Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Цель: познакомить детей со спецификой ахроматичных цветов и изодеятельностью с использованием нетрадиционной техники рисования «печать мятой бумагой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Домашние животные»

«Кот чёрно-белый»

Цель: познакомить детей со спецификой ахроматичных цветов и изодеятельностью с использованием нетрадиционной техники рисования «печать мятой бумагой».

Задачи:

Обучающая: знакомить детей с ахроматическими цветами.

Развивающая: развивать творческие способности; формировать умения и навыки в смешивании красок как на палитре, так и непосредственно на работе; способствовать обогащению словарного запаса.

Воспитательная: формировать художественное воображение и творческое мышление; воспитывать чувство прекрасного; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование для детей: бумага формата 3, кисти, палитра, краски: гуашь черная и белая, вода, салфетка, пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из поролона, пропитанного гуашью, «мятая бумага»

Ход занятия

Я хочу начать сегодня занятие с анекдота. Один мужик приходит к другому и говорит:

-ты говорил, что продаешь мне цветной телевизор, я дома его включил, а он черно-белый.

-да нет же, он цветной, пойдем у прохожих спросим.

Идут вместе первых встречных спрашивают: - белый - это цвет?

-цвет.

-а черный – это цвет?

- да, это тоже цвет.

- ну вот, я же тебе говорил, что телевизор цветной!

Как вы уже поняли, разговор пойдет о белой и черной красках. все цвета делятся на две группы: хроматические – цветные краски и ахроматические – бесцветные (нейтральные). К ахроматическим цветам относят черная и белая краски и их смешение (все оттенки серого). Ребята, вы представляете, наши глазки способны отличить 300 переходных оттенков от черного до белого. В нашем случае мы выделим всего 5. (Обратить внимание на таблицу. Дать возможность учащимся назвать 5 градаций (черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый), от чего они зависят? (от количества взятой краски) и чем отличаются друг от друга (по светлоте)).

Крылатые выражения

Воспитатель начинает – дети заканчивают:

Зависть - …………… (черная)

Дела - ……………. (черные. магия, колдовство)

Скука - ……………. (серая)

Кожа белая, как - …………… (снег или полотно)

Волосы черные, как - ………….(смоль, ночь, крыло ворона)

В одежде

Сочетание белого и черного (юбка, брюки, блузка, рубашка)…. характерны для ………….. (торжественных мероприятий)

Белая одежда – летом, черная – в холодное время года. Почему? (белый отталкивает солнечные лучи, черный – притягивает).

Ребята, мы с вами поговорили о чёрном и белом цветах, познакомились с их оттенками. А теперь отгадайте мою загадку и узнаете, кого мы в вами будем сегодня рисовать.

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт.

Только мышь его боится…

Угадали? Это — ...   (Кот)

Правильно, это кот.

Только рисовать мы сегодня будем необычным способом. Помогать нам сегодня будет – мятая бумага. (Воспитатель напоминает детям нетрадиционную технику рисования «печать мятой бумагой». Дети прижимают мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносят оттиск на бумагу, передавая форму тела кота. Воспитатель показывает, как можно дорисовать мордочку, уши, лапки и хвостик.

Дети приступают к работе.

В конце занятия воспитатель, при рассматривании работ, обращает внимание детей на то, какая получилась дружная семья котов, в которой все коты такие разные, не похожие один на другого, хотя нарисованы красками всего лишь двух цветов.

В заключение занятия воспитатель читает стихотворение Виктора Лунина "Мяука"

Тихо, без звука

Ходит Мяука

Возле меня день-деньской.

Ходит лениво,

Неторопливо,

С миной чуть-чуть плутовской.

Серая шёрстка,

Глазки-напёрстки,

Тонкие тени-усы,

Хвостик пушистый

И серебристый…

Дивной Мяука красы!

Трётся о руку

Нежный Мяука,

Песню поёт в тишине.

И почему-то

В эти минуты

Радость приходит ко мне.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию № 2

Тема: «В гостях у гномиков»

Цель: познакомить детей с тёплыми и холодными тонами.

Задачи:

Обучающая -  закрепить у детей представление об основных цветах: красный, жёлтый, синий; о семи цветах радуги.

Развивающая: развивать творческие способности; формировать умения и навыки в смешивании красок как на палитре, так и непосредственно на работе; способствовать обогащению словарного запаса.

Воспитательная: формировать художественное воображение и творческое мышление; воспитывать чувство прекрасного; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: изучение основных цветов; цветов радуги.

Материал для показа: фигурки Белянки, Чернушки, семи гномов, раскрашенных по цветам радуги, гуашь (красная, жёлтая, синяя, палитры, кисти, листки с нарисованными силуэтами гномов).

