проект "Народная игрушка из дымкова"
проект по рисованию (средняя группа)

проект "Народная игрушка из дымкова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

                    Педагогический проект

 «Народная игрушка из Дымково»

в средней группе

                          Воспитатель: Киселёва Н.А

Сроки реализации: с 01.10.18. по 15.05.19

Актуальность проекта:

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель:

 - Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

 Задачи:

Образовательные:

 - Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.

 - Формировать навык использования материалов для рисования.        

 - Учить видеть красоту дымковской игрушки.

 - Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

 Развивающие:

 - Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,  

   любознательность.

 - Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.

 - Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.

 - Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,

    диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки 

     общения.

 Воспитательные:

 - Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному

   творчеству.

 - Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный  (с 01.10.18. по15.05.19.).

Участники проекта: воспитатель, родители, дети средней группы.

   


Этапы проекта:

I этап –подготовительный

- Изучение  материала, об истории дымковского промысла.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Поиск и накопление  методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

- Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных  пособий.

II этап – практический

План реализации проекта

Образовательная область

Содержание

Задачи

ОО«Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям)

Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные»

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

ОО«Художественно-эстетическое развитие»

(Лепка)

Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок»,

 «Дымковская лошадка»

«Дымковская уточка»

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками;  продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

(Рисование)

 «Стадо на лугу»

 «Дымковская барышня»

 «Дымковская матрешка»

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Аппликация «Украшение платья дымковской барышни».

Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

ОО «Речевое развитие»

(Развитие речи)

 «Опиши дымковскую барышню»,

«Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он»

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

(Приобщение к художественной литературе)

«Стихи, загадки русские потешки о Дымке,

«Чем знаменито Дымково?»

 В. Фофанов,

«Дымка» Г. Громыко,

«Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

«Весёлая Дымка» А. Дьяков.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

  

ОО«Физическое развитие»

(Физическая культура)

 Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Игры:  «Холодно – горячо», «Ворота»

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.  

РИД

Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

Итог проекта: организация развлечения «В гостях у Дымковской мастерицы»

Продукт проектной деятельности:

-Выставка детских работ «Дымковская игрушка»

-Создание папки образцов дымковских узоров

-Изготовление дидактических игр

Взаимодействие с родителями 
- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей" 
- Консультация для родителей "Народные игры в семье" 
- Сообщение "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое   воспитание детей дошкольного возраста"                                                                  

Ожидаемый результат: в ходе  реализации данного проекта  у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

Планы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Осенью планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.

Информационно-методическое обеспечение

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4.
 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
 6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.

Приложение

Опрос детей : «Что ты знаешь о народных игрушках?»

1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?

2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

Ты знаешь как  с ней можно играть?

3.У тебя дома есть народные игрушки?

Анкета для родителей

«Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

Пожалуйста, отметьте удобным вам способом нужный вариант ответа или напишите свой.

  1. Как вы думаете, имеет ли ваш ребенок представления о традиционном укладе жизни и быта русского народа?

А. знает достаточно для своего возраста.

Б. имеет элементарные представления,

В. не имеет совсем.

  1. Интересно ли лично вам декоративно-прикладное творчество?

А. да, есть опыт декоративно-прикладного творчества;

Б. да, есть желание заниматься подобной деятельностью совместно с ребенком;

В. нет.

  1. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы знакомите ребенка с народным декоративно-прикладным искусством?

А. посещаем выставки в краеведческом музее, в Центре народного творчества, в Доме детского творчества;

Б. рассматриваем иллюстрации в книгах,

В. __________________________________

_____________________________________

  1. Есть ли в вашей семье традиционно русские предметы быта, одежды, посуда, игрушки, украшенные народными орнаментами?

А. да, это _____________________________________

_____________________________________

Б. нет.

  1. Если такие предметы в вашей семье есть, проявляет ли ребенок к ним интерес?

А. да, рассматривает, задает вопросы.

Б. нет, не интересуется.

  1. Какие народные игрушки Вам знакомы?

____________________________________________________________________________

  1. С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ____________________________________________________________________________
  1. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?

А. да.

Б. нет.

  1. Чем, по Вашему мнению, отличается народная и современная игрушка?

____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________

  1. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? __________________________________________________________________________________________________________________
  2. Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были народные игрушки?

А. да.

Б. нет.

  1. Необходимо  ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?

 _____________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...

Конспект интегрированной НОД :«Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!» для детей подготовительной группы

Данный конспект предназначен для проведения занятий в подготовительной группе.Направлен на познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие....

Творческий проект по патриотическому воспитанию в средней группе «Народная игрушка из Дымково».

Творческий проект по патриотическомувоспитанию в средней группе«Народная игрушка из Дымково». Вид проекта: познавательно - творческий.Тип проекта: групповой.Участники проект...

Проект "Что за чудо-игрушка из Дымково?"

Авторская педагогическая разработка с содержанием дидактических материалов по реализации социально значимого познавательного, творческого проекта патриотической направленности «Что за чудо игруш...

Социально значимый проект "Что чудо-игрушка из Дымково?"

На одном из занятий по народному декоративному прикладному творчеству, дети раскрашивали лошадку по мотивам дымковской игрушки. Женя задала вопрос: Откуда эта игрушка? Какие еще бывают дымковские игру...