Обучение дошкольников ПДД средствами художественной деятельности
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Заика Александра Анатольевна

Повышение эффективности обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияя средствами художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pdd.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация для педагогов ДОУ.

                                                Подготовила воспитатель Заика А.А. 2017 год

Повышение эффективности обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения средствами художественной деятельности.

Одним из основных условий обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения является я системный и комплексный подход к решению проблемы. Безусловно, что изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности.   Анализ современной методической литературы показал, что при обучении дошкольников ПДД наиболее  широко используются объяснительно – иллюстративные методы: это беседы, дидактические игры, рассказы, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов, иллюстраций.  Также много звучит рекомендаций   по обучению ребенка дорожной грамоте:  работу проводить в разных формах: театрализованной, музыкальной, игровой, так как игровая деятельность – это ведущая в жизни дошкольника.

Всем известно, что у детей дошкольного возраста очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют  в сознании детей нужные знания, так необходимые ему.  Поэтому работу по обучению дошкольников ПДД, осуществляемую на познавательных занятиях,  в беседах, рассказах из личного опыта и полученные при этом знания детей, рекомендуется закреплять в детской художественной  продуктивной деятельности. Ведь изобразительная деятельность- это прекрасное средство для развития творческих талантов и всех прочих способностей ребенка. Кроме того с помощью изобразительной деятельности дети легче познают окружающий мир, так как она является специфическим образным  познанием действительности.   А теоретические знания  дошкольников подкрепляются продуктивной деятельностью.   В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей,  дающее большой простор для проявления их творческой активности, развития наблюдательности, навыков культуры поведения на улицах и дороге.  Здесь же формируются навыки совместной работы, воображение, чувства сопереживания и эмпатии.   Известно, что большое значение в обучение детей ПДД имеет развитие произвольного внимания дошкольников. Для этого можно использовать выразительные средства композиции в рисунках, особое внимание уделять сравнению изображенного в картинке, иллюстрации и в детском рисунке с наблюдаемыми детьми предметами, объектами и явлениями окружающей действительности, установлению ассоциаций. Это поможет детям установить взаимосвязи между предметами и явлениями и их изображениями, уловить и осмыслить их взаимодействие, быстрее подойти к объективно-достоверному восприятию и отображению окружающего мира в рисунках и тем самым способствовать развитию произвольного внимания.

Как уже отмечалось, художественная деятельность – одна из самых эффективных при обучении детей правилам поведения на дороге. Дошкольники любят рисовать отдельные предметы и сюжеты по тематике дорожной безопасности. В процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования выясняется, что дети изображают, как они понимают значение отдельных предметов и явлений, которые видели на улице. Например, предложить детям нарисовать рисунки о том, что может мешать на улице обзору дороги. Предполагаемые рисунки детей «Девочка в капюшоне», «Пешеход с зонтом», «На улице дождь»,  и др. Каждый ребенок рассказывает сюжеты своих картинок, акцентируя внимание на предметах, которые могут мешать обзору дороги.

Следующий вид деятельности, который необходимо  использовать для обучения детей правилам дорожного движения - лепка. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, транспорт, деревья. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные, развивающие задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка, способствует развитию таких свойств внимания как переключаемость, очень важного свойства при обучении детей правильному поведению на дороге.

В процессе аппликации и конструирования дети знакомятся  с простыми и сложными формами различных предметов, частями  и силуэтами,  которые они вырезают  и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли, воображения и внимания, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета, и приучают детей к плановой организации работы (что также является одной из составляющих произвольного внимания). Последовательное прикрепление частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана) требует концентрации внимания, способствует развитию распределения, устойчивости.

Дети лепят, изготавливают  из коробок и картона: дома, киоски, автомобили, деревья, Фигурки регулировщика - инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС) и  Госавтоинспекции, пешеходов, водителей, пассажиров и т.д. В процессе таких занятий у дошкольников развиваются воображение, логическое мышления, память другие познавательные процессы, а также чувства и эмоции. При рисовании, лепки из пластилина, конструировании, изготовлении аппликаций у детей развиваются двигательные навыки, мелкая моторика рук.

Наиболее актуальным методом изучения ПДД можно считать  метод интеграции 2х видов деятельности: художественно- творческой и игровой. Процесс запоминания правил ПДД наиболее эффективен, если ребенок в игре будет использовать предмет, поделку, изготовленный своими руками, если к тому же, процесс изготовления поделки ребенку очень интересен. Использование художественно – творческой  и игровой деятельности помогает детям: - побуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по теме.

 Например, на занятиях  по конструированию - темы: «Дома высотные», «Автобусная остановка», «Автобус», «Светофор» и т.д. А в  процессе аппликации эти поделки  уже украшают и дополняют деталями.  Эти поделки используют в сюжетно – ролевых играх в группе и на улице. В свободное время с детьми  можно изготовить светофор, дорожные знаки демонстрационные и маленькие для настольного уголка дорожного движения. В процессе всей этой работы настраивать детей на восприятие и усвоение дорожной азбуки. Кроме этого у детей в процессе работы закреплять  и систематизировать многие понятия: левая и правая стороны, перекресток, островок безопасности и т.д.

Пример. Интеграция: ОД Лепка «Светофор», игровая деятельность- с/р игра «Машины едут по улицам города». Или ОД:  Аппликация «Эмблема- легковой и грузовой автомобиль», игровая деятельность- на улице с/р игра «Проезжая часть и тротуар»и п/игра «Гараж и автомобили».

Лучше всего дети запоминают зрительные образы, выполненные в ярких цветах. Поэтому важнейшим условием обучения детей правилам дорожного движения в процессе продуктивной деятельности является комплексное и системное использование методов и приемов.   Основными, используемыми в работе с детьми, являются  следующие методы:

1. Наглядный.2. Словесный. З. Практический. 4. Творческо-поисковый.

Непременным условием  организованной художественно-творческой деятельности  является  атмосфера творчества, доверительного общения, сотрудничества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников грамоте средствами инновационных педагогических технологий

Консультация для педагогов и родителей по обучению дошкольников грамоте средствами инновационных педагогических технологий...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «КРЕПОСТЬ САМАРА»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

Самообразованию воспитателя на тему: «Педагогическое сопровождение приобщения дошкольников к народной культуре средствами художественной деятельности».

Раскрыть теоретические основы использования наследия художественной деятельности в теории отечественного дошкольного образования....

Формирование связной речи дошкольников по средствам художественной литературы

Одна из самых важных задач обучения дошкольников- развитие связной речи....

«Нравственное воспитание старших дошкольников по средствам художественной литературы».

Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое...

«Формирование готовности дошкольников к обучению в школе средствами конструктивной деятельности"

Для детей старшего дошкольного  возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архите...

ОТЧЁТ по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности» за 2019-2020 уч. год

ОТЧЁТпо самообразованиюна тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности»за  2019-2020 уч. год...