Ход занятия

Воспитатель (показывает и рассказывает). В одной сказочной стране на берегу волшебной реки жили принцесса Белянка и семь гномов. Белянка любила белые наряды, а у гномов одежда соответствовала семи цветам радуги (показ радуги). Ребята, назовите мне, пожалуйста, эти цвета.

Ответы детей: в цвета радуги входят следующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: каждый гномик носил одежды только своего любимого цвета. Гномиков так и звали по цветам – Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый. У одних одежда была тёплых тонов, у других – холодных. Назовите мне, пожалуйста, тёплые и холодные цвета.

Ответы детей: к тёплым тонам относятся: красный цвет, оранжевый, жёлтый и светло- зелёный. К холодным цветам относятся: тёмно-зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: у каждого гномика был зонтик любимого цвета. Когда на улице было очень жарко, Голубой, Синий, Фиолетовый гномики открывали свои зонтики и становилось прохладнее, потому что эти цвета напоминали о море, холоде, снеге. А холодной зимой Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный гномики открывали свои зонтики, и становилось всем теплее, потому что эти цвета напоминали об огне, тепле и лете.

В этой же стране жила злая принцесса Чернушка, она ходила всегда в чёрном и не любила одежду ярких цветов.

Жила она на другом берегу волшебной реки, вода в которой была чистая и прозрачная, но если гномики стирали свою одежду, она окрашивалась тем же цветом. Однажды гномики выстирали свою одежду, повесили сушить её и легли спать. Чернушка подкралась и одежду Оранжевого, Зелёного, Фиолетового гномов вымазала в чёрный цвет. Она сделала бы это и с одеждой остальных гномиков, но взошло солнышко, и гномики проснулись. Увидев, что их красивые наряды превратились в чёрные тряпки, гномики заплакали. Белянка их успокоила и сшила из своей белой накидки новые костюмы, но они были все одинаково белыми. Тогда белянка опустила в воду первый костюм и попросила Красного и жёлтого гномиков по очереди постирать их одежду.

Давайте и мы с вами попробуем на палитре, смешать красный и жёлтый цвета.

Дети наносят на палитру красный цвет, промывают кисточку, набирают жёлтый цвет и смешивают его с красным.

Воспитатель: и, о чудо какой цвет получился?

Ответы детей: получился оранжевый цвет.

Воспитатель: правильно, сейчас получившимся цветом раскрасьте одежду первого гномика на листке.

Дети раскрашивают оранжевым цветом одежду гномика, нарисованную на листе.

Воспитатель: тогда Белянка попросила Жёлтого и Синего постирать их одежду.

Дети смешивают жёлтый и синий цвета.

Воспитатель: какой у вас получился цвет?

Ответы детей: у нас получился зелёный цвет.

Воспитатель: зелёным цветом раскрасьте одежду второго гномика.

Дети раскрашивают.

Воспитатель: а затем Белянка попросила Красного и Синего гномиков постирать одежду.

Дети смешивают красный и синий цвета.

Воспитатель: какой цвет у вас получился?

Ответы детей: у нас получился фиолетовый цвет.

Воспитатель: фиолетовым цветом раскрасьте одежду третьего гномика.

Дети раскрашивают.

Воспитатель: так гномики узнали, что жёлтый, красный и синий цвета – основные, потому что их них можно получать новые цвета.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию № 3

Тема: «Погода бывает разной»

Цель: ознакомление детей со свойствами красок, а именно: делением их на тёплые и холодные тона.

Задачи:

1.Познакомить детей с понятиями «теплые» и «холодные» тона. Учить их понимать и различать эмоциональную характеристику цвета.

2.Формировать у ребят навыки рисования по памяти, представлению. Пробуждать в них чувствительность к цветовым оттенкам в природе.

3.Развивать у воспитанников изобразительные способности; память; мышление; творческое воображение.

4.Расширять представления об окружающем мире.

5.Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением зимней и летней картин природы; авторская игра-пособие «Цветное настроение»; листы белой бумаги; акварель; кисти; стаканчики с водой; салфетки; ножницы.

Ход занятия.

- Ребята, я вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте, подумайте и скажите, о чём сейчас пойдёт речь.

Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?

Какого цвета ветер?

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета зима, весна и лето?

Скажи, скажи, художник!

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер.

Поймём, какого цвета огромная планета!

- Конечно, мы поговорим сегодня о цвете и его великой тайне. Ведь цвет может влиять на наше настроение (примеры), с помощью цвета человек может передать свои чувства.

Дидактическая игра «Цветное настроение» с использованием пособия.

- А ещё, ребята, мы выясним, какие цвета считаются тёплыми, а какие холодными и почему.

- А поможет вам в этом разобраться сказка.

