Теория и методика развития детского изобразительного творчества
статья по рисованию на тему

Воложанина Наталья Юрьевна

Сущность, своеобразие и закономерности развития изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_razvitiya_izo_tvorchestva.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и методика развития

детского изобразительного творчества

(статья)

Подготовила:

        Воложанина Н.Ю.

Теория и методика развития

детского изобразительного творчества

 «Сущность, своеобразие и закономерности развития изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

Возраст

Характеристика развития изодеятельности

от года до полутора

Ребенок не испытывает потребности рисовать. Без взрослого ребенок не может овладеть специфическими способами использования изобразительного материала. Это происходит в совместной со взрослым предметной деятельности, мотивом которой для ребенка являются изобразительный материал и способ его употребления.

Ребенок способен заметить факт использования изобразительных материалов и самое общее предназначение этих предметов, но не дает возможности ребенку вычленить способ действия.

Последовательность освоения предметного действия: от совместного к частному, затем действие выполняется на основе показа, а потом самостоятельно только по речевому указанию.

1,2 мес.

Ребенок способен удерживать карандаш в трех пальцах на уровне совместно-раздельного действия.

Ребенок может не замечать, какое получилось изображение. Его привлекают материал, процесс действия с ним, ритмичные движения.

Движения еще хаотичны, неорганизованны. Малыш не может регулировать силу нажима на карандаш. Движения становятся более организованными при многократном повторении движений. Закладываются первые элементы зрительно-двигательной еоординации. 

1,6 мес.

Совершенствуются движения, отдельные линии закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. «Период каракуль». Возникает ассоциативный образ. Развивается умение читать изображения – картинки, рисунки взрослых.

1,6-2 года

Научается вкладывать содержание в свои каракули. Ребенок начинает понимать смысл изобразительной деятельности.

Обыгрывание рисунка развивает воображение. Найденное содержание в собственных «рисунках» становится главным стимулом его самостоятельных действий с изобразительным материалом.

Объективного сходства каракулей с изображаемым предметом чаще нет. Сходство определено по форме, цвету, массеЮ по ритму движений. Иногда ощущение сходства вызывается траекторией движения.

Ребенок начинает понимать изобразительный характер своей деятельности, появляется цель, поставленная им самим. Сказанное вслух: «Еще нарисую…» свидетельствует о появлении мотива собственно изобразительной деятельности. Заканчивается «доизобразительный период».

от 2 до 3 лет

Ребенок начинает проявлять интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах в рисунке;

Ребенок видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки;

Ребенок умеет пользоваться изобразительным материалом;

Выполняет изобразительные действия: рисует линии, штрихи, пятна.

Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

от 3 до 7 лет

Ведущим мотивом становится интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребенок пытается изображать.

Содержанием мотивов изобразительной деятельности являются следующее:

  1. Мир предметов и действий с ними;
  2. Человек, его действия и взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми;
  3. Событие, волнующее ребенка, развитие которого он представляет в рисунке и лепке.

В рисунке, лепке ребенок прибегает к игровым способам действия, когда он не осознает необходимости изобразительного воплощения образа или не считает его главным. У ребенка может отсутствовать специфический мотив изобразительной деятельности: стремление воздействовать на других своим художественным образом через художественную форму и средства, которые применил художник.

Изобразительные действия ребенка не успевают за бастроразвивающимся замыслом. Возникает противоречие между выразительной и изобразительной тенденцией рисунка.

У дошкольника формируются и специфические мотивы изодеятельности, стимулирующие внимание к продуктивной стороне деятельности. Ребенок понимает зависимость восприятия его рисунка другими людьми от качества изображения.

старший дошкольный возраст

Восприятие становится более полным, более точным, более аналитическим.

К семи годам ребенок овладевает целостным способом обследования (порядком, структурой), специфическим для изобразительной деятельности.

Ребенок учится придумывать содержание рисунка (лепки), определять материал, приемы, последовательность изображения. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию.

Ребенок овладевает изобразительными действиями (осваивает комплекс знаний, умений и навыков).

Дошкольник овладевает техническими умениями и навыками.

Ребенок учится действиям контроля и оценки. Ребенок к старшему дошкольному возрасту знает, за что надо оценивать художественную работу свою и товарищей и как это делать.

