (2016г.) и парциальной программе коррекционного обучения «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.

Программа реализуется на русском языке – государственном языке Российской Федерации.

I.2. Цели и задачи реализации Программы

Учитывая, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 151 «Маяк» работает в режиме развития и в соответствии с принятой педагогическим коллективом стратегией перехода к новому дошкольному образовательному учреждению, социального заказа со стороны родителей воспитанников детского сада и в целях обеспечения преемственности на дошкольном и начальном школьном уровнях образования определяем цель данной Программы:

1.        Знакомство с необычной техникой рисования –  рисованием песком.

2.        Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

Основные задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия  (ФГОС);

2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (ФГОС);

Обучающие:

•        закреплять представления об окружающем мире;

•        учить выстраивать композиции на песке;

•        овладеть техникой песочного рисования;

•        обучать основам цвето-   и световидения;

•        знакомить с принципами анимации.

Развивающие:

•        развивать фантазию, воображение, рисование по памяти;

•        развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

•        развивать у детей интеллектуальные способности;

•        развивать творческие способности воспитанников;

•развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение;

•        развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе;

•        развитие наглядно-образного, творческого мышления.

Воспитательные:

•        воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения;

•        воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу;

•        воспитывать эстетический и художественный вкус.

I.3. Особенности развития детей данной возрастной группы

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников данной возрастной группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи:

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциям, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук (при расстёгивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент).

Подробно описание возрастных и индивидуальных особенностей  контингента воспитанников сформулировано в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - 3-е изд., испр.и доп. - М.Мозаика-Синтез, 2015г. И «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - Издательство "Просвещение", 2008год.

Количество детей, посещающих кружок: 17 человек.

Список детей:

1.        Александр Б.

2.        Ольга Г.

3.        Елизавета Д.

4.        Полина И.

5.        Данила К.

6.        Артём К.

7.        Глеб К.

8.        Павел К.

9.        Владислава Л.

10.        Яков Л.

11.        Роман М.

12.        София М.

13.        Иван Н.

14.        Тимур Н.

15.        Матвей С.

16.        Михаил Т.

17.        Алёна Х.

I.4. Планируемые результаты освоения Программы

  • использование детьми светового стола и песка для создания изображений;
  • освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
  • умение различать приёмы рисования (наброс – закидывание, засыпание, насыпание, расчищение - вытирание, процарапывание, техника отпечатка);
  • умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

I.5. Система оценки результатов освоения Программы

Педагогическая диагностика данной возрастной группы проводится 2 раза в год (первичная - в сентябре, итоговая - в мае). Для проведения педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи №8 используются следующие методы:

-    беседа;

-    наблюдение;

-  исследовательские методы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки. 

Таблица для фиксации результатов диагностики

Ф.И. ребенка

Возраст

Уровни развития

Развитие воображения

Развития восприятия

Развитие моторики руки

II раздел. Содержательный.

II.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Программа по обучению детей рисованию песком «Песочная страна» рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию работы с детьми 6-7 лет фронтально и малыми группами (3-4 человека) в количестве 33 учебных часа с режимом проведения 1 раза в неделю с сентября по май включительно.

Длительность занятий составляет 25-30 минут.

Конечный результат работы: презентация; просмотр видеофильма «Песочная сказка»  – рисование в 4 руки (смонтированный воспитателем видеофильм).

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Формирование основ безопасного поведения при работе с песком.

«Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части искусства песочной анимации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое и др.)

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи знакомство детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству.

«Художественно-эстетическое развитие» – формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

II.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

В ходе реализации данной Программы используются разнообразные методы обучения: 

  • словесный (беседы, блиц-опрос, устное изложение педагога);
  •  наглядный;
  • объяснительно-иллюстративный.

Основная форма работы – практические занятия.

Любое практическое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов).

Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:

1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.

2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.

3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

4. Необходимо:

  • Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
  • Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;
  • Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».

5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:

  • Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
  • Категорически нельзя бросаться песком;
  • Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
  • Если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

Виды техник рисования песком: Техника описание используется для объяснения материала.

Техника закидывания используется для создания темного фона на большей  части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями.  Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла     к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

Техника засыпания используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в

нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами

Техника насыпания: взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально,

чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.

Техника вытирания: данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца

Техника процарапывания: итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь

Техника отпечатка: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение,  зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

III раздел. Организационный.