Жили-поживали в тюбиках у Художника разноцветные краски. Некоторые из них напоминали Художнику огонь, солнце, маки на лугу, поэтому он называл эти краски тёплыми. Теплыми красками Художник рисовал землянику, морковку, цыплят, осенние листья, закаты и восходы.

- Вы догадались, что это были за краски? (ответы детей)

- Остальные краски Художник называл холодными за то, что они были похожи на лёд, снег, воду, грозовые тучи. Холодные краски он доставал, когда надо было нарисовать небо и дождь, васильки и колокольчики, ночь и лунный свет.  

- Назовите холодные краски. (ответы детей)

- Тёплые и холодные краски всё время спорили друг с другом:

- Мы самые лучшие! – кричали тёплые.

- Мы самые красивые! – возражали холодные.

Услышала однажды этот спор Матушка Природа. Взяла она тёплые краски и нарисовала ими лето. (показать) Потом взяла холодные краски и нарисовала ими зимний пейзаж. (показать) Ведь природа – самый лучший в мире художник!

- Отныне вы будете дружить, - сказала Матушка Природа краскам. А те не стали спорить. Теперь и тёплые, и холодные краски радуют наш глаз, поднимают нам настроение, делают нас добрее.

Дети рассматривают летний и зимний пейзажи. Делают вывод: тёплые цвета – красный, оранжевый, жёлтый и все, в которых они присутствуют при смешивании. Тёплые цвета напоминают то, что может согреть. Холодные цвета – синий, голубой, фиолетовый и все прочие, в которых участвуют при смешивании названные цвета. Холодные цвета добавляют в картину строгость и величие. Они ассоциируются с чем-то действительно холодным.

Динамическая пауза:

На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки, кружочки... Потому что я рисую, их рисую на листочке.

3.Практическая часть.

- А сейчас я предлагаю вам подумать и нарисовать на листе бумаги цветок. Это может быть ваш любимый цветок или придуманный сказочный. Но рисовать разрешается либо только холодными красками, либо только красками тёплыми.

Напомнить некоторые правила рисования акварелью по – мокрому.

Непосредственно самостоятельная творческая деятельность детей.

Словесно- двигательная деятельность: игра с мячом «Тепло – холодно»

(пока высыхают работы детей)

- Я буду называть слово и бросать вам мяч. Если слово вызывает у вас чувство тепла, вы ловите мяч, если ощущение холода, мяч отталкиваете. (вода, солнце, огонь, снежинка, дождь, небо, золотая рыбка, костёр, лёд, осенний лист, метель, луна, ночь, восход, маковое поле, айсберг, закат)

- Ваши рисунки высохли. Теперь каждый из вас аккуратно вырежет свой цветок, чтобы «поставить» его в вазу. Цветы тёплых оттенков мы поместим в одну вазу, а цветы, выполненные в холодных тонах – в другую. (рисунки размещаются на магнитной доске)

4.Рефлексия.

Ребята рассматривают получившиеся букеты.

- Какой букет вам нравится больше? Почему?

- Какие ощущения вы испытываете, разглядывая «тёплый» букет?

- Что вы чувствуете, глядя на «холодный» букет?

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию №4

Тема: «Павлин»

Цель: педагогическая поддержка развития умения правильно сочетать цвета.

Задачи:

продолжать формировать интерес к созданию общего продукта деятельности; подводить к пониманию преимущества коллективной деятельности; упражнять детей приемам цветового контраста в изображении перьев павлина; воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть красоту.

Ход занятия

Ребята, чтобы узнать кого мы с вами будем сегодня рисовать вам нужно отгадать загадку:

Это что за чудо-птица?!

Не сова и не синица,

Не журавль и не дрозд...

Как раскрытый веер хвост...

Голубой, зеленый, красный -

Сколько же на перьях красок?

Точно важный господин,

Ходит по двору...(Павлин).

Просмотр видеоролика «Павлин распускающий хвост». Беседа.

2 Создание проблемной ситуации.

Педагог: - Ребята! Сегодня к нам в гости прилетел павлин, но у него

случилась беда. Он потерял свой красивый хвост. Давай те ему поможем,

снова приобрести хвост. Но так как павлин птица необычная, то и хвост ему мы будем рисовать необычным способом: с помощью картонок и пальчиков. Объясняю и показываю, как рисовать картоном. Выполнение работы.

Дети, посмотрите какой красивый хвост получился у павлина. Это вы помогли павлину, и теперь на его хвосте есть отпечатки ваших пальчиков: и для красоты и павлину на память о таких чудесных детках, как вы.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию №5

Тема: «Как принцесса Чернушка помирилась с гномиками и принцессой Белянкой».

Цель: педагогическая поддержка знакомства детей со свойствами белой краски (как смягчить, осветлить любой цвет, со свойствами чёрной краски (как получить более тёмный оттенок). Закрепить названия цветов и оттенков: голубой, розовый, светло-серый, серый.

