Рабочая программа "Радуга красок"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Ситникова Татьяна Ивановна

Техника нетрадиционного рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_risovanie.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 109 «Петушок» г. Улан-Удэ комбинированного вида___

670042 г. Улан-Удэ, проспект Строителей, 16а т/факс 46-98-90; 46-97-65.

эл.адрес dcad109petuchok@mail.ru

                                                                                                         

        Утверждаю:_______________

                                                                                           Заведующий Е.Н.Холяева

ПРОГРАММА

«РАДУГА КРАСОК»

обучение детей технике нетрадиционного рисования

                     

                                                                          Программа рассмотрена и одобрена

                                                                                      на заседании педагогического совета

Воспитатель:                                                

  Ситникова Т.И.

                                                                Улан-Удэ, 2017

                                 

Содержание

  1. Содержание……………………………………………………………2
  2. Пояснительная записка……………………………………………...3
  3. Цели, задачи, методы ………..………………………………………4
  4. Тематический план занятий кружка………………………………5
  5. Методическое обеспечение программы………………………….10

                               

Пояснительная записка

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

                                 Э.Успенский

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само- выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
        Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
        С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

          ИЗО деятельность  проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Цель:   вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования  и желание действовать с ними.

Задачи: - формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования;

- способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям);

- развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов;

- помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;

- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемый результат работы кружка

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

                      Организационно-методическое обеспечение программы

Программа «Волшебный мир бумаги» рассчитана на 6 месяцев (младший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка  составляет 8 – 10 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, с ноября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий   15  минут.

Год обучения

Количество занятий \в год

Количество занятий в месяц

Количество детей в группе

Подготовительная группа

24

4

10

Тематический план занятий кружка «Радуга красок»

СЕНТЯБРЬ.

1.«Мой любимый дождик»(Коллективная работа. Рисование пальчиками).

Цель: Формировать умение создавать коллективное произведение в рисовании. Развивать умение с помощью рук формировать образное представление. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

2.«Веселые мухоморы»(Рисование пальчиками).

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

3. «Необычный компот»(оттиск отпечатками из яблок, пробкой)

Цель: Показать прием получения отпечатка яблоком, пробкой. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

4. «Рябиновая кисть»(Рисование пальчиками).

Цель: Учить детей рисовать ягоды с помощью пальчиков, расширять знания детей о ягодах, о цвете. Развивать у детей интерес к рисованию.

ОКТЯБРЬ.

1.«Ягоды на тарелочке»(оттиск отпечатками пробкой, рисование пальчиками).

Цель: упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.

2. «Картошка»(оттиск отпечатками из картофеля).

Цель: учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умениерисовать ватными палочками. Внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»).

3. «Божьи коровки на лужайке».(рисование пальчиками).

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.

4. «Осенний бал деревьев» (оттиск листа, коллективная работа)

Цель: учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение покрыватькраской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе.

НОЯБРЬ.

1. «Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?» (оттиск поролоном с использованием трафарета, печатками)

Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционнымихудожественными техниками; развивать цветовосприятие

2.«Светофор».(оттиск печаткой из картофеля)

Цель: продолжать знакомить с приемом печатания кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре, о последовательности цвета в изображении. Поддерживать интерес к рисованию. Учить пользоваться салфетками после рисования.

3.«Свитер для моих друзей». (рисование ватной палочкой, оттиск пробкой).

Цель: знакомить с техникой рисования ватной палочкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

4. «Краски осени»(оттиск смятой бумагой)

Цель: учить рисовать листву с помощью смятой бумаги, гуаши. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску.

ДЕКАБРЬ.

1.«Снежок порхает, кружится»(техника печатания поролоном, рисование пальчиками)

Цель: закрепление приемов печатания и рисования пальчиками, создание образного снегопада. Развивать чувства цвета и ритма.

2. «Елочка пушистая, нарядная»(тычок жесткой полусухой кистью)

Цель: учить заполнять контур елки способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о растениях. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

3. «Веселый снеговичок»(тычок с помощью жесткой полусухой кистью)

Цель: упражнять в технике тычка с помощью жесткой полусухой кисти. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

4. «Снегирь»(использование трафарета, пальчиковая живопись)

Цель: Учить изображать птицу – снегиря, используя трафарет; рябинку, используя пальчиковую живопись. Закреплять умение работать поролоновым тампоном.

ЯНВАРЬ.

1. «Мои рукавички» (оттиск печатками пробкой, рисование пальчиками)

Цель: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

2. «Звездное небо» (кристаллики соли)

Цель: учить изображать звезды, используя кристаллики соли.

