Консультация для воспитателей
консультация по рисованию

Лаптева Ирина Юрьевна

консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МБОУ « СОШ №6 »

дошкольные группы

Консультация для воспитателей

             

Организация ООД по рисованию

с детьми дошкольного возраста

(на основе игровой мотивации)

                                               

 Подготовила: Лаптева Ирина Юрьевна      

воспитатель по изодеятельности

Наряду с игровой деятельностью, изобразительная, является ведущей в дошкольном возрасте.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, нравственную), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

При соответствующей обучающей работе  по ИЗО в детском саду изменяются рисунки дошкольников. Важное значение имеет содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

 Занимаясь изобразительной деятельностью дошкольник приучается быть активным в наблюдении, в выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу.

Взаимодействие воспитателя и детей на занятиях по изобразительной деятельности предполагает использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы. Это позволяет обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям дошкольников и высокую продуктивность творческой деятельности с их стороны; учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс формирования адекватной самооценки в ходе выполнения ими различных творческих заданий.

Образовательная деятельность по изобразительному искусству состоит из следующих компонентов:

1) мотивация деятельности детей;

2) организация творческой деятельности;

3) выполнение творческой работы дошкольниками;

4) оценивание (самооценивание и взаимооценивание) творческой деятельности.

Рассмотрим каждый компонент изодеятельности  в отдельности.

На первом этапе  – мотивационном – параллельно с объяснением новой темы демонстрируются слайды и репродукции художественных произведений, оригинальные природные формы и другие материалы, которые помогают развивать в ребенке умение видеть жизнь глазами художника. Второй момент – межпредметная связь. На этом   этапе необходимо использование музыки, художественного слова.

С этой же целью проводятся специальные беседы об изобразительном искусстве: о его видах и жанрах, истории возникновения и развития, выдающихся художниках, произведениях русского народного декоративного искусства и т.д.). Такие беседы с детьми могут проводиться в начале, в середине или конце занятия.

На следующем этапе занятия – организационном – проводится беседа по теме занятия, а также графические и живописные упражнения по развитию мелкой мускулатуры рук (линии в  разных направлениях, штрихи и т.д.). После объяснения поэтапности выполнения рисунка, который выполняется воспитателем на доске, изображение стирается во избежание повтора, и дети приступают к самостоятельной работе.

На следующем этапе , когда дети заняты выполнением творческих работ, иногда коллектив детей делился на подгруппы с целью развития интереса детей к изобразительной деятельности и расширения возможностей работы над созданием художественных образов с разнообразными материалами (например, одни дети рисуют акварельными красками, другие – мелками, третьи – гуашью).

Важно построить процесс овладения детьми изобразительной деятельностью таким образом, чтобы педагог формировал адекватную самооценку каждого ребенка, при этом он должен замечать и развивать любые индивидуальные особенности детей. Нужно построить свою работу так, чтобы не остались в тени ни талантливые дети, ни ребята, у которых пока еще не все получается. Конечно, сами дети не должны знать о том, что кто-то из них «одарен» (значит – «хорош»), а кто-то «неодарен» (значит –  «так себе»). Любому ребенку нужно давать возможность понять, что нет одинаковых людей: у каждого есть что-то свое, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Внимание, оказываемое как проблемному, так и одаренному ребенку, должно быть для них совершенно естественным.

Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому на занятиях по изобразительной деятельности особое внимание уделяется  формированию и развитию умений и навыков изобразительной деятельности.

Во время проведения занятий по ИЗО необходимо использовать игровые формы обучения: игры на развитие воображения, игры с изобразительными материалами, в результате которых рождается рисунок.

Постоянно проводить индивидуальную работу с детьми, которым  сложно выполнять то или иное задание.

Приемы и методы, используемые на занятиях по изодеятельности

1. Эмоциональный настрой

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

2. Художественное слово

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами.

4. Театр

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

В младшей группе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, - лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6. Игра

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".

Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.

На занятиях по изодеятельности используются игры:

художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" и др.;

дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее";

графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.

     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...