Ход занятия

Воспитатель (показывает и рассказывает). Был чудесный солнечный день, гномики стирали по очереди в волшебной реке одежду. Вместе им нельзя было стирать, потому что тогда краски перемешались бы, и одежда вся стала серой. Белянка нечаянно уронила белую накидку в воду, а когда Красный гномик вынул свою одежду, она стала розовой. Всем так понравилось, что гномы по очереди стали опускать с Белянкой свою одежду в воду. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем на палитре смешивать цвета. Возьмите синий цвет, нанесите на палитру. Теперь хорошо промойте кисточку и наберите белый цвет, смешайте его с синим.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: какой цвет у вас получился?

Ответы детей: у нас получился голубой цвет.

Воспитатель: правильно, теперь полученным голубым цветом раскрасьте листок, из которого мы потом вырежем курточку для гномика.

Дети раскрашивают лист бумаги голубым цветом при помощи поролоновых губок.

Воспитатель: теперь также поработайте с красным и зелёным цветами.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: какие цвета у вас получились?

Ответы детей: у нас получились розовый и светло-зелёный цвета.

Воспитатель: правильно. Так гномики узнали, что белый цвет осветляет остальные цвета.

Всё это время за гномами наблюдала принцесса Чернушка. Гномики уже забыли, что она когда-то сделала с их одеждой, и, увидев её, они очень испугались, что сейчас их одежда превратится в чёрную. Но Белянка предложила Чернушке дружить всем вместе, а так как чёрный цвет очень насыщенный и может все остальные цвета закрасить, решили чёрного добавлять в одежду гномиков по капельке и посмотреть, что получится. И вы, ребята, попробуйте нанести на палитру красный цвет и добавьте в него капельку чёрного. Какой цвет получился?

Ответы детей: у нас получился тёмно-красный цвет.

Воспитатель: то же попробуйте с синим, зелёным и белыми цветами.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: какие цвета получились?

Ответы детей: у нас получились тёмно-синий; тёмно-зелёный; серый цвета.

Воспитатель: правильно. Так гномики узнали, что чёрный цвет даёт более тёмный оттенок, затемняет. С тех пор Белянка, гномики и Чернушка подружились.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию №6

Тема: «Яблоневый сад»

Цель: Педагогическая поддержка закрепления умения создавать разбелённые цвета.

Программное содержание занятия:

Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;

Закрепить с детьми способ получения розового цвета;

Закрепить знания детей о деревьях;

Помочь детям познать окружающую действительность, развивать чувство прекрасного;

Формировать творческие способности детей в создании выразительных образов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Демонстрационный материал: иллюстрация с изображением цветущих яблонь, веточка цветущей яблони, чистый лист бумаги, кисть, краски, палитра, готовый образец задания.

Раздаточный материал: листы бумаги с изображением стволов яблонь, нарисованных техникой выдувания, кисти (две для рисования и одна клеевая на каждого ребенка, палитры, стаканы с водой, салфетки.

Предварительная работа: беседы о временах года, различных садовых деревьях, в том числе яблони; рассматривание иллюстраций; чтение русской народной сказки «Молодильные яблоки»; выполнение стволов яблонь техникой выдувания; рисование методом «тычка».

Ход занятия

Вступительная часть. Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие по сюжетному рисованию. Но прежде ответьте мне, пожалуйста, какое время года сейчас идет?

Ответы детей: Весна.

Воспитатель: А как называется месяц?

Ответы детей: Май.

Воспитатель: верно, молодцы. А вы знаете, что весной, в мае особенно пышно деревья покрываются листвой и цветут. Скажите, пожалуйста, какие плодовые деревья вы знаете?

Ответы детей: Вишня, слива, яблоня, груша.

Воспитатель: правильно, молодцы. Вы назвали много плодовых деревьев, но рисовать мы будем только одно. Это – яблоня, и не просто, а цветущая.

Основная часть. Дети проходят к рабочим столам и рассаживаются на свои места. Воспитатель: ребята, перед вами листы бумаги со стволами яблонь, которые мы рисовали на предыдущем занятии. А кто помнит, каким нетрадиционным способом мы это делали?

Ответы детей: Стволы выдували через трубочку.

Воспитатель: правильно, методом «выдувания». А сегодня мы будем рисовать яблоневый цвет и листья деревьев методом «тычка». Но для начала давайте вспомним особенности строения яблони. Какая она?

Ответы детей: Красивая, с ровными, длинным стволом. Густые ветки только на верху и т. д.

Воспитатель: Верно. Яблоня – это плодовое дерево с высоким ровным стволом, ветки кроны у яблони густые, но не прямые. Ребята, обратите на это внимание. Именно такие яблони на ваших листах.

