Кружковая работа " Умелые ручки"
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа)

Безносенкова Ирина Владимировна

Кружковая работа с детьми с художественно - эстетическому развитию " Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki.docx57.26 КБ

Предварительный просмотр:

План кружка «Умелые ручки»

во 2-й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей, является одним из средств познания мира и развития восприятия. Малыши переживают от всего, к чему прикасаются, что имеет для них интерес. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Лепка доставляет малышам радость, заряжает их положительными эмоциями. Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.

Занятия лепкой и пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Занятия лепкой и пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь лепкой и пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Отличительной особенностью программы «Умелые ручки»  является использование нестандартного материала для работы. На ряду с традиционными материалами: глиной и пластилином на занятиях по лепке используется соленое тесто.

Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

На занятиях кружка дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

-Развитие познавательных способностей ребенка;

-Развитие творческих способностей и художественного вкуса;

-Создание условий, необходимых для психологического комфорта;

-Помощь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;

Формировать способность к изобразительной деятельности воображение и творчество;

Развивать мелкую моторику пальцев.

ПРИНЦИПЫ:

Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.

Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей, соблюдая права ребенка.

Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.

Не мешать ребенку творить.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15  минут.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА

- индивидуально-дифференцированный;

- групповой;

- практический;

- наглядный;

- интеграция образовательных областей;

-эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;

- практические – упражнения, игровые методы

-словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка;

наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физ. пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

СПОСОБЫ ЛЕПКИ

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

ПРИЕМЫ ЛЕПКИ

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

МАТЕРИАЛ:

- пластилин восковой мягкий различных цветов;

- пластиковые дощечки;

- стеки пластмассовые;

- салфетки влажные;

- бросовый материал;

- трафареты;

- бусинки;

- пуговицы;

- верёвочки;

- горох;

- фасоль;

- тесто для лепки (мука - 300г (2 чашки); соль – 3оог (1 чашка); вода – 200мл)

СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТА

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тестоТесто для лепки должно быть довольно крутым.

ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

-легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не    пытается взять его в рот — невкусно!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в выставках и конкурсах в течение года.

• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.

Преемственность:

• сформировать умения и навыки,

• развивать личностные качества.

Перспективное тематическое планирование кружка по лепке «Умелые ручки» (вторая младшая группа)

2016–2017 учебный год.

Месяц

Тема

Программное содержание

Ноябрь

1. «Мухомор»

2. «Листья кружатся, падают в лужицы»

3. «Дождик- проказник»

4. «Мышка норушка и яичко»

Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика, расплющивание, примазывание, нанесение мазка.

Развитие чувства ритма, цвета.

Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

Создание красивой композиции в сотворчестве с воспитателем.

Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

Декабрь

1. «Бусы»

2. «Елка»

3. «Елочка красавица, всем ребятам нравится»

4. «Снег – снежок»

 Закреплять умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу, в определенном порядке, чередую их по цвету.

Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.

Уточнить знания детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывать их кругообразным движением пальцев рук.

Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

 Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Обучение навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки. Самостоятельный выбор цвета. Развитие мелкой моторики.

 Закреплять умение детей раскатывать комочки прямым движением, делить готовую форму на мелкие части и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания на поверхность основы.

Учить детей располагать изображение на всей поверхности листа. Познакомить с новым подручным материалом: колпачок от фломастера и способом печатания рисунков на поверхность пластилина. Развивать пространственное восприятие.

Январь

1. Улитка - длинные рожки.

2. Баранки.

3. Пирамидка.

Продолжать учить детей лепить из пластилина..

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.

Упражнять детей в раскатывании колбасок разной толщины и длины прямыми движениями обеих рук.

Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им предметов. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. Продолжать учить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания на поверхность основы. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

 Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности доски для придания предмету необходимой длины.

Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук.

Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.

Развивать чувство прекрасного

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к моделированию.

Февраль

1.  Мышка.

2. Самолет

3. Снеговик

4. Кукла в шубке

Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать, как создавать выразительные образы: сужающаяся мордочка, использовать дополнительные материалы(для ушей - семена, для хвоста - шерстяные нитки, глаза - бусины).

Научить лепить 2 колонки разных размеров, передавая структуру, прочно соединяя части

Научить делать 3 шара, но разных размеров (большие, поменьше и маленькие).  Передавать характеристику, используя стеки.

Научить лепить фигурку куклы из нескольких частей: головы-шар, туловище-конус, руки-столбики, плотно связанных между собой частей.

Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Март

1. Маленькая птичка.

2.  Мимоза (коллективная работа)

3. Угощения для кукол.

4. Ромашковое поле.

Продолжать учить детей лепить из пластилина

Научить лепить птичку из нескольких частей одинаковой формы (шары) разных размеров (голова меньше туловища) Передавать структуру, характеристику (клюв, крылья), используя технику прищипывания.

Учить детей лепить угощение для кукол из пластилина. Показать разнообразие хлебобулочных изделий.

