Главные вкладки

    Методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему:
    Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

    Шамеева Надежда Юрьевна

    -Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального

     мастерства и компетентности.

    -Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на

     развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_shameeva_17-_18_god.docx53.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад комбинированного вида № 167»                                                                                      Ленинского района г. Саратова

     

                                                                   

    Самообразование на тему:

    «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    В старшей группе №5

    «Жемчужинка»

    на 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                            Воспитатель:                                                            

                                                                                                            Шамеева Н.Ю.

    Саратов 2017

    План работы по самообразованию
    Воспитатель:  Шамеева Надежда Юрьевна, группа №5 МДОУ д\с № 167

    Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Цель:

    -Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального

     мастерства и компетентности.

    -Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на

     развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования.

    Задачи:  

    -Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и

     технологий по теме.

    -Выявить особенности развития творческих способностей детей.

    -Способствовать развитию интереса к нетрадиционной технике рисования.

    -Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.

    -Освоить разные способы и приемы работы.

    Актуальность выбранной темы:

             Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится

    сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих

    в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требованиями

    к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    одним из направлений содержания образовательной области «Художественное

    творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к

    эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности

    детей в самовыражении явления- развитие детского творчества.

           Творчество - это универсальное средство развития индивидуальности, которое

    обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.

    Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских

    образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание

    нетрадиционной изобразительной деятельности.

          Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но

    учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,

    для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной

    информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.

    В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя.

    Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.

     В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

    Один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной  деятельности -пластилинография. Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей.

    Содержание тематики строится на знакомстве детей с основами изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.

    Работу по формированию навыков по нетрадиционной технике рисования проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определенные задачи.

    1 Подготовительный:

    Освоить приемы рисования, разными способами, с помощью различных материалов; научиться работать на ограниченном пространстве.

    2. Основной:

    Научиться не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.

    3. Итоговый:

    Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.

    Материалы и инструменты, необходимые для работы:

    1. Бумага разного формата и цвета.

     2. Акварельные краски.

     3. Гуашь.

     4. Восковые мелки.

     5. Трубочки для коктейля.

     6. Ванночки с поролоном.

     7. Баночки для воды.

     8. Кисти круглые и плоские разного размера.

     9. Салфетки.

     10. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

     11. Клей ПВА.

     12. Аптечный парафин или восковые свечи.

    Возраст: 5-6 лет.

    Ожидаемые результаты:

    К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы и  нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

    Формы подведения итогов: оформление папки для родителей, выставки рисунков детей.      

    Список используемой литературы:

    1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, 2002 г.

    2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009

    3.Григорьева Г.Г.   «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»

       Москва 2000 г.

    4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

    5.Давыдова Г. Н. Пластилинография.- Москва, 2008 г.

    6.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – Москва: Творческий центр

            « Сфера», 2001 г.

    7.Заика Е.В.  Комплекс игр для развития воображения. 1993 г. №2.

    8.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество Ф.Г.О.С.»

    Раздел плана

    Сроки

    Форма работы

    Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

     Изучение методической литературы

    Сентябрь – май  2017 - 2018  

    Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

    Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов).

    Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей.

    Познакомится с интернет-ресурсами, пособиям Г.Н.Давыдовой .

    Создание копилки занятий в электронной форме.

    Изучить ФГОС (раздел инклюзивное образование и целевые ориентиры ребенка-дошкольника)

    Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования.

     Сентябрь - «Осень на опушке краски разбросала»

    Октябрь –  «Танцующие листья»

    Ноябрь – «Ваза для мамы»

    Декабрь – «Морозный узор»

    Январь –«Новогодняя елочка»

    Февраль – «Кораблик для папы»

    Март –«Матрешки»

    Апрель-«Звездный коллаж»

    Май- «Праздничный салют над городом»

     

    Работа с детьми  

     

     Работа с родителями

     Сентябрь – май 2017 – 2018 г.

       

    Октябрь, апрель

    2018 г

     Дидактические игры, подвижные игры, русские народные подвижные игры; продуктивная деятельность.

    Подведение итогов.

    Оформление результатов работы.

     консультации

     

     Показ детских работ.

    Консультации для родителей «Волшебная акварель»;

    «Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

    Учебный год

    Содержание работы

    Сроки выполнения

    Результат

    2017/2018

    Изучение метод. литературы

    09.2017; 05.2018

     Консультация для родителей «Волшебная акварель».

    КОНСЛЬТАЦИЯ: «Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования».

    Работа с детьми

    09.2017; 05.2018

    Изготовление наглядно – методических пособий; конспекты НОД. Разработка перспективного плана.

    Работа с родителями

    10.2017; 04.2018

    Организация выставок.

    Индивидуальный план по самообразованию
    Воспитатель:  Шамеева Надежда Юрьевна, группа №5 МДОУ д\с № 167

    Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Цель: 

    1. Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

    2.  Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников

    Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

    наглядности;

    доступности;

    последовательности и постепенности;

    активности;

    систематичности;

    научности и достоверности;

    сознательности.

    Задачи:  

    - Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.

     -Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

     Начало работы по теме .

    Сентябрь 2017 окончание май 2018      

    Список используемой литературы:

    1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, 2002 г.

    2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009

    3.Григорьева Г.Г.   «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»

       Москва 2000 г.

    4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

    5.Давыдова Г. Н. Пластилинография.- Москва, 2008 г.

    6.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – Москва: Творческий центр

            « Сфера», 2001 г.

    7.Заика Е.В.  Комплекс игр для развития воображения. 1993 г. №2.

    8.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество Ф.Г.О.С.»

    Форма работы с детьми.

