Особенности детского изобразительного творчества
консультация по рисованию на тему

Вахрушева Наталья Юрьевна

Способность  к  творчеству  является  специфической  особенностью  человека, которая  выделяет  его  из  мира  животных, дает  возможность  не  только  использовать  действительность, но  и  видоизменять  ее. Объективной  основой  художественного  творчества  является  изображение  реального  мира. Но  есть  и  субъективная  сторона – отношение  художника  к  изображаемому. Художник  не  просто  изучает  и  отражает  мир: в  образ  он  вкладывает  свои  эмоции, чувства, благодаря  чему  этот  образ  может  волновать  других  людей. Чем  богаче  опыт  художника, тем  многограннее  его  творчество. Условием, необходимым  для  творчества, является  овладение  навыками  в  данном  виде  искусства. Для  осуществления  творческих  замыслов  необходимо  также  трудолюбие. И. Е. Репин  писал: „И  при  гениальном  таланте  только  великие  труженики  могут  достичь  в  искусстве  абсолютного  совершенства  форм. Эта  скромная  потребность  к  труду  составляет  базу  всякого  гения. “  Творческий  процесс  у  каждого  художника  своеобразен. Это  неравномерный, иногда  длительный  путь  создания  образа. Можно  отметить  основные  этапы  этого  процесса. Первым  этапом  творчества  является  возникновение  идеи, замысла. Вначале  он  может  быть  неясным, требует  время  для  того, чтобы  он  уточнился. Это  вынашивание  замысла  является  вторым  этапом  творческой  деятельности. Третий  этап – реализация  замысла, в  процессе  которого  идет  дальнейшее  уточнение  и  разработка  содержания, воплощение  его  в  конкретные  формы. Заканчивается  творческий  процесс  появлением  художественного  образа. Таким  образом, художественное  творчество  представляет  собой  сложный  процесс  познания  и  образного  отражения  окружающей  действительности. Дети, знакомясь  с  окружающим  миром, пытаются  отразить  его  в  рисунках. В  старшем  дошкольном  возрасте  восприятие  приобретает  целенаправленный  характер. Большинство  их  основывается  на  зрительных  ощущениях, с  их  помощью  ребенок  может  воспринять  цвет, размер, форму. Но  опыт  у  ребенка  невелик, одно  зрение  не  может  дать  ему  полноты  восприятия, необходимо  в  восприятие  включать  осязание  и  другие  ощущения, помогающие  образованию  более  полного  представления. Учить  ребенка  видеть  мир – одна  из  задач  воспитателя. Это  значит  развивать  в  детях  наблюдательность, умение  сознавать  увиденное. Ребенок  5 – 6  лет  уже  пытается  выделить  особенности  предметов, анализировать, обобщать, делать  выводы. Но  детей  часто  привлекают  яркие, но  второстепенные  детали. Это  отражается  на  изображении  в  рисунках. Все  большую  роль  в  деятельности  детей  приобретает  воображение. Если  у  малышей  образы  воображения  неустойчивы, фрагментарны, то  с  возрастом  воображение  становится  богаче. Дети  могут  самостоятельно  продумывать  содержание  своей  работы, вводить  новые  образы. Большую  роль  играют  эмоции, которые  способствуют  пробуждению  интереса  к  рисованию, концентрация  внимания  и  чувств  ребенка  на  создаваемом  образе  усиливают  работу  воображения. Дошкольникам  доступно  овладение  изобразительными  умениями, навыками. В  2 – 3  года  ребенок  усваивает  навык  правильно  держать  карандаш  и  кисть, пользоваться  ими. К  6  годам  он  владеет  достаточным  запасом  навыков  и  может  использовать  их  сознательно, самостоятельно  выбирая  приемы  при  изображении  новых  предметов. Сначала  ребенок  познает  свойства  материала: карандаш  и  краски  оставляют  следы  на  бумаге. Затем  ребенок  воплощает  свои  представления  в  образах. Когда  он  понимает, что  оставленные  карандашом  следы  могут  что-то  обозначать  и  старается  нарисовать  какой-то  предмет, тогда  его  деятельность  приобретает  изобразительный  характер. У  ребенка  есть  замысел, цель, которые  он  стремится  осуществить. Таким  образом, первый  этап – возникновение  замысла – имеется  и  в  деятельности  ребенка. Чем  меньше  ребенок, тем  быстрее  он  приступает  к  выполнению  задуманного. Он  еще  не  может  предвидеть  результат  работы  и  ход  ее  выполнения. Поэтому  в  творчестве  детей  часты  случаи  изменения  содержания  работы  в  процессе  изображения. Старшие  дети  способны  к  некоторым  элементам продумывания  содержания. Они  могут  самостоятельно  решить, что  они  будут  рисовать, что  в  теме  является  главным, с  чего  надо  начать, как  расположить  изображаемый  предмет. В  процессе  работы  ребенок  реализует  этот  план, дополняя  его  в  соответствии  с  содержанием. Мы  видим, что  все  три  этапа  творческого  процесса  есть  и  в  деятельности  ребенка. Определение  детского  творчества  дала  Е. А. Флерина: „Детское  изобразительное  творчество  мы  понимаем  как  сознательное  отражение  ребенком  окружающей  действительности  в  рисунке…, которое  построено  на  работе  воображения, на  отображении  своих  наблюдений, а  так  же  впечатлений, полученных  им  через  слово, картинку  и  другие  виды  искусств. Ребенок  не  пассивно  копирует  окружающее, а  перерабатывает  его  в  связи  с  накопленным  опытом  и  отношением  к  изображаемому“.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detskogo_izobrazitelnogo_tvorchestva.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  детского  изобразительного  творчества