Методы обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.

1. На основе теоретического материала и используя опыт работы, составить план наблюдения.

        Наблюдение за зайчиком – игрушка (средняя группа).

Цель: восприятие тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

1) Художественное слово (стихотворение, загадка).

 Сюрпризный момент – появление игрушки после отгадывания загадки. (Эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности; Воздействие на чувства детей, эмоции для побуждения к активному действию, проявлению себя в изодеятельности).

2) Аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств объекта с целью формирования изобразительного представления.

3) Вопросы, активирующие познавательную деятельность детей. (Вопросы  не только репродуктивного, но и поискового характера).

        В процессе ответов на вопросы, дети выделяют и называют части тела (сначала самую крупную – туловище, определяют форму и размер). Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть (голову) и выясняют положение, форму и величину её по отношению к основной. Таким образом выделяются все достаточно крупные части. Затем обращается внимание на детали. Особенности формы, строения, цвета дети объясняют функциональным назначением, условиями жизни животного.

        При наблюдении следует использовать разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное.

        Последний этап – целостное эмоциональное восприятие игрушки, как бы объединяющее представления в целостный образ.

Репродуктивные методы.

        Объяснительно-иллюстративный метод предпологает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а это не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Собственно репродуктивный дает возможность сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки путем действий по предложенному образцу.

        Например, педагог предлагает рассмотреть иллюстрации (фото) различных пород деревьев. Отмечает признаки сходства и различия и дает образцы рисования.

        Репродуктивно-вариативный метод позволяет сформировать обобщенные знания, способы деятельности (навыки и умения), а значит способность использовать их оперативно в разных условиях.

        Например, выполняя задание «Веселая и грустная осень», ребенок упражняется в рисовании тех же деревьев, но в разных условиях.

        И так,  при репродуктивных способах (методах) дети усваивают готовые знания и воспроизводят (репродуктируют) уже известные способы рисования.

Продуктивные методы.

        В качестве варианта частично-поискового (эвристического) метода можно рассмотреть дробление большой задачи на серию мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых.

        Например, «Как мы следы осени искали». Это задание развивает умение по-разному смотреть на одно и тоже явление или событие. Детям предлагается нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему («Осень»). Раскрывая её, дети рисуют деревья с пожелтевшими листьями, детей, идущих в школу, улетающих птиц, машины, убирающие урожай на полях.

Исследовательский метод может применяться тогда, когда детям предлагается выполнить творческое задание.

        Например, дается задание обследовать территорию д.сада с целью обнаружения первых молодых зеленых «веселых» травинок и «грустных», слабых травиной, с трудом пробивающихся из-под опавшей листвы, сухой кояги и камня.

        Предложить изобразить счастливую травинку, растущую на открытом солнечном месте и несчастную, живущую в тени.

        Наблюдения (в процессе исследовательской деятельности) способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его части, описывать предметы. У детей возникает эмоциональная отзывчивость на красоту природы и как следствие, желание изобразить увиденное.

 «Рисование в дошкольном возрасте».

1. Составить перспективный план педагогической работы по ознакомлению с народным промыслом и обучению декоративному рисованию.

Старшая группа.

Занятие 1. Знакомство с исскуством – народная игрушка; (Дымка).

Программные задачи: Дать детям целостное представление о дымковской игрушке как об одной из форм народного декоративного исскуства; Учить выделять элементы росписи, её колоритные мотивы и композицию узора на изделиях; Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования знаний об особенностях дымковской росписи; Развивать эстетический вкус.

Занятие 2. «Дорожка для Барыни»

Программные задачи: Учить выделять элементы росписи, её колорит; Учить ритмично повторять один и тот же элемент (круг), чередуя при этом цвет. Выполнять работу в указанной последовательности; Закрепить цветосочетание, характерное для дымковской росписи.

Занятие 3. «шарфик»

Программные задачи: Учить детей расписывать ярким узором прямоугольные формы, распологая узор на полосе; Учить детей сочетать в узоре круги с новым элементом – кольцо с мелкими точками; Учить находить яркие краски для рисования колец; Выполнять работу в указанной последовательности, использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью, концом).

