МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Гневашова Юлия Николаевна

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx233.65 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 17

ИНН 5250021570 КПП 525001001  БИК 042202001 ОГРН 1025201989955

Волго-Вятское ГУ Банка России г.Н.Новгород

лиц.счёт 40701810022021000044

607651 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Школьная, д. 15-а          

   тел. (83145)     7-59-13, 7-49-13

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Выполнила: Гневашова Юлия Николаевна

2018 г

Мастер-класс для воспитателей «Роспись дымковской игрушки»

Педагог: Гневашова Ю.Н. 

Форма проведения: лекция с элементами презентации  и практическая работа

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога мастера.

Задачи:

Обучающие

  • Знакомство педагогов с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Развивающие

  • Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования педагогами знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.
  • Использовать дымковские изделия в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Воспитательные

  • Включить воспитателей в творческий процесс, сделать их участниками совместной работы.

Оборудование: Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии

Раздаточный материал: кисточки, подставочки для кисточек, гуашь, баночки с водой, салфетки, пробники, вылепленные игрушки.

Ход мероприятия.

Добрый день, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы будем знакомиться с Дымковской игрушкой. Конечно, вам не нужно ее представлять, все знают эти замечательные русские глиняные игрушки, расписанные и обожжённые в печи.  

Наш мастер-класс будет проходить в несколько этапов:

1.Мотивационно-организационный этап.

2. Теоретико-практический этап.

3. Игровой этап.

4.Заключительный этап.

1 этап. Мотивационно - организационный этап

Сегодня я приглашаю вас окунуться в мир детства…

Став взрослыми, мы вспоминаем свое детство – игры, игрушки. Вспомните свою любимую игру, игрушку.

Игра – самая близкое и интересное занятие для ребенка. В игре отражаются впечатления ребенка от окружающего мира, а также происходит своеобразная переработка этих впечатлений, именно в игре возникает и развивается воображение, без которого невозможно никакое творчество. В процессе этого незамысловатого занятия ребенок учится говорить, мыслить, запоминать, общаться.

По мнению специалистов, дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от прикосновения с пластмассой. Поэтому для ребенка, начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразно делать из природных материалов. Особый интерес вызывают такие народные дымковские игрушки.

(презентации с изображением дымковских игрушек)

Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое.     Это – народная декоративная скульптура. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Лошадка одна из старинных игрушек. Сколько веков в нее играют дети, точно неизвестно. Как символ, конь нашел свое отражение во многих культурах и почти везде, как образ солнца. Есть легенда, в которой говорится, что, оседлав коня, человек смог управлять своим рассудком, говорят, что проживая детство, ребенок проживает историю развития человечества.

И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

2 этап. Теоретико-практический этап

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

Я предлагаю Вам стать настоящими народными мастерами и расписывать дымковскую игрушку.

Этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно. В краску, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие. Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета. Детские игрушки должны быть яркими, жизнерадостными, поэтому не скупитесь на красный, желтый, салатовый цвета при росписи.

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

Последовательность выполнения росписи игрушек

Роспись дымковского коня:

  • взять тонкую кисточку и черной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, и очень аккуратно, кончиком кисти нарисовать глаза;
  • хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек;
  • узор на лошадке идет сверху вниз, по ногам и туловищу;
  • нарисовать все круги, это сделать лучше ватной палочкой, а затем поставить точки вокруг или вдоль.

Воспитатель предлагает педагогам расписать лошадку так, как это делают мастерицы, поясняя последовательность работы.

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги 

3 этап. Игровой этап

Сегодня Вы узнали о приёмах росписи дымковской лошадки. Проявили интерес к традиционной культуре народа. Изготовили дымковскую лошадку.

А сейчас, представьте свои игрушки так, чтобы их захотелось купить.

Покупайте-ка игрушки,

Водоноски и зверюшки!

Посмотрите, как живой

Есть и конь здесь удалой.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

(педагоги представляют свои работы, и составляют все работы на карусель) Все игрушки получились у нас разные, как и их хозяева.

Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение. Есть игрушки, которыми играют, а есть и те которыми украшают свои жилища, их берегут. Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов. Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит, в доме будет достаток, не будет голода и нужды.

Рефлексия

Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания.

Мастер-класс с Вашим участием закончился, благодарю за внимание. Надеюсь, что это время прошло с пользой для дела.

Список литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез,2014.
  2. Н. А. Ветлугина “Художественное творчество и ребенок” – М.: 1972.
  3. Т. С. Комарова, Т. А. Ратанова, Г. В. Быховец “Народное искусство в воспитании детей (под ред. Т. С. Комаровой – М.: 2005).
  4. А. Д. Алехин “Когда начинается художник” – М.: 1993.
  5. Е. А. Флерина “Эстетическое воспитание дошкольника” – М.: 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....