Материально – техническое обеспечение Программы

Перечень основных средств обучения рисованию песком:

1. Световые столы с подсветкой – 2 шт.;

2. Материалы и инструменты:

  • просеянный и прокаленный речной песок;
  • антистатик;
  • дополнительный инструментарий (палочки, кисточки, цветные камешки, мелкие игрушки по темам, гребешки, пластиковые вилки,   массажные мячики и др.);

3. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия);

4. Сюрпризные моменты (Песочная Фея, мелкие пластиковые игрушки - герои и др.);

5. Средства ИКТ:

  • Фотоаппарат;
  • Камера;
  • Ноутбук;
  • Проектор;
  • Звуковые колонки;

6. Медиоресурсы (презентации);  картотеки игр и физминуток;

7. Инструкция по технике безопасности работы с песком;

8. Специальная литература.

Информационно-методическое обеспечение

1. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал

«Старший воспитатель» №5/ 2012г.

2. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию

дошкольников (подготовительная к школе группа). - М.: ВАКО, 2005г.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и

адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной

терапии. — М.: Речь, 2003г.

6. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ,

2010г.

7. Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические

рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2007г.

8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:

подготовительная группа: программа, конспекты: пособие для педагогов

дошкольных учреждений.- М. гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2003г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://www.sandpictures.ru

2. http://www.jlady.ru

3. http://www.u-sovenka.ru

4. http://www.vita-studia.com

5. http://www.mc-art.ru

6. http://www.sandproject.ru

Приложение 1

Календарно – тематический план на 2016 -2017гг.

Тема

Содержание

Техника

сентябрь

  1. Экскурсия в природу (наблюдение в окружающей природе) Обогащение опыта детей.

  1. Рассматривание слайдов и беседы по ним.

  1. Просмотр видеоматериалов по работе с песком.

  1. Добро пожаловать в волшебный мир песка. Знакомство с видами песка (мокрый, сухой); знакомство со способами рисования песком.

Диагностическое обследование детей.

октябрь

  1. Яблоки и груши.

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Учить  равномерно распределять песок по поверхности стекла. Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Развивать чувство композиции.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком.

  1. Мой любимый дождик.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней. Учить детей рисовать песком сюжетную картину со сменой настроения: солнечно - радостно, пасмурно, ветрено – грустно.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком.

  1. Деревья и кусты.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно распределять песок по поверхности стекла.  Учить рисовать сад со сменой погоды, на основе предыдущего пейзажа. Придумывать свое настроение и передавать его в рисунке. Снятие тонуса кистей рук.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью.

  1. Веселые грибочки.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность.  Познакомить с приемами рисования песком на стекле гриба. Показать приемы трансформации одного вида гриба в другой, на основе предыдущего. Закрепить умение равномерно наносить песок, изображая грибы различные по величине и форме. Снятие напряжение рук.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, частичное отсечение деталей, замена на новые детали нового образа.

ноябрь

  1. Рябина.

Познакомить с новыми приемами рисования песком – рисование ребром ладони, рисование щепоткой. Продолжать учить рисовать всей ладонью и пальцами обеих рук. Учить расчищать фон от песка ладошкой. Наносить штрихи и линии, ритмичными и плавными движениями. Снятие напряжения обеих рук.

Создание фона из песка, расчистка фона от песка ладошкой.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, рисование щепоткой.

  1. Лесной хоровод.      

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками  (ягоды различной величины).  Учить детей рисовать сюжет, населяя его различными героями (птицы) по своему усмотрению. Учить детей превращать ягоды в грибы, используя прием отсечения, замены и дополнения характерными деталями, согласно задуманного образа. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, частичное отсечение деталей, замена на новые детали нового образа.

  1. Моя любимая чашка.

Показать новые приемы рисования песком – песочной струей, наброс песка. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (ветки, листок, простой цветок).  Воспитывать эстетическое восприятие.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, песочной струёй, наброс песка.

  1. Солнышко, куда ты прячешься?

Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов. Снятие психоэмоционального напряжения.  Развивать творческое воображение.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, песочной струёй, наброс песка.

декабрь

  1. Укрась платочек.

Учить рисовать  круги, квадраты прерывистыми  и сплошными линиями. Учить украшать предметы, добавляя декоративные элементы. Развивать креативность, самостоятельность, чувство ритма.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, выкладывание узора из  цветных камешков.

  1. Мои игрушки.  

Упражнять в рисовании предметов разных по форме.   Инициировать свободное высказывание детей на темы из личного опыта (описывать игрушки). Вызвать желание рисовать образ любимой игрушки используя различные приемы рисования песком на стекле, передавая её характерные особенности. Закрепить умение украшать предметы, используя  в рисование пальчики и декоративные элементы.  Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, декорирование образа.

  1. Домашние животные.

Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиком и песочной струей. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать форму и характерные особенности домашних птиц. Преобразовывать образ одной птицы в другую (утку в гуся, курицу в петуха и т.д.) используя приемы частичного отсечения деталей, замены их на другие.

Рисование пальчиком, песочной струёй.        

  1. Кто спрятался в лесу?

