Ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством в старшей группе
материал по рисованию (старшая группа) по теме

Домашкина Татьяна Евгеньевна

Консультация для воспитателей из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

"Ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством в старшей группе"

Значение декоративно-прикладного искусства

для воспитания детей.

   

    Декоративно- прикладное искусство – художественная обработка предметов обихода, их художественная отделка, внутреннее убранство помещения и т.д.

   Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, воздействует своими средствами. Первое и основное требование к произведениям  декоративно-прикладного искусства заключается в том, что они должны быть красивы и вместе с тем полезны. Это соединение красоты  с полезностью обязывает художников  считаться с назначением предмета, с особенностями его конструкции, с его материалом.

   Обычные чашка, платок, ковер, украшенные росписью, резьбой, вышивкой, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Эта слитность художественного оформления с назначением в быту является ценным фактором воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства.

  Образы искусства воспринимаются ярко, живо, действуют на сознание и чувства, воспитывают определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность, содействуют расширению умственного кругозора. Через искусство воспитывается умение видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.

  Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, воспитывают художественный вкус, способствуют культурному развитию детей.

    Знакомство детей с искусством способствует расширению их жизненного опыта; развивается их любознательность, пытливость.

   Через образы искусства у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются их эстетические чувства. Это в свою очередь содействует расширению и углублению жизненных представлений. Искусство волнует, вызывает глубокие переживания. В искусстве перед детьми раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего их мира, богатство форм, пространства, движения.

   Знакомство детей с искусством проходит под непосредственным  руководством воспитателя. Дети могут ежедневно смотреть на окружающие их произведения искусства, на художественно оформленные  предметы и не видеть всего их содержания, их красоты.

   Педагог ставит своей задачей воспитать у детей интерес к произведениям искусства, развить их способность восприятия,  научить разбираться в содержании, которое вложено художником в произведение искусства, отмечая доступные их пониманию средства художественной выразительности.  

Классификация методов обучения

       Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и

приемы использует педагог, чтобы донести до детей  определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а  также  развить  способности  в той или иной области деятельности.

      Под методами обучения изобразительной деятельности  и конструированию понимают   систему   действий   педагога,   организующего   практическую   и познавательную  деятельность   детей,   которая   направлена   на   усвоение содержания,  определенного  «Программой  воспитания  и  обучения  в  детском саду».

      Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

      Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в   процессе   непосредственного   восприятия предметов и явлений окружающей действительности и  из  сообщений  педагога (объяснения,   рассказы),   а   также   в   непосредственной    практической  деятельности  (конструирование,  лепка,  рисование  и  т.п.),  то   выделяют методы:

            . наглядные;

            . словесные;

            . практические.

      Это традиционная классификация.

      В последнее время разработана новая классификация методов.  Авторами новой классификации являются: Лернер  И.Я.,  Скаткин  М.Н.  она включает следующие методы обучения:

            . информативно - рецептивный;

            . репродуктивный;

            . исследовательский;

            . эвристический;

            . метод проблемного изложения материала.

      В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

            > рассматривание;

            > наблюдение;

            > экскурсия;

            > образец воспитателя;

            > показ воспитателя.

      Словесный метод включает в себя:

            > беседу;

            > рассказ, искусствоведческий рассказ;

            > использование образцов педагога;

            > художественное слово.

      Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.  Он включает в себя:

            > прием повтора;

            > работа на черновиках;

            > выполнение формообразующих движений рукой.

      Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в  каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку  выполнить часть работы самостоятельно.

      Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только

самостоятельности, но и фантазии   и   творчества.   Педагог   предлагает

самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

     

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2.  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

3.  Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

 4. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

    воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

6. Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства. 

Программы для ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством. 

      1.     Комарова Т.С.  «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
2.     Соломенникова О.А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.
3.     Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.
4.      Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г.
 

Старшая группа.

   В течение года на декоративное рисование выделяют 18 занятий (остальные отводятся на освоение предметного, сюжетного рисования, рисования с натуры, а также на создание рисунков по замыслу детей).

  При создании декоративных композиций в рисовании ставятся следующие задачи:

- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов,

- закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской, каргопольской  игрушке;

- познакомить с городецкой, хохломской, жостовской росписью, росписью Полхов-Майдана, росписью декоративных тканей;

- учить выделять характерные элементы композиции, цветовой строй;

- закреплять умение выполнять декоративный узор на бумаге разной формы;

- развивать чувство ритма, цвета, композиции;

- развивать творчество, интерес к декоративно-прикладному искусству.