Способность  к  творчеству  является  специфической  особенностью  человека, которая  выделяет  его  из  мира  животных, дает  возможность  не  только  использовать  действительность, но  и  видоизменять  ее. Объективной  основой  художественного  творчества  является  изображение  реального  мира. Но  есть  и  субъективная  сторона – отношение  художника  к  изображаемому. Художник  не  просто  изучает  и  отражает  мир: в  образ  он  вкладывает  свои  эмоции, чувства, благодаря  чему  этот  образ  может  волновать  других  людей. Чем  богаче  опыт  художника, тем  многограннее  его  творчество. Условием, необходимым  для  творчества, является  овладение  навыками  в  данном  виде  искусства. Для  осуществления  творческих  замыслов  необходимо  также  трудолюбие. И. Е. Репин  писал: „И  при  гениальном  таланте  только  великие  труженики  могут  достичь  в  искусстве  абсолютного  совершенства  форм. Эта  скромная  потребность  к  труду  составляет  базу  всякого  гения. “  Творческий  процесс  у  каждого  художника  своеобразен. Это  неравномерный, иногда  длительный  путь  создания  образа. Можно  отметить  основные  этапы  этого  процесса. Первым  этапом  творчества  является  возникновение  идеи, замысла. Вначале  он  может  быть  неясным, требует  время  для  того, чтобы  он  уточнился. Это  вынашивание  замысла  является  вторым  этапом  творческой  деятельности. Третий  этап – реализация  замысла, в  процессе  которого  идет  дальнейшее  уточнение  и  разработка  содержания, воплощение  его  в  конкретные  формы. Заканчивается  творческий  процесс  появлением  художественного  образа. Таким  образом, художественное  творчество  представляет  собой  сложный  процесс  познания  и  образного  отражения  окружающей  действительности. Дети, знакомясь  с  окружающим  миром, пытаются  отразить  его  в  рисунках. В  старшем  дошкольном  возрасте  восприятие  приобретает  целенаправленный  характер. Большинство  их  основывается  на  зрительных  ощущениях, с  их  помощью  ребенок  может  воспринять  цвет, размер, форму. Но  опыт  у  ребенка  невелик, одно  зрение  не  может  дать  ему  полноты  восприятия, необходимо  в  восприятие  включать  осязание  и  другие  ощущения, помогающие  образованию  более  полного  представления. Учить  ребенка  видеть  мир – одна  из  задач  воспитателя. Это  значит  развивать  в  детях  наблюдательность, умение  сознавать  увиденное. Ребенок  5 – 6  лет  уже  пытается  выделить  особенности  предметов, анализировать, обобщать, делать  выводы. Но  детей  часто  привлекают  яркие, но  второстепенные  детали. Это  отражается  на  изображении  в  рисунках. Все  большую  роль  в  деятельности  детей  приобретает  воображение. Если  у  малышей  образы  воображения  неустойчивы, фрагментарны, то  с  возрастом  воображение  становится  богаче. Дети  могут  самостоятельно  продумывать  содержание  своей  работы, вводить  новые  образы. Большую  роль  играют  эмоции, которые  способствуют  пробуждению  интереса  к  рисованию, концентрация  внимания  и  чувств  ребенка  на  создаваемом  образе  усиливают  работу  воображения. Дошкольникам  доступно  овладение  изобразительными  умениями, навыками. В  2 – 3  года  ребенок  усваивает  навык  правильно  держать  карандаш  и  кисть, пользоваться  ими. К  6  годам  он  владеет  достаточным  запасом  навыков  и  может  использовать  их  сознательно, самостоятельно  выбирая  приемы  при  изображении  новых  предметов. Сначала  ребенок  познает  свойства  материала: карандаш  и  краски  оставляют  следы  на  бумаге. Затем  ребенок  воплощает  свои  представления  в  образах. Когда  он  понимает, что  оставленные  карандашом  следы  могут  что-то  обозначать  и  старается  нарисовать  какой-то  предмет, тогда  его  деятельность  приобретает  изобразительный  характер. У  ребенка  есть  замысел, цель, которые  он  стремится  осуществить. Таким  образом, первый  этап – возникновение  замысла – имеется  и  в  деятельности  ребенка. Чем  меньше  ребенок, тем  быстрее  он  приступает  к  выполнению  задуманного. Он  еще  не  может  предвидеть  результат  работы  и  ход  ее  выполнения. Поэтому  в  творчестве  детей  часты  случаи  изменения  содержания  работы  в  процессе  изображения. Старшие  дети  способны  к  некоторым  элементам продумывания  содержания. Они  могут  самостоятельно  решить, что  они  будут  рисовать, что  в  теме  является  главным, с  чего  надо  начать, как  расположить  изображаемый  предмет. В  процессе  работы  ребенок  реализует  этот  план, дополняя  его  в  соответствии  с  содержанием. Мы  видим, что  все  три  этапа  творческого  процесса  есть  и  в  деятельности  ребенка. Определение  детского  творчества  дала  Е. А. Флерина: „Детское  изобразительное  творчество  мы  понимаем  как  сознательное  отражение  ребенком  окружающей  действительности  в  рисунке…, которое  построено  на  работе  воображения, на  отображении  своих  наблюдений, а  так  же  впечатлений, полученных  им  через  слово, картинку  и  другие  виды  искусств. Ребенок  не  пассивно  копирует  окружающее, а  перерабатывает  его  в  связи  с  накопленным  опытом  и  отношением  к  изображаемому“.