3.«Дерево в инее» (техника рисования манкой)

Цель: учить изображать иней кончиком кисти на ветвях дерева, используя «манную краску».

4. «Морозко» (рисование ватной палочкой)

Цель: совершенствовать умение в художественных техниках рисования палочкой. Развивать воображение.

ФЕВРАЛЬ.

1. «Пушистый зайка»(тычок жесткой полусухой кистью)

Цель: совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

2. «Высоко летит ракета» (рисование свечой, кристаллики соли)

Цель: познакомить детей с техникой рисования свечой, кристалликами соли.

3. «Воробушек» (рисование крупами)

Цель:  познакомить детей с техникой рисования крупами)

4. «Цыпленок» (рисование поролоном с использованием трафарета)

Цель: упражнять в рисовании поролоновым тампоном,

Развивать умение дорисовывать детали с помощью фломастеров.

МАРТ.

1. «Плывет, плывет кораблик»(рисование парафином, аппликация)

Цель: учить изображать море с помощью парафина. Учить тонировать половину листа, изображать кораблик, используя технику аппликации.

2. «Мимоза для бабушки»(рисование поролоном)

Цель: Упражнять в рисовании поролоном. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.

3. «Ранняя весна»(рисование пальчиками, ватной палочкой)

Цель: закрепить умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком. Развивать чувство композиции.

4. «Ромашка для мамочки». (использование техники аппликации, рисование манкой, пшеном)

Цель: упражнять в технике аппликации, закреплять умение рисовать крупами.

АПРЕЛЬ.

1. «Одуванчики»(рисование жесткой полусухой кистью)

Цель: Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность.

2.«Золотая рыбка»(использование трафарета, поролона, ватной палочки)

Цель: учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Развивать умение дорисовывать детали с помощью печаток.

3.«Подсолнухи»(рисование ватными палочками)

Цель: учить рисовать подсолнух,  используя ватные палочки)

4.«Яйцо для курочки Рябы»  (рисование крупами: манкой, рисом, гречей, пшеном)

Цель: учить украшать яйцо с помощью круп.

МАЙ.

1. «Гусеницы в траве»(рисование пальчиками)

Цель: Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы, не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых.

2. «Цветочек радуется солнышку». (рисование в технике печатания пробками(лепестки и серединка цветка)

Цель: Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.

3. «Кот - Матроскин»(аппликация; рисование ватными палочками)

Цель: закрепить знание детей о геометрических фигурах; упражнять в составлении изображения из фигур; продолжать учить рисовать ватными палочками.

4. «Букет сирени»(рисование пальчиками)

Цель: совершенствовать технику пальчикового рисования. Развивать чувство композиции.

Педагогическая диагностика

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства рисования с целью проверки эффективности проведенной работы.

Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка  «Радуга красок» (вторая младшая группа, начало года)

Фамилия, имя ребѐнка

Знание основных базовых форм и умение  самостоятельно их прим

 Знание основных методов и приемов  техники  нетрадиционного рисования

Умение самостоятельно изготовить рисунок от начала и до конца

 Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат

Общее количество баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

6 – 5 баллов – высокий

4 – 3 баллов – средний

 2 – 0 баллов – низкий

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка  «Радуга красок» (вторая младшая группа, конец года)

Фамилия, имя ребѐнка

Знание основных базовых форм и умение  самостоятельно их прим

 Знание основных методов и приемов  техники  нетрадиционного рисования

Умение самостоятельно изготовить рисунок от начала и до конца

 Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат

Общее количество баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

                                   Методическое обеспечение программы:

1. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет»

3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»

4. Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000.

5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.

6. Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмэн, 2001.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / Художник А.А.Селиванов –Ярославль: Академия Холдинг, 2004.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы

Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...

Рабочая программа по изобразительной деятельности "Радуга красок"

Тип программы: Художественно - эстетическая Для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)Срок реализации программы 3 годаРуководитель: Педагог дополнительного образования    Бобырь Антонина Але...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"

Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...

Рабочая программа «Волшебный мир красок Красноярского края»

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет....

рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....

Рабочая программа кружка "Радуга красок"

Рабочая программа кружка нетрадиционных техник рисования "Радуга красок" для детей дошкольного возраста 4-7 лет....

Рабочая программа по нетрадиционному ИЗО "Радуга красок" для детей от 3 до 7 лет

Рабочая программа по нетрадиционному ИЗО "Радуга красок"...