План профессионального роста по теме: «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» на 2017 - 2021 учебный год
методическая разработка по теме

Зима Наталья Николаевна

План профессионального роста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_zima_n.n.docx44.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА-САД

План профессионального роста по теме:

«Пластилинография - как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

на 2017 - 2021 учебный год

Педагог дополнительного образования:

Зима Н.Н.

г. Ханты-Мансийск

 2017

Актуальность:

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Цель: 

Обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Развитие у детей художественно-творческих способностей при помощи пластилинографии. Развитие мелкой моторики рук обучающихся.

Задачи:

  • Изучить учебно-методическую литературу с целью самообразования;

     ​ Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

     ​ Освоить разные способы и приемы работы с пластилином.

     ​ Воспитывать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать композиции)

     ​ Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира и учить передавать посредством пластилинографии объекты живой и неживой природы.

     ​ Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.

     ​ Научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы по пластилинографии.

Прогнозируемы результаты:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические  представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей  воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка  развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на  пальчики. У детей развивается  пинцетное  хватание,  т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно  осуществлять движения  во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

 

Этапы работы:

I этап. Теоретический. (2017-2018учебный год)

Цель: накопление теоретического и практического материала .

Задачи:

1. Изучение и систематизация научно-методического материала по теме.

2. Ознакомление педагогов и родителей  по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

II этап. Практический. (2018-2020 учебный год)

Цель: работа с детьми в технике «пластилинография»

Задачи:

1. Разработка памяток и брошюр для педагогов  и родителей.

III этап. Итоговый. (2020-2021 учебный год)

Цель: выставка детских поделок в технике «пластилинография»

Задачи:

1. Систематизация накопленного материала.

2. Подведение итогов работы, анализ результатов.

Изучение психолого-педагогической литературы

 п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где и когда заслушивался отчет

1

Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

Сентябрь-март 2017-2018г.

Определить цель и задачи работы по теме самообразовани, составить план самообразования

Методический день

2

Разработка презентаций

Май 2018г.

Мастер-класс для родителей воспитанников

Методический день

Разработка программно-методического обеспечения воспитательно -образовательного процесса

 п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где и когда заслушивался отчет

2

Разработка перспективного планирования групповых занятий

Сентябрь 2018г.

Перспективный план

Методический кабинет ДОУ

3

Разработка памяток и брошюр для педагогов  и родителей

Октябрь 2018г.

Памятки, брошюры

Методический день

4

Оформление картотеки игр по ХЭР дошкольников

Ноябрь 2018г.

Картотека

Методический день

Участие в системе методической работы детского сада

 п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где и когда заслушивался отчет

1

Семинар-практикум для воспитателей: «Художественно-эстетическое воспитание в детском саду».

Сентябрь

2017 г.,

2018 г.

Просмотр деятельности педагогов

Методический день

2

Консультация для педагогов

«Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии»

Январь 2019 г.

Презентация

Методический день

Взаимодействие с родителями воспитанников

 п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где и когда заслушивался отчет

1

Наглядная информация для родителей:

 оформление родительских уголков по теме «Развитие у детей мелкой моторики рук»

Сентябрь

2019 г.-

май

2019 г.

(раз в квартал)

Папки –передвижки, буклеты.

Методический день

2

Консультации: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»,

 «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»,

«Художественно-эстетическое развитие в жизни вашей семьи»,

«Игры художественно-эстетического содержания».

Сентябрь 2019 г.-

май

2020 г.

Памятки, консультации

Методический день

4

Разработка презентаций

Май 2018г.

Мастер-класс для родителей воспитанников

Методический день

Обучение на курсах, семинарах,

 посещение  городских методических объединений

в системе повышения квалификации вне детского сада

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где и когда заслушивался отчет

1

Периодическое посещение  открытых мероприятий в ДОУ города

Сентябрь

2017 г.-

май

2020 г.

Консультации для педагогов

Методический день

2

Исследование литературы

по теме самообразования, знакомство с опытом работы коллег на профессиональных педагогических форумах, посещение электронных библиотек и других ресурсов

Сентябрь

2017 г.-

май

2020 г.

Консультации для педагогов, выпуск буклетов

Методический день

3

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

2017г-2020г.

                           

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2003.

2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.

3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.

4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006.

5 .Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,1999.

6. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и  

    упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.

7. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.

8. Курнышева Л.Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца»).

9. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека -   Статья из газеты “Разумный замысел “5 - www.origins.org.ua

10.Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М.:Теревинф, 2006.

11.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144

12.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Рассия, 1979. – С. 192

13.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Старший возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2018

14.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.

15.Под редакцией Серебрякова Н.В.Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008

16. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984,  1

17.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и  Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru

18.Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» -  www. maminsite.ru

19.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -         СПб.: Хардфорд,1996

20.Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.

21. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.

22.Янушко Е.А.Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик – Синтез,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию мелкой моторики рук "Озорные пальчики" для детей старшего дошкольного возраста

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийНа всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда...

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Влияние пластилинографии ра развитие мелкой моторики кисти рук и творческих способностей  у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии

Цель: развивать мелкую моторику через нетрадиционны техники лепки – пластилинографию.Задачи достижения поставленной цели:Изучить практический опыт работы педагогов детских садов.Выявить уро...

Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Как показывает практика, приблизительно 70% детей сталкиваются с проблемой  -  не достаточно развитым уровнем мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики ...