Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с хохломской росписью.
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Герасимова Светлана Петровна

Развивать творчество детей можно через знакомство с разными видами изобразительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с хохломской росписью.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Общепризнанная возможность творческого развития детей во всех видах художественной деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Р. Г. Казакова в своих работах указывает, что детское изобразительное творчество является отражением действительности, реального мира и воплощением замысла детей в материальных формах с помощью бумаги, красок, карандашей, и глины. Следовательно развивать творчество детей можно через знакомство с разными видами изобразительной деятельности такими, как предметное и сюжетное рисование, лепка, аппликация, и конструирование. В своей работе я занимаюсь развитием творчества через декоративно прикладное искусство. Оно является по своей природе яркими, жизнерадостными и доступными для восприятия и отображения детьми.

Проблемой детского декоративного творчества занимались такие исследователи, как Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева, Т. Я. Шпикалова. Они видят главный смысл широкого применения народного искусства в работе с дошкольниками и воспитании у них чувства уважения к истокам родной культуры, развитию творчества и художественно-эстетического вкуса.

Из произведений декоративно-прикладного искусства наиболее богатой по колориту, на мой взгляд, является хохломская роспись, она привлекает внимание детей своими яркими красками, природными мотивами и сказочными сюжетами.

Я считаю, что знакомство с хохломской росписью лучше начинать со старшей группы, т.к. это объясняется психическими и физическими особенностями этого возраста, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству Хохломы. В старшем возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становиться более устойчивым, адекватным, целостным, и осознательным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания произведений искусства.

В своем исследовании  определила ряд педагогических условий, которые по моему предположению, будут эффективно влиять на развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Специально разработанная серия занятий по развитию детского декоративного творчества;
  2. Поэтапное ознакомление с хохломской росписью;
  3. Подражание мотивам хохломской росписи через различные виды упражнений с детьми, дидактическими игры, занятия.

Экспериментальная работа проходила в ГБОУ «Школы №2053» г. Москва, с детьми 5-6 лет. Выдвинутые педагогически условия, апробируются  в экспериментальной работе через серии занятий по восприятию (экспозиционный ряд, сменные выставки, беседы о мастерах хохломской росписи), исполнительству (композиция, цвет, техника письма), творчеству (выполнение орнамента в круге, полосе, квадрате, составление эскизов на бумаге, роспись объёмных вещей, согласно разработанному эскизу, коллективные работы детей).

После проведенных  занятий по подражанию, копированию декоративных образов и символов, выявилась творческая активность некоторых детей к декорированию. Декоративную грамотность и стильность колорита хохломской росписи дети, воспринимали с удивлением: золотые цветы и листочки, стилизованные птицы и ягоды – всё поражало детей. Формирование эстетических представлений о колористических художественных средствах хохломской росписи, развитие чувства гармонии цветосочетаний, осуществлялось  на занятиях. К каждому занятию подбирались предметы Хохломы, с наличием колористического богатства, разрабатывались педагогические эскизы, обеспечивающие усвоение и подражание декоративно-прикладному искусству.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....

«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....

Тема: «Развитие самостоятельности мышления и творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии "ТРИЗ"

В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие "творческая личность" можно считать в той или иной степени определённым...

«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

Проект "Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом"

Актуальность темы:Изучить историю русского народного  костюма, развивать интерес к национальной культуре, творческое развитие дошкольников....

Развитие изобразительных умений в декоративном рисовании у детей старшего дошкольного возраста (по мотивам Урало-Сибирской росписи)

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций, для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профилей Изобразитель...

«Развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ...