Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. Осенние деревья.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Коробкова Татьяна Борисовна

Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. Осенние деревья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе.

Осенние деревья.

Программные задачи:

Обучающие:

1. Продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше.

2. Учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы.

3. продолжать формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (веток)

4. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад;

5. Учить детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения; высказывать эстетические оценки и суждения.

Развивающие:

1. Формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях, навыки технических приёмов (рисование всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.);

2. Закреплять умения и навыки работы с гуашью и кисточкой;

3. Развивать художественно- эстетические чувства и творческие способности.

Воспитательные:

1. Прививать у детей любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту;

2. Приучать к аккуратности при выполнении работы и умению следить за порядком на своём рабочем месте.

Предварительная работа:

1. Наблюдения за изменениями в природе;

2. Беседа на тему: «Осень»; «деревья в лесу»

3. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»;

4. Чтение стихотворений об осени.

З. Федоровской «Осень на опушке ; краски разводила…»;

7. Рисование на тему: «Осеннее дерево».

8. Подготовка фона на альбомных листах детей к занятию.

Словарная работа:

1. Закрепить понятия и пополнить словарный запас детей словами: погода, осень, «Золотая осень», «Осенний (красивый) ковёр», яркая листва, листопад;

2. Закрепить прилагательные, обозначающие признаки предметов, образование качественных прилагательных: красный, жёлтый, тёмно-жёлтый, оранжевый, голубое, ясный, осенний, солнечная, ветреная, дождливая, сырая, «голые», высокие, короткие, низкие, золотая.

3. Упражнять в образовании мн. числа глаголов, существительных и прилагательных: наступили осенние дни; на деревьях жёлтые листья, стоят голые деревья, улетают птичьи стаи.

4. Упражнять в поиске соответствующих понятий, выраженные глаголом и закреплять их в речи детей: желтеют, краснеют, опадают, вянут, летят, устилают, кружатся, сыплются.

Демонстрационный материал:

Письмо от детей Антарктиды, изображения деревьев, нарисованных далеко и близко, фрагменты деревьев для Д/И. Магнитофон с записями звуков природы, лирической музыки.

Практический материал:

У каждого ребёнка альбомный лист с заранее закрашенным голубым цветом листа(небо) и нарисованной широкой полосой земли, (дети накануне занятия закрасили акварелью, краски акварель, баночки с чистой водой, мягкие кисточки, салфетки.

Ход анятия.

Воспитатель – Ребята, в нашу группу пришло письмо с Далекого Северного полюса.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из детского сада «Льдинка». Мы живем в Антарктиде. У нас очень холодно, круглый год наша земля покрыта снегами, поэтому у нас нет ни каких растений. Мы слышали, что у вас очень красивые леса, в которых растут деревья, а осенью они покрываются золотой листвой. Расскажите нам о деревьях, мы ведь никогда их не видели и о вашей осени. Будем ждать ответа!»

Ну что, ребята, расскажем о нашей осени?

Чем осень отличается от других времен года?

Покажем красоту деревьев?

Воспитатель: Я сейчас вам покажу рисунок дерев и немного о нем расскажу, как дети с далекой Антарктиды представляют его себе. В рассказе будут ошибки. Кто заметит ошибку должен говорить «нет».

Рассказ: «На поляне выросли летние деревя. (нет) А какие? Почему? Его стволы толще веток. Вверху ветки длиннее, чем внизу? (Нет) А какие ветки вверху и какие внизу? От веток отходят тонкие сучки, они очень длинные. (Нет) А какие они? Листья на деревьях желтые, оранжевые, красные и синие листья. (Нет) А какие они? Вдалеке нарисовано высокое дерево, а в близи низкое, (нет)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы заметили все ошибки в рассказе. Вижу вы хорошо знаете строение дерева. А сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

«Д/и «Расположи деревья на мольберте»

Воспитатель: У меня на столе разложены части дерева. Я попрошу вас разместить на мольберте, будьте внимательны, свой выбор расскажите. Здесь детали не от одного дерева. (Предлагается выложить большое дерево, близко расположенное и маленькое – далеко)

 С какого мы начнем с вами дерева? Я предлагая разместить вам сначала большое. Где оно будет расположено? (близко) Почему? (оно высокое и расположено в близки). С чего мы начнем выкладывать дерево (ствол), а том (ветки) и в самом конце – сучки. (Дети берут части дерева и выкладывают его на мольберте).  Затем дети выкладывают низкое дерево, которое расположено далеко. (предложить детям рассказать почему они так расположили деревья)

Воспитатель: Молодцы вы все правильно рассказали. А теперь я предлагаю вам пройти к своим рабочим местам и нарисовать самим осенние деревья, расположенные в разных местах на земле, ближе и дальше.