А сейчас давайте рассмотрим цветы яблоньки. Какого они цвета? (воспитатель обращает внимание детей на ветку яблони и на иллюстрации).

Ответы детей: Белые, розовые.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, на белой бумаге будут заметны белые соцветия?

Ответы детей: нет, не будет видно.

Воспитатель: поэтому мы будем рисовать розовым цветом. А для того, чтобы получить этот цвет, что нам необходимо сделать?

Ответы детей: смешать несколько цветов.

Воспитатель: а что нам понадобится для смешивания красок?

Ответы детей: палитра.

Воспитатель: верно, палитра. А какие краски нужно смешать, чтобы получился красивый розовый цвет.

Ответы детей: в белую краску нужно добавить красную.

Воспитатель: вы правы.

Воспитатель показывает, как нужно смешивать краски. Дети следом тоже самое делают самостоятельно. Воспитатель в это время помогает и советует детям.

Воспитатель: и так, у всех получился нужный цвет, и мы можем приступать к работе.

Воспитатель просит одного ребенка показать правила рисования «тычком» на образце.

Воспитатель:Ребята,прежде чем приступить к рисованию,давайте подготовим наши ручки.

Проводится пальчиковая гимнастика:

Пальчик толстый и большой в сад за яблочком пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу,

Средний пальчик самый меткий - он сбивает яблоки с ветки,

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

Воспитатель: А теперь приступайте к работе, будьте аккуратны и внимательны.

Дети индивидуально выполняют практическое задание. Во время самостоятельной практической деятельности детей в группе звучит музыка.

Воспитатель: (когда дети выполнили задание) Ребята, вы закончили рисовать яблоневый цвет, а пока краска подсыхает, приглашаю вас на физкультминутку.

Физкультурная минутка: "Фрукты".

Будем мы варить компот. Маршировать на месте.

Фруктов нужно много. Вот. Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.

Воспитатель: Молодцы! Весело отдохнули. А пока мы веселились, наши цветы подсохли, и мы можем продолжать работу. Рассаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы рисовали?

Ответы детей: Яблоневый цвет.

Воспитатель: верно, а что еще вместе с цветами появляется в мае на яблонях?

Ответы детей: листья.

Воспитатель: правильно. Вот сейчас мы их будем рисовать. А как вы думаете, каким способом можно их нарисовать?

Ответы детей: Способом «тычка».

Воспитатель: Правильно. Листочки мы нарисуем «тычком» (воспитатель напоминает детям на образце, как нужно правильно рисовать методом «тычка»). Но я вас хочу предупредить, что не нужно брать много воды на кисть, от этого рисунок получится размытым. Скажите, пожалуйста, какой оттенок имеют листья яблони?

Ответы детей: Светло-зеленый.

Воспитатель: Верно. Молодцы. Приступайте к работе (звучит музыка).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы уже справились с работой. Поэтому предлагаю перейти к следующему этапу. Чего не хватает на наших рисунках?

Ответы детей: Земли, травы, неба и т. д.

Воспитатель: Совершенно верно. Сейчас вы все возьмете толстые кисти и дополните свои рисунки необходимыми элементами и деталями.

Дети приступают к работе (снова звучит музыка).

Итоговая часть. Воспитатель: Давайте посмотрим, что же получилось у каждого из вас? Какие вы все молодцы! Все справились!

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию №7

Тема: «Костюм для клоуна»

Цель: Закреплять знания о тёплых и холодных цветах, учить видеть и понимать разницу между ними. Познакомить с контрастными цветами. Учить детей самостоятельно подбирать контрастные цвета для костюма клоуна, дополнять рисунок необходимыми деталями. Расширить опыт владения цветовыми сочетаниями. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативу.

Оборудование:

·     методические пособия по цветоведению (цветовой круг, таблицы «холодных» и «тёплых» цветов, таблица  контрастных  цветов).

·     иллюстрации, фотографии, рисунки с изображением клоунов и других артистов цирка.

·     костюм  клоуна для выступающего ребёнка, шляпа-цилиндр.

·     аудиозапись циркового марша «Парад-Алле», аудиозапись музыки В. Шаинского «Песенка о цирке».

·     вырезанные из белой бумаги шаблоны костюмов для клоуна.

·     пластилин

·     дидактическая игра «Костюм для клоуна».

Ход занятия

Занятие начинается с прослушивания циркового марша «Парад-Алле».

Педагог: Вслушайтесьв звуки музыки, как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?

Дети: В цирк!

Педагог: правильно в цирк! Кто-нибудь из вас был в цирке?

Дети: (…ответы детей)

Педагог: Цирк - яркое, весёлое зрелище! Какие артисты выступают вцирке?

Дети: (… ответы детей)

Педагог: А сегодня к нам пришёл самый весёлый, самый смешной артист из цирка! Догадайтесь кто это?

