«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии дошкольного возраста»
статья по рисованию на тему

Щеглова Татьяна Алексеевна
«…Это правда! Ну что же тут скрывать?
 
Дети любят, очень любят рисовать.
 
На бумаге, на асфальте, на стене
 
И в трамвае на окне...»
 
Э. Успенский.
 
Рисование для детей – это самое естественное и увлекательное занятие. Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве с самого раннего возраста. С малых лет они тянутся к ярким краскам, карандашам и мелкам, пытаясь рисовать свои замысловатые каракули везде, куда упадет их взгляд. Учитывая интерес детей к образовательной области «Художественное творчество», я решила применить в своей работе многообразие нетрадиционных художественных техник рисования, разнообразные пальчиковые игры и упражнения.
 
В настоящее время отмечается тревожная ситуация снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста. Поэтому целью моей деятельности стало развитие мелкой моторики для подготовки детей к письму через нетрадиционные способы рисования. Я обратила внимание, что дети на занятиях постоянно копируют образец предлагаемый воспитателем и дети часто теряют интерес к выполнению работы. Рисование нетрадиционными способами творческая, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, что способствует развитию воображения, проявлению инициативы, выражению индивидуальности.
 
В каждом доме есть множество ненужных интересных вещей: катушки ниток, крышки, пуговицы, пробки, наклейки, свечи, губка. Вышли на улицу, поехали на речку, а сколько здесь интересного: веточки, скорлупа, листочки, семена, палочки, камушки, ракушки, песок. Все эти материалы и нетрадиционные техники рисования привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя». Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Дети получают большое удовольствие, незабываемые ощущения. По эмоциям ребенка можно судить о настроении ребенка: что его радует, и что огорчает.
 
Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, малыши любят быстро достигать результата в своей работе, так как они не усидчивы. Кому из них не понравиться рисовать пальчиками, делать забавные рисунки собственными ладошками и ступнями, обмакнув их в яркие краски. Для детей старшего возраста - способ проявления творчества. Это большая возможность для ребенка думать, пробовать, искать, экспериментировать.
 
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
 
* Способствует снятию детских страхов;
 
* Развивает уверенность в своих силах;
 
* Развивает пространственное мышление;
 
* Учит детей свободно выражать свой замысел;
 
* Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
 
* Учит детей работать с разнообразным материалом;
 
* Развивает чувство композиции, ритма, колорита,
 
* чувство фактурности и объёмности;
 
* Развивает мелкую моторику рук;
 
* Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
 
* Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
 
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арттерапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей! Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.
 
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
 
Каждую технику провожу в игровой форме, что доставляет детям большое удовольствие. Выполнение работ проводится постепенно от простого к сложному. На занятиях стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, яркие краски. Также использую на занятиях путешествия, художественное слово, эмоциональный настрой. Ребята самостоятельно выбирают технику и средства изображения. Малышам интересно на протяжении всего занятия, работоспособность высокая.
 
С детьми младшего дошкольного возраста я часто использую рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками и ступнями. С помощью ладошек, ступней и пальчиков можно создать любые рисунки. Переворачивая ладошку или ступню в любом направлении можно дорисовать детали и получить забавный, абстрактные рисунок любого зверя, птицы, насекомого и т.д. Работы выполнялись индивидуально и парами. Все это вызывает у детей множество положительных эмоций, восхищения и удивления.
 
Для детей среднего дошкольного возраста используются более сложные техники рисования-это печать пробками и поролоном, отпечатки листьев и геометрических фигур, рисование ватными палочками и дисками, восковые мелки, акварель и кляксография. Особенно малышам нравится рисовать ватными палочками, делать отпечатки листьев, фигур и кляксография. Получались оригинальные сюжетные композиции, которые дети с
 
удовольствием рассматривали и показывали своим родителям, радуясь своему успеху. Ребята с удовольствием повторяли все действия, и у них с каждым разом получалось все лучше и лучше.
 
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить более трудные методы и техники. На занятиях с ребятами использовала такие техники как рисование песком, пеной для бритья, крупой, скорлупой и монотипия пейзажная. Работы выполнялись индивидуально, парами и группами. Дети были в восторге от своих работ. Работы своей красочностью и оригинальностью выполнения еще больше заинтересовали детей. Они с нетерпением ждали следующих занятий и приносили из дома различные материалы для работы. В конце года была организована выставка рисунков выполненных ребятами всех групп.
 
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется произведением искусств. Применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение» №157

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

                                                                               Подготовила воспитатель

Щеглова Татьяна Алексеевна

г. Иркутск

2018г

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

  Форма проведения: семинар-практикум.

Цель: оказание помощи родителям в изготовлении дидактического пособия для развития мелкой моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития мелкой моторики;
  • сформировать представление о некоторых приемах изготовления пособий для выполнения упражнений для моторики пальцев рук;
  • познакомить с правилами организации упражнений дома;
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации мелкой моторики, органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений.