Учить детей лепить предметы круглые и вытянутые. Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Усложнять приемы, последовательность лепки. Цветочный стебель. Надежно соединять детали. Развивать воображение. Формировать желание лепить.

Развивать чувство формы, пропорции, согласованность в работе обеих рук, мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, речи.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить вместе.

Апрель

1. Листочек с божьей коровкой.

2. Вкусный виноград

3. Рыбка

4. Мышка в сыре

Познакомить детей с новым материалом для лепки; учить приёмам работы с солёным тестом; учить лепить шар.

Продолжать учить раскатывать кусочек теста; учить лепить предметы круглой и овальной формы; учить соединять части вместе.

 Познакомить с приёмами украшения плоскостных форм, продолжать учить лепить круглые формы.

Познакомить с методом лепки объёмных форм, закреплять умение соединять части вместе, учить работать со стеком.

Познакомить с методом украшения работы краской, развитие мелкой моторики, воспитание аккуратность при работе.

Развивать мелкую моторику рук, восприятие цвета и формы, величины большой-маленький.

Воспитывать интерес к работе, желание помочь другу, эстетическое чувства от результата работы

Май

  1. Украшаем тарелочку

  1. Бабочка

  1. Черепашка

  1. День победы

 Познакомить детей с росписью (гжель, хохломская роспись, жестовская роспись, учить выполнять узор по мотивам росписи гжель, развивать и расширять словарный запас, знания о различных формах,

Учить изготовлению детали по шаблону,  украшать полученную форму дополнительными деталями.

Закреплять умение лепить объемные фигурки из теста.

Закреплять лепить плоские фигурки, закреплять умение расписывать работу красками, ,

Развивать мелкую моторику рук,  чувства цвета.

Воспитывать аккуратность при работе,  интерес к народному творчеству.

      Научно – исследовательский проект

                  « Соль – друг или враг?»

Познавать мир -  это здорово! Благодаря моему первому исследованию      «Взаимодействие соли и воды», мы выяснили, что соль обладает уникальными свойствами. Чем больше мы её изучали, тем больше   у нас возникло вопросов. Очередной вопрос у меня возник, когда я был в гостях у тёти.  Тётя утверждает, что «соль -  это белый яд». И меня заинтересовало, почему? А может она ошибается и это не так? В этом вопросе меня поддержала моя мама. И у нас зародилась идея – новая исследовательская работа.

Мы  предположили,  что соль в небольших количествах, не может быть ядом.

ЦЕЛЬ -  изучение влияния соли на здоровье человека.

Мы составили план работы:

  1. Изучить литературу.
  2. Провести опыт  наблюдения.
  3. Сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературы,  эксперименты, наблюдения, анализ.

Практическая значимость -  собранный материал и проведённые опыты могут быть использованы на занятиях с детьми в детских садах и в школах на уроках.

Изучение информации по теме

В толковом словаре сказано, что соль – это белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Природное название  « галит » - единственный в природе материал, который люди  употребляют в  пищу.

 На Руси говорили « Хлеб да соль – всему голова». Соль ценилась во все времена, а в древние времена она ценилась на вес золота.

 « Это интересно!»

 -  В давние времена были в ходу « солевые деньги»

-  В  Древнем Риме воинам платили солью.

-  Гостей угощали солью в знак дружбы.

-  Рассыпать соль – плохая примета, которая означает накликать беду, поссориться с кет – то.

 Изучив литературу, я узнал основные виды соли:

  1.  Каменная соль – натуральная соль из шахт, на цвет сероватая, крупная.
  2. Поваренная соль -  очищенная и отбеленная каменная соль.
  3.  Морская соль – соль, добываемая из морей и океанов. Считается самым полезным видом соли, т.к. в состав её входят полезные вещества: йод, магний, сера.
  4. Техническая соль -  неочищенная соль, в пищу не пригодна. Используется при борьбе с гололёдом и обледенением.

В наше время соль добывают следующими способами:

  1. Шахтный метод – добыча соли, находящаяся в недрах нашей Земли.
  2. Бассейновый (садочный) – эта соль получается из океанской или морской воды. Вода под воздействием солнца и ветра испаряется, а соль выпадает в осадок.
  3. Вакуумный  метод  – выпаривание природных или искусственных рассолов в вакуумных аппаратах.

Чтобы понять, как соль добывается разными способами, мы провели эксперимент. Мы взяли  две тарелки и налили соленной раствор. Белую тарелку  поставили на маленький огонь, а красную оставили на воздухе и стали наблюдать. В белой тарелке вода выпарилась через 1 час, остался один осадок в виде соли (это вакуумный  метод). А в красной тарелке через 1 сутки вода испарилась, появились кристаллы соли (это бассейновый метод).

Экспериментально – исследовательская деятельность

Роль соли в нашей жизни очень велика. А где же эта соль используется?

  1. В быту. Соль используют при борьбе с гололёдом и обледенением.

Опыт 1. « Борьба с гололёдом».