Задание 4. «Волшебный коврик».

Программные задачи: Учить детей сочетать в узоре крупный элемент – кольцо с мелкими точками, кругами, штрихами; Помочь осмыслить, что разнообразия узоров можно добиться через изменение расположения мелких элементов относительно крупного;Учить равномерно располагать крупные элементы на горизонтальной полосе.

Задание 5. «Фартук»

Программные задачи: Учить ритмично располагать элементы по углам и в центре; Учить составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, чередовать в узоре 2-3 элемента разной величины; Выполнять узор в определенной последовательности.

Занятие 6. «Салфетка»

Программные задачи: Учить ритмично располагать элементы дымковской росписи в центре, по углам и по сторонам; Помочь почувствовать красоту узора, соответствие узора форме; Учить чередовать 2-3 элемента разной величины и формы; Выполнять узор в определенной последовательности – сначала рисовать крупные элементы, затем мелкие.

Занятие 7. «Тарелка»

Программные задачи:Развивать умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи; Формировать чувство формы; Помочь увидеть зависимость выразительности узора от соответствия композиции форме; Учить наносить узор в центре и по краю формы.

Занятие 8. «Барышня».

Программные задачи:Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями содержания и росписи кукол; Формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, колец или кругов в чередовании с другими мелкими элементами); Соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы.

Занятие 9. «Дымковский конь».

 Программные задачи: Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи вертикальными рядами; Использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки, кольца; Выполнять работу в указанной последовательности; Использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью, концом).

Занятие 10. «Козлики и бараны».

Программные задачи:Продолжать учить детей украшать дымковским узором животных; Закрепить навыки построения композиции узора для украшения животных (расположение узора вертикальными рядами); Закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи.

Итоговое занятие. «Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек. Рисование «Веселая ярмарка»».

Программные задачи: Закрепить умение пользоваться элементами дымковской росписи для украшения плоскостных игрушек (силуэтов); Уточнить последовательность нанесения узоров; Побуждать самостоятельно творить, создавая неповторимый образ; Выполнять узор самостоятельно, творчески применяя усвоенные элементы, способы создания композиции узора в соответствии с формой.

Произведения искусства как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественной деятельности.

План:

  1. Значение изобразительного искусства в воспитании детей дошкольного возраста;
  2. Произведения искусства как фактор развития личности и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  3. эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста произведений искусства и формирование эстетического отношения к ним;
  4. Методика ознакомления детей с живописью и графикой;
  5. Методика ознакомления детей со скульптурой малых форм;
  6. Методика ознакомления детей с архитектурой.

Перспективный план. Старшая группа

1. Экскурсия по улице Пушкина, Алтайская (пос. Эворон).

Программные задачи: рассмотреть здания разного назначения (жилой дом, детский сад, школа). Определить общую форму зданий, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания.

        Познакомить детей с понятиями «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец».

Рисование «Вот наша улица» (Закрепить знания, полученные во время экскурсии).

2. «Наша улица родная» (Экскурсия).

Программные задачи: Расширить представления детей о разнообразии зданий. Сравнить здание школы и жилой дом, определить характерные особенности этих зданий, которые зависят от их назначения. Учить видеть средства выразительноссти в архитектуре.

Конструирование «Улица моей мечты» - закреплять знания об архитектуре, познакомить с понятием «декоративная архитектура», учить детей конструировать по заданной теме. Развивать чувство симметрии, умение красиво оформлять постройки.

3. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий «Дома такие разные».

Программные задачи: показать разнообразие архитектурных стилей. Обратить внимание на разные крыши, окна разной формы. Учить сравнивать старинные и современные здания.

4. Русская изба. (Наблюдение во время прогулки).

Программные задачи: углубить представления о русской избе, как памятнике русской архитектуры; Познакомить с понятиями «наличники», «резьба по дереву» (Узоры из геометрических фигур), «ставни»; Учить видеть облик своего поселка, отражать впечатления в аппликации «Русская изба» - углубить имеющиеся представления.

5. «Вокзал».

Программные задачи: продолжать знакомить с основными архитектурными сооружениями поселка. Показать необычность формы этого здания, его крышу, окна, украшений. Учить видеть и выделять в украшении здания барельеф.