В цирке он смешнее всех,

У него большой успех,

Только вспомнить остаётся,

Весельчак как тот зовётся?

Дети: Клоун!

Педагог: Конечно, клоун! Что делают клоуны на сцене?

Дети: (…ответы детей)

Педагог: Ни одно цирковое представление не обойдётся без весёлого клоуна!

Заходит  ребенок, одетый в костюм клоуна.

Клоун: Очень цирк люблю, друзья,

На арене главный я!

Я весёлый и смешной,

Завожу своей игрой!

Шутки острые про всех,

В зале слышен детский смех.

Радость детям приношу:

В цирке клоуном служу! (Т. Лаврова )

Педагог: Посмотрите на клоуна, какой он  нарядный, красивый!У него необычная одежда! Во что он одет?

Дети:…(ответы детей)

Клоун: Попросить хочу ребят,

Сделать мне подарок!

Пластилин в руки взять,

Мне костюм нарисовать!

Педагог: Скоро у клоуна выступление, а костюмы у него белые, нераскрашенные! Давайте поможем клоуну, раскрасим его наряд!

Педагог показывает вырезанные из белой бумаги шаблоны костюмов клоунов.

Для того, чтобы костюм получился яркий, нарядный, мы должны вспомнить волшебное свойство цветов.

Клоун: А поможет нам в этом моя шляпа!

Педагог: Шляпа у клоуна не простая, а волшебная! Интересно, что там внутри?

Выходит ребёнок и достаёт из шляпы цветовой круг.

Педагог: что это, дети?

Дети: цветовой круг.

Педагог: правильно, волшебный цветовой круг!

Дети садятся за столы.

 Педагог: Давайте вспомним, на какие две группы делятся цвета?

Дети: Цвета делятся на две группы: «тёплые» и «холодные».

Педагог: Назовите «тёплые» цвета. Теперь назовите «холодные» цвета.

Дети: …(ответы детей)

Педагог: сегодня вы узнаете секрет «тёплых» и «холодных» цветов.

Клоун: и снова нам поможет моя волшебная шляпа! Кто мне поможет?

 Ребёнок достаёт из шляпы пособие «Контрастные цвета».

Педагог: расположенные рядом «тёплые» и «холодные» цвета помогают друг другу быть ярче, зажигают друг друга. Посмотрите на пособие «контрастные цвета». Расположенные рядом «тёплые» и «холодные» цвета называются контрастными. Контрастные цвета находятся на цветовом круге напротив друг друга.

А сейчас мы поиграем в интересную игру «Костюм для клоуна».

Дидактическая игра «Костюм для клоуна».

Педагог предлагает детям собрать из двух половинок «тёплых» и «холодных» цветов  (вырезанных из цветного  картона) костюмы для клоунов.

Педагог: Молодцы! Ваши знания нам сегодня очень пригодятся! А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

Клоун и дети:

Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены.

Вправо, влево и вперёд

Поклонился всем как мог.

(Повторить 2-3 раза)

Педагог: посмотрите, здесь на столе лежат нераскрашенные костюмы, все они очень разные. Одни с пышными манжетами, другие с большими воротниками и бантами. Выберете костюм, который вам больше всего понравился, и садитесь за столы.

Дети выбирают костюмы и садятся за столы.

Педагог: сегодня каждый из вас станет маленьким волшебником. Вы при помощи пластилина должны будете закрасить костюм клоуна, используя контраст «тёплых» и «холодных» цветов.

Дети выполняют работу.  Педагог помогает советами, косвенными вопросами, в случае затруднений советует обращаться к таблицам по цветоведению.

Выставка и анализ работ.

Звучит музыка В. Шаинского  «Песенка о цирке».

Клоун: Какие  яркие, нарядные, красивые  получились костюмы! Спасибо, дети! Вы настоящие художники!

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию №8

Тема: «Антарктида»

Цель: Педагогическая поддержка закрепления умения подбирать оттенки в холодных тонах.

Задачи: воспитывать любовь к природе. Сформировать представление о природном явлении-северном сиянии, учить рисовать его, развивать у детей чувство гармонии и красоты, интерес к выполнению задания. Закрепить умение работать в технике «по сырому».

Техника: рисование по сырому, набрызг.

Ход занятия:

Педагог. Ребята, вы знаете, кто самый лучший волшебник?

(Версии детей)

я могу вам подсказать и даже показать фокусы этого могучего мага.

Демонстрация рисунков: «Радуга», «Град», «Гроза», «снегопад», «вулкан», «туман».

-Теперь вы догадываетесь?

(Дети называют природа)

А хотите, я покажу вам самый таинственный фокус природы?

(Педагог показывает видео с изображением «северного сияния»)

Как вы думаете, что это может быть? (Версии детей)

Это - северное сияние. А у нас бывает такое? Почему?