    Групповая.

     Работа педагога:

    - Подбор литературы.

    - Разработка плана.

    - Создание предметно развивающей среды в группе.

    - Знакомство с передовым педагогическим опытом.

    -Посещение Н.О.Д. воспитателей, специалистов Д.О.У.

    -Посещение педсоветов, методических объединений, семинаров, конференций.

    -Изучение статей, журналов. «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».

    - Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

    - Творческое сотрудничество со старшим воспитателем и воспитателями ДОУ.

     

    Практический выход:

     Консультации  и выставки для родителей.

    Создание предметно развивающей среды.

    Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях.

    Предполагаемый результат. 

    -У детей стойкий интерес  к нетрадиционной технике рисования, как во время НОД, так и в свободное время.

    -К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию.

    -Используют разнообразные изобразительные материалы и  нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др

    -Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.

    -Радуются полученному результату.

    -Повысился уровень развития мелкой моторики рук.

    -Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

    Дети научатся.

    -Аккуратности в работе.

    -Бережному отношению к продукту труда.

    - Трудолюбию и старанию.

    - Эстетическому вкусу, любови к прекрасному.

    -Формировать устойчивый интерес к рисованию.

    -Навыкам сотрудничества.

                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                     И.о.заведующего МДОУ

                                                                                                                                       «Детский сад комбинированного

                                                                                                                                         вида №167»

                                                                                                                                          _______Н.В. Шамина

                                                                                                                                         «_____»__________2017г.

    Перспективный план по

    «Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

                                                       Работа с детьми

    В старшей группе №5

    «Жемчужинка»

    На 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                         

                                                                                                     

                                                                                                             Воспитатель:

    Шамеева Н.Ю.                         

                                                                                           Саратов 2017

                                      Перспективный план по самообразованию.

    Тема

    Месяц

    Задачи

    Цель. Развитие творческих способностей детей средствами различных видов рисования.

    Печать листьев

    «Осень на опушке краски разводила»

    Сентябрь

    Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники-печатью, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

    «Танцующие листья»

    Октябрь

    Закрепить знания о пейзаже, как о жанре живописи. Формировать умение детей создавать образы в нетрадиционной изобразительной технике- пластилинографии, прямой, многослойной, модульной). Продолжать учить использовать возможности стеки для придания объекту завершенности и выразительности.

    «Ваза для мамы»

    Ноябрь

    Познакомить детей с разной техникой рисования: вазу и цветы – с помощью трафарета и набрызга, а стебли и листочки цветов – кистью.

    Формировать умение сочетать разную технику рисования. Развивать чувства цвета, композиции. Способствовать развитию стремления радовать своих близких.

    Фотокопия – рисование свечой

    «Морозный узор»

    Декабрь

    Наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время.

         1. Загадки, стихотворение Д. Чуяко     «Волшебник», отрывок из стихотворения М. Пожарова «Заклинания Зимы».

         2. Продумать      содержание будущего узора, выполнить рисунок при помощи свечи, готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской.

          3. Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры; стихотворение Н. Френкель «На стекле морозный иней».

    Добиваться реализации выразительного яркого образа с опорой на жизненный опыт детей, развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения- фотокопия – рисование свечой.

    Пластилинография

    «Новогодняя елочка»

    Январь

    1.        Словесная игра (стихи Е. Благининой); стихотворение Раиса Кудашова «Елка», пальчиковая игра «На елке».

    2.        Рассказать об этапах изготовления.

    3.        Выставка работ; В. Шипунова «Маленькая елочка».

     Расширить представления детей о новогодней елке, развивать умение передавать свои наблюдения за природой в художественно-изобразительной деятельности.

    Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию, воспитывать бережное отношение к природе.

    «Кораблик для папы»

    Февраль

    Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Воспитывать самостоятельность, инициативу.

    «Матрешки»

    Март

    Развивать умение отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике. Воспитывать интерес к народной игрушке.

     «Звездный коллаж»

    Апрель

    Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в нетрадиционной технике. Формировать умение использовать знакомые виды, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей.

    Проступающий рисунок

    «Праздничный салют над городом»

    Май

    Продолжать знакомить детей с различными видами нетрадиционной техники рисования.. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам В.О.В.

    Предварительная работа: беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату».

    1. Чтение стихотворений Т. Белозерова «День Победы», М. Владимов «Еще тогда нас не было на свете…», физкультминутка «Салют»
    2. Проступающий рисунок «Праздничный салют»; чтение стихотворения «Салют»; разминка для пальцев рук во время работы «Вокруг все было тихо» О. Высотская.

    Стихотворение Н. Найденовой «Пусть будет мир».

                                                                                                     И.о.заведующего МДОУ

                                                                                                                                       «Детский сад комбинированного

                                                                                                                                         вида №167»

                                                                                                                                          _______Н.В. Шамина

                                                                                                                                         «_____»__________2017г.

    .

                                                                         

    Работа с родителями

    В старшей группе №5

    «Жемчужинка»

    На 2017– 2018 учебный год

     

                                       

                           

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                            Шамеева Н.Ю.           Саратов 2017

    Тема

    Месяц

    Задачи

    Волшебная акварель или занимательное рисование…

    Октябрь 2017

    Как развить мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию.

    Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Апрель 2018

    Развивать  мелкую  моторику  пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, эта деятельность благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МБДОУ детский сад №4 «Солнышко» п. Пограничный Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Яфанкина Т.А. ( с 2013-2015 учебный период)

    Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)

    «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...

    План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

    План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

    Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

    Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с детьми 3-4 лет» .

    отчет работы с детьми, родителями, педагогами по теме«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с...