Продолжать знакомить с обитателями леса. Учить рисовать животных, соблюдая пропорции. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие).  Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания образов диких животных. Трансформирование одного образа в другой образ.

Рисование пальчиком, песочной струёй.        

  1. Маленькой елочке холодно зимой.      

Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем.  Учить детей рисовать различные кроны деревьев, на основе общей схемы. Развивать чувство композиции. Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма.  

Рисование пальчиком, всеми пальцами руки, песочной струёй, наброс песка на крону дерева, декорирование образа.        

январь

  1. Зимушка, зима! Снеговик.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком; показать новый прием рисования песком – растяжка песка расчёской (вьюга).   Учить детей рисовать сюжет, населяя его различными героями по своему усмотрению. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру.  Развитие творческого воображения.

Рисование пальчиком, всеми пальцами руки, растяжка песка расческой.

  1. Два петушка ссорятся.

Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Показать приемы видоизменения и декорирования петушка с целью создания оригинального образа. Обеспечить условия для свободного выбора детьми образа и приема рисования песком (передача движения). Самостоятельный поиск средств выразительности, настроения в рисунке. Развитие творческого воображения.

Рисование пальчиком, всеми пальцами руки, ладонью.  

  1. Фантастические животные.

Вызвать интерес к рисованию песком фантазийных образов животных. Показать приемы трансформирования и декорирования диких животных и птиц с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение. Развивать композиционные умения.   Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.  

Все известные детям техники.

февраль

  1. Нарисуй, какую хочешь чашку и укрась ее.

Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором по мотивам декоративно-прикладного искусства.  Развивать чувство композиции и ритма.  Самостоятельный поиск средств выразительности, настроения в рисунке. Развитие творческого воображения.      

Все известные детям техники. 

  1. У реки Десны тишина.

Познакомить детей с понятием «линия горизонта», «передний и задний планы изображения», «отражение в воде», «симметрия», познакомить с правилами воздушной перспективы (объекты вдалеке и  воде кажутся более размытые; вблизи предметы – четкие, яркие).  Познакомить с новым приемом рисования песком – рисование кулачком. Закрепить умение рисовать деревья различной величины одним движением кулачка (прорисовка делается пальчиками). Развивать чувство композиции.       

Рисование  кулачком, всеми пальцами рук,  прорисовка пальчиком,  наброс песка.

  1. Кораблик в море.      

Создание композиции в 4 руки (парами) сказочного моря, на основе ранее полученного опыта рисования песком на стекле.   Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о ярких природных явлениях морской стихии разными изобразительно-выразительными средствами песочной анимации (создания образа моря различными нетрадиционными техниками). Развивать композиционные умения. Формирование умения работать в парах, умение договариваться.

Все известные детям техники.

  1. Мой папа.

Рисование песком мужского портрета (анфас) с передачей характерных особенностей внешнего вида и настроения конкретного человека. Трансформация образа в женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.  Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям.

Все известные детям техники.

март

  1. Моя мама.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком; показать новый прием рисования песком – ребром мизинца (все остальные пальчики в кулачке).  Рисование песком женского портрета (профиль) с передачей характерных особенностей внешнего вида и настроения конкретного человека.  Учить украшать портрет, добавляя декоративные элементы (цветные камешки).

Рисование ребром мизинца, пальчиком, всеми пальцами руки, песочной струёй, наброс песка на крону дерева, декорирование образа.

  1. Был я маленьким, стал большим удаленьким.        

Учить рисовать фигуру человека, показывая изменения внешнего вида в процессе его развития (роста). Передавать особенности своего внешнего вида, (формы, пропорции, мимика, настроение), фантазировать о себе маленьком, взрослом. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.   

Все известные детям техники.

  1. В гостях у сказки.        

Создание несложных композиций с переменой сюжета по мотивам любимых сказок детей, развитие творческого воображения.  Учить передавать в рисунке целостный образ. Совершенствование техники рисования песком на стекле.

Все известные детям техники.

  1. Избушка Бабы Яги.

Самостоятельное и творческое отражение представлений о сказочной героине Бабушке Яге и её избушки разными изобразительно-выразительными способами рисования песком на стекле. Создание оригинальных композиций по сказке, поиск средств выразительности (тень, снежные узоры, снегопад, вьюга и т.д.), развитие творческого воображения.

Все известные детям техники.

  1. По замыслу.        

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами.  Создание коллективной композиции сказочного города, на основе ранее полученного опыта рисования песком на стекле (трансформация-видоизменение). Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.  

   

Все известные детям техники.

апрель

  1. Здравствуй, весна!        

Продолжать знакомить с временами года. Упражнять в рисовании обеих рук одновременно под музыку со сменой настроения. Развивать координацию. Развивать чувство радости, успеха. Самостоятельный поиск средств выразительности, настроения в рисунке.