(ответы детей)

Да, ребята, у нас это невозможно увидеть, потому что мы живём на юге, а «северное сияние» бывает исключительно на севере. Это свечение имеет, магнитно - электрический характер. Небо в такие минуты выглядит захватывающе, как будто волшебница природа плеснула на небо разноцветные краски, а они вдруг ожили там, стали двигаться, передвигаться с одного места на другое и пульсировать то, увеличиваясь, то уменьшаясь. Послушайте, как описал это чудо поэт Максим Дудин:

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной

Ему наверно по натуре

Холодной страсти красота

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета.

Здорово! А хотите, чтобы и у нас было «Северное сияние»? Тогда на

придется самим стать маленькими волшебниками, как природа, и нарисовать его только не на небе, а на бумаге. Готовы? Вот только разомнемся!

Физкультминутка.

«Дети любят рисовать»

Вот мы взяли краски в руки, Кисти рук сжать в кулаки,

И не стало в доме скуки, вращательные движения по кругу.

Что бы было веселей, Хлопки в ладоши.

Яркой краски не жалей!

Это правда! Встали, рывки руками перед грудью.

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать! Повороты туловища влево — вправо,

На бумаге, на асфальте, на стене руки на поясе. Садятся на свои места.

И в маршрутке на окне!

Э. Успенский

Педагог. Нам понадобится большая кисть и простая чистая вода. Первым делом мы проведем мокрой кистью линию горизонта. Теперь станем набирать по очереди разные краски и ставить яркие пятна на небе так, чтобы расползаясь, одно пятно касалось другого. Затем возьмем синюю краску — цвет вечернего неба и закрасим все пространство вокруг «сияния», не забыв подчеркнуть линию горизонта. Северное небо готово, только не хватает звезд.

Звезды нам поможет нарисовать наша старая подружка — зубная щетка, и ее любимая белая краска. Помните, как с ней работать? Нужно обмокнуть краешек щетки в белую гуашь, затем «причесать» щеточку вниз о край дощечки.

(Дети по мере готовности, по одному выполняют эту операцию под присмотром педагога)

Педагог Дорогие ребята волшебство получилось, вы все видите «северное сияние» у нас здесь

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию №9

Тема «Африка»

Цель: Педагогическая поддержка закрепления умения подбирать оттенки в тёплых тонах.

Задачи:  

- создание художественной композиции с изображением африканской саванны и жирафа в технике восковой мелок+акварель с применением шаблона

-познакомить с последовательностью создания изображения в технике восковой мелок+акварельные краски с использованием шаблона жирафа;

-развивать умение выстраивать композицию, заполнять всё пространство листа, создавать законченный рисунок;

-развивать умение применять уже знакомые техники: восковой мелок+акварель, рисование методом "тычка" в новых работах;

-закреплять полученные знания о животных африканских саванн;

-воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Материалы:

-альбомные листы;

-акварельные краски;

-стаканчики с водой;

-простой карандаш;

-восковые мелки;

-кисти № 3,4 (белка, пони), обрезанная кисть для рисования "тычком";

-шаблоны жирафов разного размера;

-гуашь зелёного цвета;

-салфетка или тряпочка.

Ход занятия

-Ребята, сегодня мы совершим путешествие в мир африканской саванны. Что это такое? Кто знает?

Подводится итог детским высказываниям:

-Саванна-это обширная равнина, где растут высокие травы в рост человека и даже выше (до 3 метров).

Там растут необычные деревья. Например, зонтичная акация.

Под этим деревом невозможно спрятаться в тени, как под нашими деревьями. Крона её не даёт тени. Так акация приспособилась к очень жаркому климату. Её листочки развёрнуты ребром с солнечномусвету.

Ещё одно необычное дерево африканской саванны-баобаб.

В средине своего ствола дерево накапливает влагу, так оно приспособилось к жаре. Врагами баобабов являются слоны, которые поедают его кору. А ещё баобаб даёт очень вкусные плоды, которыми питаются животные и, конечно, люди. Как вы заметили деревья в саванне растут по одиночке и небольшими группами. Там нет таких лесов, как у нас, в средней полосе России.

-Сегодня мы поговорим об очень интересном животном, обитающем в африканской саванне. Отгадайте, кого мы будем рисовать?

Варианты загадок:

Посмотрите, выше крыш

Шею вытянул малыш.

Хочет, глупый, хоть чуть-чуть

В небе солнышко лизнуть.

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями-

Листьями деревьев.

Это зверь какой то странный,

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав

Вдвое сложится ....жираф.

Жираф-самое высокое животное (вырастает до 6 метров). Питается листьями и побегами деревьев, которые легко достаёт благодаря высокому росту.

Но, чтобы взять корм с земли, ему приходится либо становиться на колени, либо сильно расставлять ноги.

