Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
методическая разработка по рисованию
Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-2023g_plan_po_samoobrazovaniyu_zima_nn.docx | 81.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы:
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно-эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
- Внимания и усидчивости.
- Мышления.
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира.
- Расширять кругозор детей.
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно-образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2022 – 2023 уч. год.
Старшая группа.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Компот из ягод» | Рисование пальцами | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки. иллюстрации. |
2. | «Огуречик, огуречик» | Рисование руками | Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. | Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» | |||
Работа педагога | Подбор и изучение литературы по теме. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Крошки-осьминожки» | Рисование ладошками | Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки. |
2. | «Петушок» | Рисование ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение. выразительности. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» | |||
Работа педагога | Изучение литературы по теме. Организация и обогащение предметно-развивающей среды для реализации творческих способностей детей |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Волшебный лес» | Печать листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
2. | «Деревья с разноцветными листьями» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Изучение литературы по теме. Разработка конспектов ООД с элементами нетрадиционных техник рисования. |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Чудо- узор» | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь. |
2. | «Укрась рукавицу» по замыслу | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. | Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | Изучение литературы по теме. Разработка картотеки игр для развития креативного мышления у дошкольников. |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Моя любимая игрушка» | Рисование мыльной пеной. | Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. | Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
2. | «Зимний лес» | Монотипия | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. | Краски, кисточка, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Создание картотеки нетрадиционных техник рисования для детей 5-6 лет |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Подарок для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета. |
2. | «Салют» | Набрызг | Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой. | Старые зубные щетки, гуашь, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» | |||
Работа педагога | Мастер-класс для педагогов «Рисуем на мятой бумаге» |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный. |
2. | «Весенние цветы» | Разные | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Консультация для воспитателей по нетрадиционным техникам рисования «Рисование с детьми 5-7 лет методом тычка» |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Ежики на опушке» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи. |
2. | «Кошечка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Публикации на сайтах разработок, мероприятий, творческих и практических работ. Изучение литературы по теме. |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Одуванчики» | Рисование ватными палочками | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. | Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки. |
1. | «Веточка сирени» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Самоанализ плана самообразования. Написание отчёта о проделанной работе за учебный год. Курсы КПК. |
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2022 – 2023 уч. год.
Подготовительная группа.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Осенний ковер» | Печать листьями | Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации. |
2. | «Веточка рябины» | Рисование пальчиками, печать листьями. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) | Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Подбор и изучение литературы по теме. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Написание плана работы на год. |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Грибы на опушке | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. | Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции. Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. | Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов. |
2. | «Что созрело в огороде» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию» | |||
Работа педагога | Организация и обогащение предметно-развивающей среды для реализации творческих способностей детей. |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Дымковская игрушка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками. | Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции. | Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации. |
2. | «Мое любимое дерево в разное время года» | Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Разработка конспектов ООД с элементами нетрадиционных техник рисования. |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Домашнее животное – собака» | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. | Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации. |
2. | «Сказочный лес» | Рисование солью. | Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Альбомная бумага, клей ПВА, соль. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Что означают рисунки детей» | |||
Работа педагога | Мастер-класс для воспитателей «Морозные узоры» работа с трафаретами. |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Зимний лес» | Рисование восковыми мелками, свечой. | Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. | Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски. |
2. | «Волшебный аквариум»» | Печать по трафарету, пальцами, листьями. | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции. | Краски, листья, трафареты, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Создание картотеки нетрадиционных техник рисования для детей 6-7 лет. |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Сюрприз для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета, трафареты. |
2. | «Разноцветные шары» | Рисование мыльной пеной | Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. | Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
Работа с родителями | Мастер-класс «Рисование нетрадиционными техниками» | |||
Работа педагога | Публикации на сайтах разработок, мероприятий, творческих и практических работ. |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Букет незабудок для мамы» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки. |
2. | «Какого цвета весна» | Кляксография | Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. | Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 5-7 лет методом тычка» |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Веселые матрешки» | Граттаж. | Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки. |
2. | «Море» | Граттаж. | Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. | Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски» | |||
Работа педагога | Открытое занятие с использованием в работе с детьми нетрадиционной техники рисования. |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Цветочная поляна» | Печатки из пластилина | Познакомить с техникой печать пластилином. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин. |
2. | «Нарисуй, что хочешь» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие. | Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа педагога | Самоанализ плана самообразования. Написание отчёта о проделанной работе за учебный год. |
Литература по теме:
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 5-7 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008г.
2. «Воспитатель» - №5 2009 г.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
4. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2007 г.
5. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
6. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
7. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 5-7 лет» - М-С 2011 г.
8. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
9. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
10. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
11. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
12. Одинокова Г. Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.
13. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008.
14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004
16. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....
КУРСОВАЯ РАБОТА "Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Цель исследования: теоретически обосновать проблему изобразительного творчества и разработать методические рекомендации по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредст...
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....