Все известные детям техники (под музыку П.И.Чайковского «Времена года»)

  1. Космос.      

       

       

Свободное экспериментирование с образами, рисование ночного, дневного неба. Создание образа «Космос» различными техниками рисования песком (растяжка песка, наброс, засыпание, прорисовка пальцами и т.д.) Учить рисовать ракеты, летающие тарелки.  Развивать память, внимание, воображения, мышления и самостоятельности.

Все известные детям техники.

  1. Машины

Познакомить детей  с понятием «симметрия». Освоение симметрии в образе домов на городских улицах, рисование простых сюжетов с передачей движений (транспорт), взаимодействий и отношений между персонажами в городе (люди).  Совершенствование техник рисования песком на стекле.

Все известные детям техники.

  1. Град на острове стоит.

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.          Создание сказочного города, на основе иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина (различных художников иллюстраторов). Планирование работы, декоративное оформление.

Все известные детям техники, декорирование образов.

май

  1. День Победы!

Создание композиций по представлению. Гармоничное сочетание разных изобразительных техник рисования песком на стекле. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

Все известные детям техники.

  1. Мои любимые рыбки.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы.  Учить детей воплощать в художественной форме своё представление об обитателях подводного мира: рыбы, медузы, морские коньки, дельфины и т. д. Через трансформацию образов передавать их особенности внешнего вида. Показать разные варианты изображения экзотических рыбок. Показать приемы видоизменения и декорирования экзотических рыбок с целью создания оригинальных образов. Обеспечить условия для свободного выбора детьми образа и приема рисования песком (передать движение рыб в воде).

Все известные детям техники.

  1. Бабочки

Продолжать знакомить с симметрией. Учить рисовать силуэты симметричных предметов двумя ладонями одновременно. Развивать пространственное мышление. Создание композиций с переменой сюжета. Совершенствование техники рисования песком на стекле.

Все известные детям техники.

  1. «Песочная сказка».        

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

На занятии – снимаются отдельные ролики для фильма «Песочная сказка» (в 4 руки).

Все известные детям техники.

Приложение 2

Диагностика обучения детей по программе «Песочная страна»

Приложение 3

Картотека игр и упражнений

Упражнения для развития мелкой моторики:

1. "Гроза" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) 

Пауков перепугали.    (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней.      (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) 

Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной              стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)

В небе молния сверкает,

Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) 

Вновь посмотрит нам в оконце!

2. "Цветочки" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)

Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")

В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)

Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)

Их польем мы спозаранку, (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)

Я и все мои друзья!

3. "Колокольчик" Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

 - Дон-дон-дон, - Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук) 

- Ля-ля-ля, - Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)

Динь-динь-динь, - Наклоняет головку. (опустить ладошки вниз)

Бом-бом-бом, - Растрепал всю прическу. (провести ладошками по волосам) 

Дзынь-дзынь-дзынь, - Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)

Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой) 

Развивающие кинезиологические упражнения

  1. "Колечко"

Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. "Кулак - ребро - ладонь" 

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя. 3. "Зеркальное рисование" 

Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

4."Ухо - нос" 

Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.

5."Горизонтальная восьмерка" 

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

6."Симметричные рисунки" 

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

7."Медвежьи покачивания" 

Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

8."Снеговик" 

Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

9."Накачаем мышцы" 

Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

10."Часики" 

Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения. 11."Рожицы"

 Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

12."Жонглер" 

Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

13."Водный велосипед" 

Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

14."Пианист" 

Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

1.Игра "Тень" 

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

2.Игра "Запретный номер" 

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

3.Игра "Вот он какой" 

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

4.Упражнение "Как ты себя чувствуешь?" 

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.

5.Упражнение "Мое настроение" 

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.

6.Упражнение "Общение в паре" 

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.

7.Упражнение "Сидящий - стоящий" 

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

8.Упражнение "Исследование лица" 

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

9.Упражнение "Зеркало" 

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

10.Упражнения "Животные" 

Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

11.Упражнение "Танец под музыку" 

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

12.Упражнение "Рисование на спине" 

Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Рабочая программа организации деятельности педагога с детьми 3-7 лет (группа общеразвивающей направленности) по обучению грамоте, разработанная на основе общеобразовательной программы МАДОУ.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особенно актуальной. Данная программа разработана для того, чтобы способствовать облегчению процесса обучения грамоте детей от...

Открытое занятие рисование песком на стекле" Песочная страна".

Цель: развивать у детей познавательную активность и любознательность, мелкую моторику рук и тактильную чувствительность....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Муниципальное бюджетное Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32»   Принято Советом педагогов...


 

Комментарии

Бордунова Ольга Васильевна

С удовольствием прочитала программу по обучению детей с ОНР рисованию песком. Большое спасибо С.В. Рыжанковой. С уважением, Бордунова О.В.