 

   В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Педагог учит воспитанников выделять особенности каждого вида росписи.

 Последовательность ознакомления с росписью:

  • Эстетическое восприятие изделий народных мастеров.
  • Определение вида росписи, прикладной направленности изделия: посуда, доска, декоративное панно, игрушка).
  • Восприятие узора: выделение содержания узора (например, в городецкой росписи – цветы, листья, птицы), определение колорита узора и связи его с назначением предмета.

   У дошкольников необходимо воспитывать умения составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, овале, выделяя середину, углы, кайму; создавать узор для ткани, чередуя элементы (полосатый, клетчатый орнамент, заполнение всего листа 2-3 элементами путём сочетания крупных и мелких форм); украшать объёмные формы – лепные изделия, работы из картонов (коробочки, бокалы).

   Следует побуждать детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

   К восприятию произведений народного декоративно – прикладного искусства детей уже приобщили во второй младшей и средней группах. Им предлагали расписывать силуэты дымковских и филимоновских игрушек. В старшей группе эта работа продолжается.

   При рисовании по мотивам городецкой росписи нужно обратить внимание детей на особенности ее цветового и композиционного решения: в середине изображается большой цветок, а слева и справа — одинаковые по цвету и величине цветы, листья. Педагог учит воспитанников видеть красоту сочетания розового и темно-красного, голубого и синего, роль белого цвета в оживлении рисунка; знакомит с приемами украшения листьев. Сначала, рассмотрев один самый простой цветок-бутон, дети украшают им полосу или квадрат, располагая по-разному листья, сочетая оттенки, цвета. После того, как дети изобразят 2—3 цветка, воспитатель показывает общий принцип: сначала у всех цветов рисуют круг (розовый, голубой, оранжевый), затем маленький круг и дугу или несколько дуг, подбирая цвет к оттенку (голубой и синий, розовый и темно-красный). При этом он подчеркивает, что в зависимости от того, как расположены дуги, получаются изображения разнообразных цветов.

   Затем, рассматривая с детьми предметы или иллюстрации с городецкой росписью (сундучок, доску, декоративное панно, блюдо и пр.), следует обратить их внимание на то, что сочетание крупного цветка с более мелкими является основой городецкой композиции. При рассматривании хохломской росписи воспитатель отмечает, что чем легче завитки, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску (спинку стула), квадрат, прямоугольник (стул, стол), круг (декоративная тарелка, панно и пр.); как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Нужно учить их рисовать линии, завитки легко, концом кисти.

   Узоры следует отбирать наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

   Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистой линии).

  Знакомство с хохломской росписью происходит по той же схеме. Нужно всегда помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому на каждом занятии должна иметь месть игровая мотивация для детей.

     В течение года по каждому виду народного декоративно-прикладного искусства проводят 2—3 занятия рисованием. Прежде всего, целесообразно обращаться к тем видам, которые характерны для данной местности (области). На последнем занятии дети составляют на бумаге (полосе, квадрате, круге и др.) узор по типу той росписи, с которой знакомились. Форму бумаги ребенок выбирает сам. Наборы бумаги подготавливает воспитатель. Эти занятия являются итоговыми и дают педагогу возможность выявить уровень развития восприятия, представлений о виде народного искусства, умений в составлении узоров.

   В течение года 5-6 заданий отводят на рисовании по замыслу. Дети сами составляют декоративный узор, произвольно рисуя разные элементы, подбирая по-своему цвета. Выполняя различные композиции. Целесообразно задания на создание симметричных узоров для вещей (платка, свитера).

К концу года дети могут:

- проявлять интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства;

- выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, композиция, колорит);

- выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;

- использовать разные приёмы и элементы для создания узора;

- подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Игры по ознакомлению детей  с декоративно-прикладном искусством.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистники», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Дидактические игры «Собери матрёшку»,

«Найди домик матрёшки»

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с народно-прикладным искусством»

Работа в детском саду имеет свою специфику: - она должна быть эмоциональной, яркой; - с использованием игровых методов и приемов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить ...

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с участком детского сада в старшей группе

В перспективном планировании расписано знакомство детей с деревьями,кустарниками, растениями, птицами, насекомыми на участке....

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, старшая группа, Алешина Н.В.

Содержание данного пособия составляют темы: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, предметный мир....

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с литературой и развитие речи старшая группа.

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с литературой и развитие речи старшая группа....

«Игровые приемы при ознакомлении дошкольников с народно-прикладным искусством»

Неделя педмастерства (панорама педагогического опыта)...

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

Народное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, пе...