6. Торгово-общественный центр. (Экскурсия).

Программные задачи: продолжать знакомить с архитектурными сооружениями поселка; Учить выделять в украшении здания витражи, мозаику. Обратить внимание на необычность конструкции, пластику объемов, масштабность, пропорциональность.

Рисование: «»Торгово-общественный центр» - закреплять впечатления, передовая их в рисунке.

7. «Мы склонились низко-низко у подножья обелиска…» (Экскурсия).

Программные задачи: Познакомить с монументальной архитектурой. Ввести в активный словарный запас – «постамент», «стела». Выделять средства выразительности: пластику, пропорциональность, фактуру и цвет поверхности, освещенность.

. Художественно-эстетическая развивающая среда как фактор развития детского изобразительного творчества.

План.

  1. Понятие «художественно-эстетическая развивающая среда, её назначение в развитии детского изобразительного творчества»;
  2. Госстандарт в части требований к среде развития ребенка в дошкольном учреждении;
  3. Приемы и принципы организации художественно-эстетической развивающей среды в разных возрастных группах.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

План.

  1. Развитие творческих способностей ребенка средствами изодеятельности.
  2. Педагогические условия развития творческих способностей в изодеятельности.
  3. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей.

Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

        Для развития творческих способностей возникла необходимость в поиске нового подхода в работе, суть которого заключается в следующем: Во-первых, восприятие природы, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства рассматривается как основа развития дошкольников в изобразительной деятельности.

        Детям доступно понимание красоты природы и тех средств выразительности, которые используют народные мастера и профессиональные художники (цвет, композиция, форма и т.п.). Это связано с тем, что восприятие старших дошкольников развито намного сильнее, чем их ручная умелость.

        Во-вторых, занятия строятся в непринужденной, партнерской (со взрослым) форме и направлены на решение доступных для выполнения изобразительных задач с видимым и значимым для каждого ребенка результатом, который он может сразу использовать (в игре, для украшения группы, в качестве подарка и т.п.).

        В-третьих, по мере формирования у детей уверенности в себе и своих возможностях с ними проводится работа, направленная на овладение средствами выразительности.

        Для реализации вышеизложенного подхода в работе с детьми необходимо решать следующие задачи:

1. Развивать целенаправленную деятельность детей и стремление к созидательной активности:

- формировать положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности и её результату;

-формировать позицию созидателя, удовлетворенного результатами своего труда.

2. Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства:

- учить понимать содержание произведений народного искусства и выделять характерные средства выразительности;

- формировать интерес к произведениям искусства.

3. Развивать воображение и творческие возможности детей:

- обогащать и расширять художественный опыт;

- побуждать к экспериментированию с цветом, формой, композицией;

- поощрять и поддерживать творческие находки, стремление к самостоятельному решению.

Преемственность в развитии творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Контрольное задание:

        Сравнительный анализ программ по эстетическому воспитанию и творческому развитию дошкольного возраста.

Авторы программы

Виды творческих деятельностей

Отличительные особенности

Т.С. Комарова «Красота, радость, творчество»

изобразительная деятельность; музыкальная, художественно-речевая; театральное искусство, литература

  1. интеграция разных видов искусств;
  2. единство и преемственность задач воспитательно-образовательного и тематического содержания художественных деятельностей;
  3. широкое использование разных видов искусства во взаимосвязи;
  4. Преемственность методов и приемов обучения дошкольников и младших школьников.

Н.А. Варкки, Р.Р. Колинина «Родничок»

театрально-творческая деятельность; эстетическая деятельность; «Мойдодыр» - охрана и укрепление здоровья;

«Почемучка» - интеллектуальное развитие; «Золушка» - социально-психологическое развитие.

принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой; принцип системности; принцип профессионализма; принцип единого психологического пространства; принцип «думай сам»; принцип помогающего общения; сотрудничество с семьей.

С.К. Кожохина «Путешествие в мир искусства»

психокорекционные, арт-терапевтические, психотерапевтические, развивающие игры, литературное творчество, музыка, драматургия, скульптура, танцы.