 Перед началом работы предлагаю вам немного размяться.

Физминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

 

Инструктаж:

Сядьте ровно, придвиньте стулья к столу, спина плотно прижата к спинке стула, ноги стоят на полу, спина прямая. Придвиньте к себе листы бумаги. На листах у вас уже есть голубое небо и широкая полоса земли. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше. Если дерево близко, покажите, где вы его нарисуете? (Дети показывают). Какие будут деревья?

Дети: Высокие, крупные, большие, длинные.

Воспитатель: А если дальше? Как они будут выглядеть?

Дети: Маленькие, низкие, короткие.

Воспитатель: Как мы будем рисовать ствол? Какая кисточка нам понадобиться?  (ответы детей)

Воспитатель: Да ребята правильно. Чтобы нарисовать ствол нам понадобиться толстая кисть, набираем краску на кисть счищаем излишки краски о баночку, тем самым заостряя кончик кисти. Ствол мы рисуем сверху вниз, острым концом кисти мы рисуем тоненький ствол постепенно нажимая на нее, чтоб ствол стал широким к низу.  

Воспитатель: А какая кисточка нам понадобиться, чтобы нарисовать ветки. (Тоненька) Веточки на дереве рисуем тонкой кистью, они тянуться к солнцу.

 Воспитатель: какую краску берём чтобы нарисовать дерево?

Дети: коричневую.

Входе работы воспитатель предлагает нарисовать стволы толстой кистью, расположив одно дерево близко, а другое далеко. Затем тонкой кистью нарисовать ветки и сучку у деревьев. Только потом, промыв кисть и вытереть ее о салфетку, приступать к рисованию листьев. Это избавит от лишнего промывания кисти.

Воспитатель: когда будем рисовать листья, кисть прикладываем всем ворсом. Какую краску берём, чтобы нарисовать листья?

Дети: жёлтые, оранжевые, красные.

Воспитатель: Постарайтесь нарисовать так, чтобы всем ребятам хотелось увидеть, то что увидели вы.

Перед работой мы разомнем наши глазки.

 Гимнастика для глаз. «Осенний лес».

Вот стоит осенний лес!  (круговые движения глазами).

В нем много сказок и чудес!  (движения глазами влево – вправо.)

Слева – сосны, справа – дуб, (движения глазами вверх– вниз.)

Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами по тексту).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Включаем  спокойную лирическую музыку. Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве. Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др. 

В конце занятия воспитатель помещает рисунки детей на стол и спрашивает:

- Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень?

Дети: На рисунках много жёлтого, красного и оранжевого цвета. Они не только на деревьях, но и на земле.

Воспитатель: Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам?

Дети: Ясный день, потому что голубое небо, яркая листва, светит солнце.

Воспитатель: Как можно назвать осень в ярких, жёлтых тонах?

Дети: Золотая осень!

Воспитатель подтверждает высказывания детей, что в их рисунках больше всего жёлтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.

Воспитатель: Ребята а давайте мы наши работы, с изображением деревьев, отправим ребятам в детский сад «Льдинка» пусть они посмотрят как выглядят наши деревья осень? (благодарит всех за хорошую работу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по рисованию в старшей группе "Осеннее дерево"

Занятие по рисованию в старшей группе 5- 6 лет (нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование) «Осеннее дерево»   Программные задачи: 1. познакомить детей с новым видом...

Методическая разработка. Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Воспитывать интерес к книжной графике....

Методическая разработка конспекта занятия по аппликации в подготовительной группе «Осенние кленовые листья»

Цель: обобщение знаний детей об осени, создание оригинального орнамента методом отрывной аппликации Задачи: учить создавать образы листьев клена, передавать в аппликации осенние цвета; развивать ...

Методическая разработка конспект занятия познавательное развитие в старшей группе (ЗОЖ)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Где прячется здоровье?». Познавательное развитие....

Конспект занятия по легоконструированию в старшей группе "Осенние деревья"

В кружке "Лего-мастер" построили с ребятами осеннее дерево....