«Средства, методы и приёмы развития изобразительной деятельности в контексте формирования художественно-эстетических и духовных ценностей»
статья по рисованию по теме

Гришаева Светлана Александровна

Изобразительное творчество стоит на трёх китах:  «мир искус­ства» (с его особым образным языком - картины, скульптура, архитектура), «мир красоты» (окружающая дей­ствительность: природа, предметы, социальное окружение) и «мир соб­ственного творчества».

Ребенок осваивает своего рода параллель — красо­ту мира и его отражение в художественном образе и при этом он отображает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и, конечно, использует для этого «подсмотренные» в художественных произве­дениях «секреты».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Средства, методы и приёмы развития изобразительной деятельности в контексте формирования художественно-эстетических и духовных ценностей»

Подготовила  Гришаева Светлана Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко».

Если перефразировать Б.М.Неменского  «Будущее человечества еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.

Это говорит о том, что детский сад, вернее мы, педагоги совместно с родителями, решаем, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы нравственно - эстетические взгляды».

Одним из средств формирования художественно-эстетических взглядов является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности и духовно-нравственных ценностей.

Изобразительное творчество стоит на трёх китах:  «мир искусства» (с его особым образным языком - картины, скульптура, архитектура), «мир красоты» (окружающая действительность: природа, предметы, социальное окружение) и «мир собственного творчества».

Ребенок осваивает своего рода параллель — красоту мира и его отражение в художественном образе и при этом он отображает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и, конечно, использует для этого «подсмотренные» в художественных произведениях «секреты».

Формы организации изобразительной деятельности в детском саду:

- Специально организованная образовательная СООД (последовательно усложнённая система заданий, обучающая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего).

- Часть комплексного, тематического, интегрированного занятия.

- Самостоятельное детское творчество.

Что же определяет выбор средств, методов и приёмов для развития изобразительного творчества детей? Соотношение обучения технике (рисунка, лепки, аппликации, художественного конструирования) и творчества.

Средства и методы художественно — эстетического развития.

Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер изобразительной деятельности дошкольника  и её результативность.

Эстетическое воспитание в детском саду начинается с помещения. Все, что окружает ребят: предметы мебели, посуда, игрушки – должно воспитывать своей эстетичностью. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла вызывает если не отрицательные эмоции, то равнодушие и нежелание с ней играть. Но не столько красивые предметы эстетически воспитывают, сколько заботливое отношение воспитателя и детей к вещам.

Успешному развитию детского изотворчества очень помогает наличие в группах уголка для занятия свободной художественной деятельностью. А так же организация работы изостудии.

Лернером И.Я., Скаткиным М.Н. разработана новая классификация методов художественно — эстетического развития.

Информационно – рецептивные (наглядные) методы. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают работы по представлению или по памяти.

В природе непосредственное наблюдение за предметами и явлениями с последующим изображением (наблюдение за гнущимися от ветра деревьями – помогает понять природу движений; наблюдения за животными помогают   передавать характерные черты); сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства (рассматривание в природе и на картине цвета снега, помогает определить, какими цветосочетаниями передают его художники); участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе (строительство из песка, снега, рисование на песке ит.д.).

К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Дети начинают понимать: что каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества; что находить красоту можно не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном, в непритязательном и простом.

 Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Рассматривая иллюстрации, дети видят, какими средствами художник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу.  Сравнивая различные иллюстрации к одной и той же сказке, дети понимают, что у каждого художника свое видение героев и сюжета.

Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Это способствует формированию уважительного отношения к прошлому, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны. Дети окунаются в атмосферу творчества, видят настоящее искусство близко, имеют возможность прикоснуться к изделиям. Это вызывает желание самим заняться творчеством.

Тематические экскурсии по знакомству с профессиями. Дети в творческих работах передают явления общественной жизни. Детей волнуют профессии родителей, труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность увидеть «рабочие места», форменную одежду, чтобы впоследствии отразить своё впечатление в рисунке.