по-разному организуется работа с левшами и правшами, с детьми, требующими особой психолого-педагогической поддержки и заботы и т.д. Определение индивидуального образовательного маршрута.

Н.Г. Пешкова, Н.В. Коргаловская «Сотворчество»

изобразительная деятельность, музыкальная литература.

  1. принцип культуро-сообразности;
  2. Эстетизация;
  3. интегративность;
  4. творчества;
  5. адаптивность.

        Существуют и другие программы (в том числе и парциональные).

- «Росинка» (Л.В. Куцакова). Модуль программы «В мире прекрасного». Этот модуль представляет собой пособие по художественно-эстетическому воспитанию. В нем представлены все виды художественной деятельности: изобразительная, декоративно-прикладная, музыкально-исполнительская, театрально-художественная; знакомство с разными видами искусства.

Задачи: воспитание эстетического восприятия, приобщение к миру искусств, развитие детского творчества в ИЗО, музыкальной и театральной деятельности, формирование положительных эмоций.

Основные положения программы

- Раскрытие индивидуальности ребенка, развитие творческого потенциала, саморазвитие, сотрудничество и сотворчество.

        Реализация программы основана на приобщении к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству и музыке.

- Программа непрерывного образования «Детский сад – школа», «художественный труд» (Малышева Н.Л.). Основная цель – преемственность обучения в детском саду и школе.

        Разделы программы – «Я учусь работать», «Я уже что-то умею», «Я знакомлюсь с рукоделием», «Сам придумай из…» (Создание поделок, использование их в играх, оформление интерьера, вышивка, кружевоплетение, аппликация).

- Среди множества программ, на мой взгляд, особое внимание педагогов-практиков заслуживает художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов «Природа и художник» Т.А. Копцева. Она нацелена на формирование целостных представлений о природе как живом организме, на приобщение к миру искусств через собственное творчество детей.

        Особенность данной программы – блочное планирование. (4 блока).

        1 блок – «Мир природы» - изображение с помощью различных изобразительных материалов «одухотворенных образов» земли, деревьев, трав…

        2блок – «мир животных» - изображение «одухотворенных образов» животных.

        3 блок – «Мир человека» - изображение людей: разного возраста, членов семьи; мир увлечений человека. Знакомство с творчеством иллюстраторов.

        4 блок – «Мир искусства» - изображение сюжетов на темы литературных, музыкальных произведений. Знакомство с произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

        Важно, что решаются воспитательные задачи: умение одухотворять живую и неживую природу; способность индефецировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, помогать. Умение восхищаться красотой, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное. Выражать чувства и отношения к ним в пейзажах – настроениях.

Охарактеризовать особенности изобразительной деятельности ребёнка по рисунку.

Мальчиком изображён сказочный сюжет – «парусник во время шторма. Тема рисунка интересная, содержание разнообразно. Формы переданы точно, части расположены верно. Пропорции при изображении парусника выдержаны, передано движение паруса (ветер дует парус качается). Мальчиком средней группы передана окраска предметов, применил насыщенные цвета, линии достаточно уверены, плавные. Умеет закрашивать в границах контура рисунка, за линии не выходит. Самостоятельно выбирает фон, краски, кисти. в ходе работы над рисунком, мальчик за помощью к воспитателю не обращается, свои действия сопровождает словами: «Ветер дует, поднимаются волны, парусник плывёт по волнам», « Парусник не перевернётся даже на большой волне». Предлагает своим друзья нарисовать такой же, со словами: «Если у тебя не получится, я тебя научу». Был очень заинтересован и эмоционален.

        К изобразительной деятельности проявляет большой интерес: рисует очень много. Совсем недавно изображал предметы, сейчас всё больше рисует сюжеты, с интересом относится к рисованию.

Список литературы:

  1. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование» под редакцией Д.Б. Богоевленской. М., 1997
  2. Теория и методика изобразительной деятельности в Д.С. Москва «Просвещения 1985
  3. Аверьянова А.П. «Изобразительная Деятельность в д/с.  2005
  4. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом» СПб. 1996
  5. Давидчук А.Н. «Конструирование творчества дошкольника» М «Просвещение» 1973
  6. Григорьева Г.Г. «игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М «Просвещение» 1995
  7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в д/с 2004