"Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками выполнения изображений"
методическая разработка по рисованию на тему

Ташева Юлия Викторовна

В статье изложен материал по применению нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду. Воспитатель делает для себя выводы о нужности и важности использования их при работе с детьми, даёт краткое описание некотых новых техник, описывает наиболее понравившиеся детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

"Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками выполнения изображений"

    Выбранная мною тема статьи тесно связана с моей профессиональной деятельностью.  В ГБДОУ № 124, где я работаю, мною организован кружок «Радуга красок». С детьми я провожу занятия по рисованию, аппликации и лепки, используя нетрадиционные техники.  Эти занятия я всегда провожу с большим удовольствием, всегда стараюсь заинтересовать своих воспитанников. Например, недавно мы рисовали зимнее дерево зубной пастой. Сначала дети очень удивились, как это можно рисовать зубной пастой?! Затем активно включились в работу, с удовольствием рисовали снег на дереве. Так же очень нравится  ребятам рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками и т.д.

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

 Я понимаю, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого развития личности в целом.

Проблема развития художественно-эстетических способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений  по развитию различных психических процессов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались  А.В. Бакушинский, Д.Б.  Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко,  Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны   исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и др.

Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Наблюдения педагогической практики  показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавать ее.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: игре, на занятиях, в быту, труде, на праздниках и в развлечениях.

Целью эстетического воспитания является формирование творчески развитой личности, способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует активное участие в искусстве труда, в творчестве по законам природы.

Средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию. Она является самым интересным видом деятельности дошкольного возраста, она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Изобразительная деятельность - это важнейшее средство эстетического воспитания, которое имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

   Поставленные мною задачи:

1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;

2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в области создания изображения с помощью нетрадиционных техник;

3. Разработка путей развития творческих способностей в области рисования различными материалами;

4. Апробировать инновационные технологии развития художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования, лепки и аппликации.

 Объект исследования: педагогический процесс в дошкольном образовательном  учреждении.

 Предмет исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

   Цель исследования: показать возможности изобразительной деятельности для    эстетического воспитания дошкольников

     Объектом исследования выступают дети дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования, лепки и аппликации.

Гипотеза: занятия по рисованию, лепки, аппликации в нетрадиционной технике способствуют развитию специальных художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста, если:

1) организовать специальные занятия по выявлению художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в области рисования, аппликации, лепки;

2) диагностировать и развивать в процессе занятий художественно-творческие способности детей дошкольного возраста в области рисования, аппликации и лепки;

3) знакомить детей с особенностями рисования различными материалами.

Решению задач будут способствовать методы исследования:

1 – всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;

2- общенаучные: анализ, сравнение, синтез, обобщение;

3- частные: изучение продуктов деятельности, построение гипотезы, эксперимент.

Эксперимент проведен в ГБДОУ № 124 «Солнечные лучики» г. Санкт-Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сен...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ И СВЯЗЬ С ФГОС

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙНЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ И СВЯЗЬ С ФГОС. В  начале педагог знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя ...

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

Нетрадиционная техника выполнения изображения

Нетрадиционная техника выполнения изображения...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Формирование отзывчивости дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования

laquo;Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, потому что все упущен...