Жираф спасается от врагов бегством. Ещё ему помогает защитная пятнистая окраска. Несмотря на неуклюжий вид, бегает это животное быстрее лошади.

-Сегодня мы научимся рисовать жирафа, но сначала отдохнём и поиграем.

Физкультминутка.

"Жираф" Самуил Маршак.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста. /изобразить сбор цветов/

Но тому, кто так высок.

Нелегко сорвать цветок. /стараться "собрать цветы" наклоняясь и не сгибая ноги в коленях/

В качестве физкультминутки можно использовать песенку Екатерины Железновой "У жирафа пятнышки везде".

Обводим жирафа по контуру простым карандашом.

Убираем шаблон. Больше он не понадобится. Обводим поверх карандашного рисунка восковым мелком коричневого цвета. Можно сразу обводить мелком, но он должен быть достаточно острым (отточенным), иначе детям будет трудно. Подрисовываем жирафу мордочку, короткую гриву, хвост и копыта на ногах рисуем пятнышки. На теле они крупнее, на ногах и хвосте меньше по размеру. Обращаем внимание детей на то, что пятнышки не круглые, а больше похожи на многоугольники.

Создаём окружающий жирафа пейзаж. Пока всё рисуем восковыми мелками.

Набросок готов. Можно приступать к его раскрашиванию акварельными красками.

Жирафа аккуратно раскрашиваем жёлтой или светло-коричневой краской. Затем наносим коричневый фон изображающий песок в пустыне

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию №10

Тема: «Скоро наступит лето»

Цель: Педагогическая поддержка закрепления умения правильно сочетать и различать цвета.

Задачи:

познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования " кляксография". Познакомить детей с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи ватных палочек. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: Листы белой бумаги для рисования Акварельные краски, гуашь. Трубочка для коктейля, стаканчики для трубочек, кисточки, салфетки, тарелочки.

Ход занятия.

1.Создание эмоционального настроя.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Нам преграды не страшны,

Если мы дружны!

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель. Кто-то бросил к нам в окошко

Посмотрите письмецо

Может, это лучик солнца

Что щекочет нам лицо

Может это воробьишко

Пролетая обронил?

-Ребята хотите узнать, кто нам написал письмо? (ответы детей)

"Здравствуйте ребята! Меня зовут Полевичок. Послушайте мою историю. Раньше было много полей. Но сейчас люди не берегут природу. Поэтому полей становиться все меньше и меньше. Люди рвали цветы, ничего не сажали. Помогите мне и моему полю."

Воспитатель: Ребята, поможем Полевичку? Нарисуем поле с цветами?

- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра "Ромашки"

Мы красивые цветочки

(Сжимают и разжимают пальца)

Нас так любят мотылечки,

(Загибают поочередно пальцы)

Любят бабочки, букашки.

Детки нас зовут «ромашки»

(Сжимают и разжимают пальцы)

У каждой мамы малыши -

(Перебирают пальцами по очереди)

Все красивы, хороши.

Воспитатель: -Ребята, вы хотите нарисовать? Тогда занимайте места за столами.

- А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)

Беседа:

- Давайте все вместе вспомним и перечислим времена года.

- А какое сейчас время года?

- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)

- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки)

Практическая часть:

Воспитатель поясняет.

Поставить каплю краски, поднести конец соломинки, направив при этом движение вверх, меняя направление — делаем цветок.

Воспитатель: А что еще нужно нарисовать. Как вы думаете?

Дети: Солнце

Воспитатель: правильно

А сейчас пора приниматься за работу.

Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

- Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети рисуют.

Самостоятельная деятельность детей. Каждый ребенок путем выдувания из кляксы рисует цветы и солнце.

Мы сегодня рисовали и наверное устали

давайте сделаем физкультминутку.

Физкультминутка "Дерево качается"

1. Дерево качается

Где-то в облаках, (Покачивание туловищем влево-вправо)

Облака качаются

На его руках. (Руки поднимаем вверх)

Эти руки сильные

Рвутся в вышину,

Держат небо синее,

Звезды и луну.

Анализ детских работ. Ребята, мы обязательно отправим наши рисунки Полевичку. Я надеюсь что мы ему помогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Медведица с медвежонком" в подготовительной группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке на тему "Медведица с медвежонком" в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: "Гравю...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе. Тема: « Белочка».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе.Тема: « Белочка»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй младшей группе. Конспект адаптирован для проведения в условиях карантина. «Витамины в баночке»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй младшей группе. Конспект адаптирован для проведения в условиях карантина.«Витамины в ба...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй младшей группе. Конспект адаптирован для проведения в условиях карантина. «Витамины в баночке»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка во второй младшей группе. Конспект адаптирован для проведения в условиях карантина.«Витамины в ба...