Актуализация темы

Актуализация данной темы состоит в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речь и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Говоря о моторики, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Игры и занятия, помогают в развитии мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет крохи. Как развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, читайте в материалах нашего сайта. Содержание 1. Что такое мелкая моторика и для чего она нужна 2. Способы развития мелкой моторики рук у дошкольников 3. Советы педагогов 4. Вместо заключения Что такое мелкая моторика и для чего она нужна Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры. Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. Это дисциплинирует его, научится складывать детали конструкторов, держать их в чистоте и порядке. Коробки хорошо хранятся на полках и в шкафах в детской комнате ребенка, не создают видимости беспорядка. В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной. Способы развития мелкой моторики рук у дошкольников Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый их этих способов более подробно. Пальчиковые игры Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой. Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры рекомендуется подкреплять своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками. Можно вместе стоить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения. Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат. Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут. На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего чада, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики. КАК ЗАЩИТИТЬ МАЛЫША ОТ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ? «КРЯ-КРЯ»: Детские солнцезащитные средства — специально для чувствительной кожи! Защищают с 1-й минуты! Узнать больше... SlickJump® Игры-шнуровки Этим развлечениям большое внимание уделяют детские логопеды и психологи. Наверное, многие родители помнят подобные игрушки еще с ясельного возраста своих детей. Такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя. Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любая мама. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие крохи. Nativ Ttarget Не пропустите акцию в Магните! Совершать покупки в Магните теперь не только выгодно, но и интересно! Просто делай покупки, собирай за них наклейки и меняй их на уникальные призы от суперзвезды футбола Рональдиньо! Узнать подробнее... Пальчиковые краски Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками. «Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг. Опытные родители рекомендуют обязательно подготавливать «плацдарм» для творчества и застилать место для рисования клеенкой. Вместо альбомных листов все-таки лучше использовать ватман. Его можно располагать на клеенке или вешать на стену или специальную доску. Чтобы краска не испортила весь интерьер квартиры, не разрешайте ребенку рисовать, где ему вздумается: для творческих порывов должно быть конкретное место. И творить лучше в домашней одежде, которую можно будет легко привести в порядок, постирать и почистить. Конструкторы Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению. Однако, это не означает, что если родители купили ребенку какой-нибудь из видов конструкторов (или сразу все), что теперь с развитием их чада будет все в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка. Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам. Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность. Цветовая гамма конструкторского набора также очень важна для развития детей дошкольного возраста. Собирая башни, дома и прочие строения и конструкции, ребенок учится дизайнерским навыкам, вырабатывает чувство стиля, работает не только с деталями, но и с цветом. Чтобы заинтересовать ребенка работой с конструктором, сразу после покупки поиграйте с ним вместе. Соберите башню, автомобиль, самолет или что-то другое. Не требуйте от ребенка четко следовать предложенным инструкциям, собирать только то, что показано на рисунках. Предоставьте ребенку свободу для творчества, пусть фантазирует, проявляет себя. В следующий раз предложите ребенку что-либо собрать самостоятельно и потом показать вам результаты своего творчества. Если после игры ребенок не захочет сразу разбирать собранный шедевр, не настаивайте. Пусть какое-то время корабль или дворец покрасуется на полке в собранном виде, ведь дошкольники – большие хвастунишки, и это нормально. Ребенок начинает гордиться плодами своей работы, стремиться в следующий раз сделать что-то более ценное, сложное и красивое. Аппликации Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные, иногда одинакового размера, фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации обратнопропорциональны возрасту ребенка. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур (например, цветок, домик). Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Например, 6-ти летние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и так далее. Также можно заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани и прочего. Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков. Кроме того, поделки из тонких полосок цветного картона (квиллинг) также достаточно эффективно развивают моторику рук. Лепка Лепить можно из чего угодно – все это способствует развитию моторики, мышления, внимания и творческих навыков. Можно приобрести ребенку пластилин, их существует множество видов и каждые родители смогут выбрать материал для лепки на свой и ребенка вкусы. Подробнее о видах пластилина и как научить ребенка лепить из него всевозможные поделки, читайте на нашем сайте в статье о лепке с детьми. Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Такие занятия способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук. Оригами и другие занятия с бумагой Если мама увлекается каким-либо видом прикладного искусства, то ее задача состоит в привлечении и ребенка к этому занятию. Сейчас в сети имеется множество материалов по изготовлению разнообразных поделок из бумаги. Они не только полезны для развития, но и являются прекрасным досугом для семьи. Наверняка многие семьи сталкиваются с тем, что ребенок жалуется на скуку. «Мне нечем заняться, скучно», заявляет чадо и оправляется к компьютеру или планшету. Между тем, плетение корзинок из бумажных трубочек, создание модульных оригами не только положительно влияет на моторику рук, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость, аккуратность у ребенка.

Источник: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...

статья «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего о...