Мастер – класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества детей. Применение методики Погодиной С.В.»
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мокрышева Екатерина Юрьевна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokrysheva_mk.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества детей. Применение методики Погодиной С.В.»

Воспитатель Мокрышева Е.Ю., ГБОУ "Школа № 842", Москва, ЗелА

Добрый день уважаемые коллеги! Рады Вас приветствовать на мастере классе, который посвящен теме: «Использование нетрадиционных техник рисования  в развитии художественного творчества детей. Применение методики С.В. Погодиной».

Слайд 2:

И свое выступление хочется начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Слайд 3

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Слайд 4

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Слайд 5

Задача педагога - пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Слайд 6

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Слайд 7

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Слайд 8

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Слайд 9

Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат. 

Слайд 10

Существуют разные виды техник нетрадиционного рисования:

  • Кляксография с использованием нити;
  • Разбрызгивание;
  • Рисование восковыми мелками или свечкой;
  • Рисунок точками, поролоном, мелком;
  • Отпечатки листьями;
  • Раздувание краски;
  • Рисование с помощью ладошек и пальчиков и многие другие техники.

Слайд 11

Мне хотелось бы Вас познакомить с программой Светланы Викторовны Погодиной  «Шаг в искусство». Эта программа разработана в соответствии с существующими нормативно – правовыми документами ФГОС. Программа «Шаг в искусство» это одна из моделей художественного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Хочется сразу отметить, что в программе автор использует вместо понятия «нетрадиционная техника рисования» словосочетание «неклассическая техника».

Слайд 12

В занятиях  новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания,  живость и непосредственность восприятия и деятельности. Такие занятия позволяют незаметно  осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит – ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности.

Слайд 13

Цель программы – создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества,  посредством использования различных красочных материалов: акварель, гуашь, восковые мелки и др.

Слайд 14

Программа включает в себя пять блоков:

  1. «Неживая природа
  2.  «Растительный мир».
  3. «Животный мир».
  4. «Мир человека».
  5. «Мир искусства».

Слайд 15

В программе содержится:

  • Тематическое планирование;
  • Методические рекомендации;
  • Комплекты педагогических эскизов (для каждого возраста);
  • Комплекты папок с творческими заданиями (к домашнему образовательному комплексу).

Каждый компонент учебно – методического комплекта содержит указание на возрастные особенности развития детского изобразительного творчества.

Слайд 16

Развитие художественно – творческих способностей ребенка происходит:

  • в регламентированной деятельности (занятия, беседы, режимные моменты, прогулки),
  • нерегламентированной деятельности (совместная художественная деятельность, самостоятельная деятельность детей в уголке ИЗО)
  • вне ДОУ (посещение музеев, выставок и т.д.).

Слайд 17

Выпущено много разнообразных пособий к программе «Шаг в искусство», некоторые представлены сегодня вашему вниманию.

Слайд 18

Большую роль в художественно – творческом развитии детей дошкольного возраста имеет взаимодействие с родителями. Важно приобщать родителей к детскому творчеству.

В рамках работы с родителями в группе раннего возраста на день открытых дверей проведен мастер – класс совместно с детьми «Цыплята на лугу». В ходе проведения мероприятия у родителей появилась возможность включится в совместную работу с детьми. Я показала им несколько нетрадиционных приемов, которые мы используем с детьми на занятиях по рисованию.        

Сегодня я предлагаю Вам попробовать вместе со мной некоторые техники

 У вас на столах лежат предметы, которые помогут вам рисовать. Пока Вы готовите краски, я хотела предложить нарисовать домашнего животного (котиков). Все мы знаем, что дети любят животных и очень часто даже их рисуют. Давайте и мы попробуем нарисовать этих замечательных животных. Прежде чем мы начнем рисовать котиков, сначала приготовим фон. Для фона всегда используем 2-3 оттенка красок, белая краска должна быть обязательно, и наносить ее на лист нужно первой. Для тела котика, нам просто нужно нарисовать дугу, затем два круга рисуем на этой дуге, на одной большой, а на другой маленький. Тот, что маленький – это будет голова животного, затем мы соединяем эти круги линиями, получается «капелька» и закрашиваем тулолвище кота. Дальше мы дорисовываем ушки, глазки, носик, усики. Можно выделить тазобедренную часть, показать, что он сидит. От дуги, два кружочка и две капельки, капелька хваст. Если ребенок не умеет рисовать капельки, ему, конечно, придется сложно. Вот переходим к другому котику, только теперь мы наоборот поменяем круги местами на дуге (рисуем котика). По такому принцепу можно рисовать других животных: собак, рыся, льва, только не парнокопытных, они не подходят под эту схему, у них волнистая спинка. Вот наши котики готовы.

Теперь я предлагаю нарисовать  натюрморт «Вазу с цветами». На листе бумаге провести линию, которая будет делить лист пополам. Так же как и на первом рисунке делаем фон. Берем первую белую краску и еще два цвета (жел + оранж) на ваш вкус. Краску наносим на верхнюю часть деленоого листа и растираем вертикально, затем закрашиваем нижнюю часть листа, наносим краску (бел+жел) и растираем в горизонтальном направлении. Обратите внимание, вверхняя и нижняяя части отличаются друг от друга. Теперь приступим к цветам. Для этого мы берем ватный диск, делем его пополам и прикладываем на подготовленное смоченное водой место на листе. После того как диск приложили, его обязательно нужно весь так-же смочить хорошо вода. Когда наш диск полность стал влажным, мы можем придать ему форму цветка и приступить к закрашиванию. Для раскрашивания цветка подойдет плоская кисть. Возьму белый цвет, желтый, красный и закрашиваем диск «цветок» быстрыми легкими движениями, прорисовываем сердцевину. Сейчас я вам покажу другой вариант изображения цветка. Для этого нам понадобится цветок, вырезанный с салфетки. Так – же как диск мы прикладываем на приготовленное смоченное водой место на листке и начинаем закрашивать цветок, так и все остальные цветы, только можно играть с цветами, чтобы цветы были разные. Вот когда наши цветы готовы, можно перходить к вазе. Для вазы мы берем опять бедый цвет и любой, другой, который вам понравится. Я возьму белый и синий цвет. Ставим точку и по кругу нарастающими движениями создаем силуэт вазы. Не забывайте кисточку смачивать водой, чтобы краска ложилась лучше на лист бумаги и наша ваза получится легкой. Теперь делаем дугообразные линии внизу и вверху «горлышко вазочке», делаем белой  капелькой блик и отмечаем тень в противоположной стороне вазы. Можно переходить к зелени, возьмем, зеленый и желтый цвета краски, линиями прорисовываем стебли, которые иду к вазе и листья цветов.

Наш натюрморт можно дополнить маленькой деталью, бабочкой. Для этого взять небольшой лист бумаги, сложить его пополам, нанести несколько цветов на одну половину, сложить лист и аккуратно растереть краски (смешать). Затем вырезаем бабочку, теперь мы ее открываем, наша бабочка получилась. Осталось ее поместить ее, вазьмем немного пластилина, скатаем столбик, присоединяем к бумаге, прижимаем бабочку, раскатываем еще один столбик, перекрываем нашу бабочку сверху, берем тоненькую кисточку и дорисовывае бабочке усики. Теперь наш натюрморт полностью готов.

Слайд 19

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько мы, педагоги, будем  развивать детей,  во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Слайд 20

И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес: далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе, да мир в семье и на земле.
(В. Берестов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Мастер - класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

Расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании...

Мастер - класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширение знаний  педагогов в вопросах об использова...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Нетрадиционное рисование лежит в ос...