Создание мини-музея. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал.

Показ воспитателя, являясь наглядной основой, выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за созданием рисунка, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать полный, частичный показ приемов рисования, совмещать со словестным объяснением. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия необходимо обращать внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

К словесным методам  ознакомления детей с произведениями искусства относится приём беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине, приём вхождения в картину. Это и приём сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение; художественно – образное слово – загадки, стихотворения, отрывки из сказок, читаю выдержки из художественных произведений таких авторов, как Чарушина, Бианки, Житкова, пословицы и поговорки, приметы и др. Ведь слово способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.

М.В.Мацкевич считает, что  основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. На своих занятиях я предлагаю такие игры, как:

  • «На что похоже?» - рассматриваем геометрические фигуры и представляем, на что они похожи. Например, круг (солнышко, колесо, колобок, часы, мяч и так далее)
  •  «Познай себя», «Собери портрет»  
  • Пальчиковые игры
  • «Феи» - учить, упражнять, закреплять знания детей о дифференциации цветов на тёплые – холодные, грустные – весёлые.

Сюда же входит приём создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей; приём «живая кисточка», «волшебный карандаш», мультимедийные персонажи.

Данные методы обучения необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.

Среди методов  затрагивающих художественное  воспитание выделяют  следующие:

- методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);

 - методы организации художественной деятельности, к ним относится метод упражнения в практических действиях, направленный в большей степени на развитие технических навыков (приём «Рука в руке», приём повтора, работа с трафаретами, рисование по контуру, различные раскраски);

- метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных техник и материалов, рисование с использованием элементов нетрадиционной техники). Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать

Популярен сегодня метод проектов. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности.

Использую в своей работе методы и приёмы ТРИЗ в образовательном

ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения):

  1. Оживление или антропоморфизм;
  2. На что похоже?
  3. Дизайн своей буквы, вещей;

4.Соединение техник и материалов.

  • Эмпатия:
  1. Приём вживания в образ; приём вхождения в картину.
  2. Примеривание образа: «Мама - сказочная героиня», «Папа-богатырь».
  3. Моё настроение.
  • Словесные приёмы:
  1. Загадки-обманки;
  2. Перепутанные сказки;
  3. Хорошо-плохо;

Детско-родительские творческие мастерские. Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников. В большей степени родители своим примером  могут показать отношение к изобразительному творчеству, обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях, научить своего ребенка радоваться красивому букету, нарядно одетой кукле. Поэтому я работаю  в тесном контакте с родителями воспитанников. 

Выставки. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Он хочет, чтобы его рисунок видели, оценили, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творческим работам.

Использованная литература.

С.Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;

К.В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;

С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;

И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин по материалам статьи «Метод обучения»

Л.Э. Левина, С.Г. Курашинова «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56838.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов и приёмов по изобразительной деятельности в старшей группе

В процессе занятия закреплялись знания детей о художниках писавших пейзажи. Познакомила с творчеством художника-мариниста Айвазовского, учила детей "читать" картину, рассуждать об увиденном, что спосо...

Из опыта работы «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста».

Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она ...

Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно – оздоровительная. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизн...

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью в дополнительном образовании художественно-эстетической направленности

В статье проанилизированы возможности занятий изобразительной деятельностью в дополнительном образовании с применением нетрадиционных методов изображения и аппликации. Показано значение занятий для ра...

Развитие творческих способностей детей посредством формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности.

laquo;Дети должны жить в мире, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В.А....

Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности в ДОУ

В статье представлены следующие методы:Информационно-рецептивный.Репродуктивный.ЭвристическийИсследовательский.Метод проблемного изложения материала.Каждому методу дано конкретное описание....

Непосредственная роль изобразительной деятельности в речевом и художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста

Результатом занятий по рисованию, лепке и аппликации является созданный ребенком продукт его деятельности. Такого рода деятельность ребенка благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, плас...