хохлома
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

1. Учить самостоятельно, расписывать буквы, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент.

2. Развивать детскую фантазию, воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии, умение находить удачное сочетание цветов.

3. Совершенствовать умение рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком, ватной палочкой.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

Предварительная работа: знакомство с русским народными художественными промыслами; рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного искусства.

Материал к образовательной деятельности.

Картинки и предметы с разной композицией узоров; таблица поэтапного изображения основных хохломских узоров; готовые силуэты букв, акварельные краски, кисти (тонкие, широкие) , ватные палочки, губки палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_bukv.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Роспись букв, элементами хохломской росписи»

Цель: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

1. Учить самостоятельно, расписывать буквы, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент.

2. Развивать детскую фантазию, воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии, умение находить удачное сочетание цветов.

3. Совершенствовать умение рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком, ватной палочкой.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

Предварительная работа: знакомство с русским народными художественными промыслами; рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного искусства.

Материал к образовательной деятельности.

Картинки и предметы с разной композицией узоров; таблица поэтапного изображения основных хохломских узоров; готовые силуэты букв, акварельные краски, кисти (тонкие, широкие) , ватные палочки, губки палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

-Ребята я вас приглашаю на выставку.

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, золотые! (Дети рассматривают картинки посуду)

Ребята посмотрите какие красивые узоры. А вы знаете, как называется эта роспись? Это хохломская роспись. Какие узоры вы запомнили? Что понравилось на выставке?

Теперь я вам предлагаю пройти на ковёр и сесть полукругом.

Основная часть.

В.  показываю презентацию, которую сопровождаю рассказом.

В: Ребята старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

  А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

  Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

  - Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой.

Ребята, какие предметы могут быть расписаны хохломой??

Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

 Вы внимательно слушали, а сейчас отдохнем перед сложной работой!

Физминутка:

Птица хохломская крыльями махала

Крыльями махала – злато рассыпала.

Головой качала, в стороны качала

Да, с землицы русской травы собирала.

Травы собирала, чаши украшала,

Мастерство с любовью нам передавала.

Руки в стороны, махи

Махи, встряхиваем кисти рук

Наклоны голы

Наклоны в пол, собираем

Собираем, обводим руками круг

Руки к сердцу, руки вперед.

- А теперь ребята нам нужно пройти и сесть за столы.

В: Ребята, я сегодня, когда шла в садик увидела буквы и были эти буквы такие печальные грустные. А грустили они потому, что нет у них красивых нарядов. Но, я сказала, что у меня есть знакомые маленькие мастера и что они им помогут. Ребята мы ведь поможем буквам!? (В: раздаю заготовки букв).

 - Но прежде чем мы приступим расписывать наши буквы, скажите мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

 - Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон.  - Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый, желтый)

В. на доске закрепляю лист бумаги и рисую красками примерный узор, который можно составить.

- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем, на ветке изображаю ягоды и листья - листья можно нарисовать концом кисти, промачиванием, а ягоды - тоже концом кисти или ватными палочками. А что бы нарисовать крупные ягоды можно использовать губку. Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.          (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять.                                 (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.                                           (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу), повертели       (круговые вращения кистью)

и работать захотели.                                            (потираем руками)

Поработают немножко,                                    (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть.                                     (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу), повертели       (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь.                                       (Хлопаем в ладоши)

В: А сейчас, ребята, подумайте, как вы будете расписывать свою буквицу. Какие узоры будете рисовать, какой цвет вам понадобится.

Приступайте к работе.

Дети садятся, рисуют.

В. Контролирует, что бы дети не допускали ошибок в составлении узоров и использовали правильные цвета.

Заключительная часть.

Ребята, закончили работы.

-Ребята что для вас было трудно? Что вам понравилось?

Раскладываем нашу выставку.

 Дети несут работы на выставку.  Рассматривание работ. Дети выбирают работу, которая им больше всего понравилась.

Каждый ребенок убирает своё рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...