 Мы взяли 2 тарелки  (синяя и зелёная), налили одинаковое количество  воды и заморозили. Вода в тарелках превратилась в лёд. Далее тарелки поставили  на балкон, посыпав лёд в зелёной тарелке солью. На балконе температура +2С. Через  1 час лёд в зелёной тарелке растаял только  через  7  часов. Делаем вывод, что соль способствует быстрому таянью льда.

Из интернет - ресурсов,  мы с мамой узнали, что соль помогает бороться с насекомыми в помещении, является чистящим средством,  сохраняет свежесть сорванных цветов.

Чтобы это проверить мы провели опыт.

Опыт 2. « Цветы и соль».

 Взяли 3 цветка, поставили в банку №1 с пресной водой, в банке №2 вода и щепотка соли, банку №3 солевой раствор. И стали наблюдать. Увы, через 4 дня цветы завяли.

Вывод: предположение, что соль сохраняет свежесть, сорванных цветов не подтвердилось.

  1. В кулинарии. Соль применяется как приправа к пище. Соль  имеет уникальное средство – убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов.

Опыт 3. « Мясо и соль».

Взяли 2 куска мяса. Мясо положили в два контейнера под №1 и №2. В первом контейнере мясо не солили. Поставили в холодильник и стали наблюдать. Через 6 дней – мясо в контейнере №1 потемнело, был неприятный запах (оно было испорчено), в контейнере №2 мясо даже через две недели не испортилось.

 Вывод: соль увеличивает срок хранения продуктов.

  1. В косметологии. Соль входит в состав мазей, шампуней, кремов, масок. Соль используют для принятия ванн.
  2.  В животноводстве. Используется в качестве кормовой добавки. Соль любят лизать лошади и коровы.
  3.  В промышленности. Соль применяют для изготовления пластмасс, алюминия, бумаги, мыла, стекла, моющих и очистительных средств, взрывчатых веществах и многого другого. Также используют при обработке мехов и кож.
  4.  В медицине. Соль используют для приготовления медицинских растворов, при простудных заболеваниях.

Когда я заболеваю, мне мама готовит раствор для полоскания горла, для этого она в половине стакана воды растворяет по 1 чайной ложки соли и пищевой соды.

Соль для организма человека очень важна, без неё человек прожить не сможет. Суточная норма употребления соли: взрослый человек до 6 гр. (1 чайная ложка), для детей 6 – 12 лет – 4 гр., для детей от 1 – 6 лет – 2 гр.

Опыт 4. « Сосуды и соль».

Взяли 3 банки. В №1 налили пресную воду, №2 налили слабый соляной раствор, №3 налили сильный соляной раствор. Во все банки опустил нитку. Представили, что нитка – это сосуд человека. И стали наблюдать. Через 6 дней: в банке №1 – без изменений, №2 – нитка стала твёрдой, №3 – нитка покрылась толстым слоем соли.

 Вывод: большое количество соли плохо влияет на сосуды человека.

  1. В творчестве и проведении опытов.

Применение соли в творчестве велико.

-  Соленое тесто для лепки. Для этого нужно соединить соль и муку в одинаковом количестве и добавить воды.

-  Краски для картины. В состав краски входит соль. Когда краски высыхают, соль кристаллизуется и даёт сверкающий эффект.

Опыт №5 « Вырасти кристалл».

Чтобы вырастить кристалл нужно: очень сильный солевой раствор, заготовка для кристалла и терпение. Кристалл растёт больше месяца. Наш кристалл рос 1 месяц.

Вывод:

Итак, проведя данную работу, я пришёл к выводу, что утверждение «СОЛЬ – БЕЛЫЙ ЯД» ошибочное, потому что без соли жизнь человека не возможна. Ещё в древние времена древнегреческий врач Гиппократ сказал «Всё хорошо, что в меру». Только правильное использование соли, принесёт пользу. Соль может быть, как другом, так и врагом. Сам человек выбирает, соль – это друг или враг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"

Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

План кружковой работы "Умелые ручки"

Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.Развивать сенсорные способности детей.Формировать художественный вкус....

Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе.

Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе. Дата Тема Цель Материалы Июнь-Сентябрь Сбор природного и бросового материала. Для дальнейшей работы. Октябрь...

Отчет по кружковой работе "Умелые ручки"

Творческий отчёт работы руководителя кружка «Умелые ручки»Кулемина Ю.Ю.за 2014-2015 учебный год.По ФГОС одной из целей является развитие творческих способностей  воспитанников.Занятия кружка «Уме...

Отчет по кружковой работе «Умелые ручки»

Всегда найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг.Мы чудо сотворить сумеем самиВот этими умелыми руками...

Кружковая работа "Умелые ручки"средняя группа

Кружковая работа"Умелые ручки"средняя группа...

Кружковая работа «Умелые ручки» (вязание крючком), «Бисероплетение» (Развитие мелкой моторики у девочек в продуктивных видах деятельности)

Эти виды рукоделия, пришедшие к нам из глубины веков, не только помогают нам в развитии мелкой моторики рук у девочек, но и успокаивают нервную систему, воспитывают усидчивость, вызывают желание созда...