Городецкая роспись
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему

Цель: знакомство детей с традиционным промыслом Городца. Задачи: учить рисовать простые элементы узора по мотивам городецкой росписи; закрепить знания получать оттенок розового и голубого цвета, правильно располагать рисунок Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, художественная, чтение художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №128» Воспитатель Бражник Л.Н.

«Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись" 

 Цель: знакомство детей с традиционным промыслом Городца.

 Задачи: учить рисовать простые элементы узора по мотивам городецкой росписи; закрепить знания  получать оттенок розового и голубого цвета, правильно располагать рисунок 

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, художественная, чтение художественной литературы.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Формы реализации: беседа, ситуативный разговор, решение  проблемных ситуаций,  слушание, рассказывание, чтение стихотворения.

 Оборудование: иллюстрации городецкой росписи, бумага светло сероватого цвета, кисточки, гуашь, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций различных народных промыслов с последующей рассказыванием воспитателем о народных промыслах и беседа ;  разучивание фольклора.

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Вводная часть 

Ребята, народные промыслы — это гордость России.     Какие вы знаете народные промыслы?

Народные промыслы --- это гордость России.

Посмотрите ребята на доску, там иллюстрации городецкой росписи. Старинный русский город Городец словно пришел из сказки. В этом городе создают интересные вещи, украшают их узорами. Элементами цветочной росписи являются «розан» и «купавка», они выполняются красными и синими цветами, оттенки розовым голубым. Как можно получить розовый цвет, голубой? 

Звонят наши повара. Просят пожалуйста им помочь. Они много работают, готовят вам вкусные завтраки и обеды, и многие разделочные доски пришли в негодность. А те, что у них есть, обыкновенные и некрасивые. Они знают, что вы хорошо рисуете и просят прислать им доски расписные, с цветами и узорами.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят.

 А где же доски? Вот они!

Воспитатель достает заготовки из конверта. Какими же узорами нам их расписать? Я предлагаю расписать элементами городецкой росписи.

Кто прочитает стихотворение о городецкой росписи 

Основная часть 

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы?

Какие краски использовали?– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята,у крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

Рефлексия

 Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Элементы какой росписи мы использовали в работе?

Деятельность воспитанников

Ответы детей.

Рассматривание.

Ответы детей

Чтение стихотворения.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров

Ответы детей. (Цветы и бутоны. Красная, синяя, розовая, голубая, зелёная)

Рассматривание.

Ответы детей.

Работа детей во время показа образца.

Ответы детей.

Физкультурная минутка.

Ответы детей.

Индивидуальная, самостоятельная работа детей.

Ответы детей.

Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с народным промыслом

«Городецкая роспись». На сегодняшнем занятии мы научимся выполнять красивые элементы цветочного узора.

Ребята, народные промыслы — это гордость России.

Какие вы знаете народные промыслы?

Дети: Хохлома, дымковская, филимоновская росписи.

Воспитатель: Посмотрите ребята на доску, там иллюстрации городецкой росписи. Старинный русский город Городец словно пришел из сказки. В этом городе создают интересные вещи, украшают их узорами. Элементами цветочной росписи являются «розан» и «купавка», они выполняются красными и синими цветами, оттенки розовым голубым.

Воспитатель: Мы нарисуем на светло-желтой бумаге городецкий узор.

Физкульт минутка:

Все ребята дружно встали (Встали, выпрямились.)

И на месте зашагали (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись Руки подняли вверх)

А теперь назад прогнулись (Наклон назад.)

Как пружинки мы присели (Присели.)

И тихонько разом сели. (Выпрямились, сели.)

Воспитатель: А теперь ребята попробуем выполнить работу как городецкие мастера. Сейчас я покажу как получить розовый и голубой цвет.

Дети выполняют самостоятельно работу, под контролем воспитателя.

Итог: выставка работ.

Молодцы ребята, вы работали аккуратно справились с заданной целью.

А с каким промыслом мы работали? (Городецкая роспись.)

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.

Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.

Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.

Рис. 4. Работа детей.

http://открытыйурок.рф/статьи/590108/img1.gif

http://открытыйурок.рф/статьи/590108/img2.gif



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №128» Воспитатель Бражник Л.Н.

«Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись" 

 Цель: знакомство детей с традиционным промыслом Городца.

 Задачи: учить рисовать простые элементы узора по мотивам городецкой росписи; закрепить знания  получать оттенок розового и голубого цвета, правильно располагать рисунок 

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, художественная, чтение художественной литературы.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Формы реализации: беседа, ситуативный разговор, решение  проблемных ситуаций,  слушание, рассказывание, чтение стихотворения.

 Оборудование: иллюстрации городецкой росписи, бумага светло сероватого цвета, кисточки, гуашь, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций различных народных промыслов с последующей рассказыванием воспитателем о народных промыслах и беседа ;  разучивание фольклора.

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Вводная часть 

Ребята, народные промыслы — это гордость России.     Какие вы знаете народные промыслы?

Народные промыслы --- это гордость России.

Посмотрите ребята на доску, там иллюстрации городецкой росписи. Старинный русский город Городец словно пришел из сказки. В этом городе создают интересные вещи, украшают их узорами. Элементами цветочной росписи являются «розан» и «купавка», они выполняются красными и синими цветами, оттенки розовым голубым. Как можно получить розовый цвет, голубой? 

Звонят наши повара. Просят пожалуйста им помочь. Они много работают, готовят вам вкусные завтраки и обеды, и многие разделочные доски пришли в негодность. А те, что у них есть, обыкновенные и некрасивые. Они знают, что вы хорошо рисуете и просят прислать им доски расписные, с цветами и узорами.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят.

 А где же доски? Вот они!

Воспитатель достает заготовки из конверта. Какими же узорами нам их расписать? Я предлагаю расписать элементами городецкой росписи.

Кто прочитает стихотворение о городецкой росписи 

Основная часть 

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы?

Какие краски использовали?– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята,у крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

Рефлексия

 Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Элементы какой росписи мы использовали в работе?

Деятельность воспитанников

Ответы детей.

Рассматривание.

Ответы детей

Чтение стихотворения.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров

Ответы детей. (Цветы и бутоны. Красная, синяя, розовая, голубая, зелёная)

Рассматривание.

Ответы детей.

Работа детей во время показа образца.

Ответы детей.

Физкультурная минутка.

Ответы детей.

Индивидуальная, самостоятельная работа детей.

Ответы детей.

Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД и презентация для старшей группы "Городецкая роспись" (рисование).

Конспект НОД и презентация  для старшей группы "Городецкая роспись" (рисование)...

Народные промыслы - Городецкая роспись

Презентация предназначена для старшего дошкольного возраста....

Презентация по изобразительной деятельности "Городецкая роспись"

Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла, Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка»,«ягодка», «листочек»....

"Городецкая роспись"

Наглядное пособие. Возможно оформить в виде альбома для рассматривания...

Презентация для детей "Городецкая роспись. Городецкая игрушка".

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему "Городецкая роспись. Городецкая игрушка"....