Проект "Наши меньшие друзья". (создание выразительного образа животного в рисунках детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных приемов рисования.
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Швейкина Елена Анатольевна

Дети любят рисовать своих питомцев, диких животных, животных жарких стран. Однако не всегда детям удается этот образ. Им трудно передать его движения, окраску, волосяной покров, придумать композицию. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск»

Швейкина Елена Анатольевна.

Высшая категория.

Проект: «Наши меньшие друзья». (Создание выразительного образа животного в рисунках детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования).

Вид проекта: творческий.

Число участников: старшая группа «А» и старшая группа «Б»

Срок реализации: среднесрочный - 3 недели.

Актуальность.

   Дети любят рисовать своих питомцев, диких животных, животных жарких стран. Однако не всегда детям удается этот образ. Им трудно передать его движения, окраску, волосяной покров, придумать композицию.

Как же научить ребенка добиваться выразительности своих рисунков?

Выразительность – это главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции. Стиль художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

        Выразительность детского рисунка – это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

        У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность использования цвета, формы, построения рисунка -  как выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старшего дошкольного возраста по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании. В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности.

Успех обучения рисованию, в частности, в развитии изобразительно-выразительных умений у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог.  Т. С. Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать способам работы с ними, пониманию выразительных свойств.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Практические исследования О.А. Белобрыкиной, Р.Г. Казаковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и других педагогов в области использования нетрадиционных техник, прошли открытую проверку в дошкольных образовательных учреждениях, и показали значимость для повышения уровня выразительности рисунков, повышения эффективности усвоения художественно-выразительных приемов в создании образа или композиции.

Проблема: Мои наблюдения и результаты входной диагностики показали, что  дети старшего дошкольного возраста в своих рисунках  используют  средства выразительности для изображения животных. Однако, они часто копируют образец, не внося изменений в цвет, величину, композицию. Движения животных простые  и маловыразительные.  

Гипотеза:

Если мы создадим условия, то:

- у детей будут формироваться представления о средствах выразительности.

- дети научатся соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа животного.

- дети   смогут самостоятельно выбирать живописные средства.

- будет развиваться творчество детей, инициативность, индивидуальность.

Цель проекта: создать педагогические условия, способствующие освоению детьми старшего дошкольного возраста живописных средств художественной выразительности в рисовании животных, с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

Образовательные:

Научить детей  создавать свой неповторимый образ животных, используя различные техники рисования.

Развивающие: Развивать художественно-изобразительные способности детей: умение создавать художественно-выразительный образ, самостоятельно выбирать живописные средства, экспериментировать с ним при создании образа, использовать нетрадиционный изобразительный материал.

Воспитательные: Воспитывать желание добиваться хороших результатов.

Целевые ориентиры: Стимулировать детей к стремлению получения новых знаний.  Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения.

Ожидаемые результаты:

У детей будут формироваться представления о средствах выразительности.

Дети получат  возможность экспериментировать с цветом, линиями, изобразительным материалом. Это даст толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Повысится интерес к использованию полученных умений и  желание достигнуть хороших результатов.  Обогатится  и активизируется речь детей.  

 Продукт проекта: альбом  «Наши меньшие друзья»

Обеспечение проектной деятельности.

1.Методическое.

 - Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.

 - Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2.Материально-техническое.

Мультимедиа, нетрадиционные средства рисования: свечи, мятая бумага, поролон, ватные палочки, коктейльные трубочки.

 Методы проекта

Словесные: сравнение, анализ, рассматривание, обследование,    уточнение,    обсуждение, решение проблемных ситуаций.

Наглядные: рассматривание книжной графики, игрушек, показ способов рисования, презентация.

Практические:   поисковая деятельность, экспериментирование с материалом,   рисование, оформление альбома.

Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.        

                       

Реализация проекта:

Рассматривание иллюстраций. Презентация «Наши меньшие друзья»

Рисование  «Усатый, полосатый»

Задачи:

Образовательные: Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида домашнего животного с использованием опорного рисунка, схемы.

Развивающие: Овладевать техническими приемами рисования мятой бумагой и ватными палочками. Упражнять в экспериментировании с цветом, линиями, композицией.

Воспитательные: Воспитывать любовь к домашним животным.

Целевые ориентиры: самостоятельно выбирать выразительные средства.

Материал: 

Мультимедиа: говорящий кот, иллюстрации,  игра «составь портрет». Ватные палочки, мятая бумага.

Словарная работа: Совершенствовать грамматический строй речи. Использовать в речи прилагательные:

Кошка – пушистая, породистая, ласковая, ловкая, мягкая, цепкая, усатая, полосатая.

Рисование «Домашние животные»

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида животных: овца, коза, корова, поросенок.

Развивающие: упражнять в использовании опорного рисунка – схемы. Экспериментировать с разным положением частей тела для передачи движений животных, с нетрадиционными изобразительными средствами: мятая бумага, палочка – тычок,  полусухая кисть.

Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к животным.

Целевые ориентиры: Самостоятельно подбирать живописные средства.

Материал: мультимедиа (домашние животные), мятая бумага, палочка – тычок,  широкая кисть, гуашь, палитра.

Словарная работа: Совершенствовать грамматический строй речи. Использовать в речи прилагательные:

животное – пушистое,  ловкое, мягкое, цепкое, рогатое.

Рисование «Лесные жители»

Задачи:

Образовательные: расширять и закреплять представление детей о диких животных: повадках, образе жизни, внешнем виде.

Развивающие: Развивать  чувство фактурности и объемности. Расширять представления о выразительных возможностях нетрадиционных способов рисования: рисование поролоном, мятой бумагой, сухой кистью.

Воспитательные: воспитывать эстетически нравственное отношение к диким животным Бурятии.  

Целевые ориентиры: Развивать познавательные способности. Самостоятельно выбирать изобразительный материал.

Материал: мультимедиа (дикие животные), поролон, мятая бумага, сухая кисть, ватные палочки.

Словарная работа:

Рисование «Путешествие в Африку»

Задачи:

Образовательные: Учить отражать в рисунке характерные особенности внешнего вида жирафа, слона, верблюда, льва, а так же окружающей их природы. Познакомить с приемом раздувания краски, показать выразительные способности этого приема для рисования растительности.

Развивающие: Развивать композиционные умения – рисовать по всему листу, передавая пространственные отношения. Развивать вкус к познанию нового, исследованиям.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание добиться выразительности рисунка.

Целевые ориентиры: Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, способность вносить дополнения, соответствующие данной теме.

Материал: мультимедиа (животные жарких стран), гуашь, акварель, коктейльные трубочки, мятая бумага, поролон.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по саморазвитию .Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации.

Развитие мелкой мотрики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации....

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования

Особенности работы по развитию мелкой моторики при помощи нетрадиционных техник рисования в младшей группе. Планирование организованной обраовательной деятельности....

Образ природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Образ природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования....

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования

Статья на тему:"Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования"....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста группы «Ягодка» нетрадиционным приемам рисования «Веселые капельки».

Практическая значимость программыНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возника...

Методические материалы для педагогов "Дидактическая игра как средство создания выразительного образа в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".

Методические материалы для педагогов "Дидактическая игра как средство создания выразительного образа в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"....