Методическая разработка на тему: «Вариативность применения педагогических технологий по ознакомлению и развитию у детей дошкольного возраста цветовосприятия»
методическая разработка по рисованию

Громова Галина Васильевна

Приобщить детей к миру и культуре цвета в настоящее время является приоритетной педагогической задачей, так как нелегко воспитать цветовую культуру в обществе дошкольников, где цвет все дальше от природной естественности. Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, способности видеть красоту в простых образах, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте, т. е. развитию эстетических чувств.Восприятие цвета – очень важный этап сенсорного развития ребёнка, его мозговой деятельности. Совсем не просто – определить, что расцветка это свойство предмета, назвать ее, а потом узнать в другом предмете. Для этого педагогами разработаны различные технологии, рассмотренные в методической разработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_tsvetovospriyatiya.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Вариативность применения педагогических технологий по ознакомлению и развитию у детей дошкольного возраста цветовосприятия»

Введение

Не маловажным вопросом в развитии творческого потенциала у дошкольников становится проблема формирования гармоничного цветовосприятия и цветовоспроизведения. Дошкольный возраст – важный период для развития каждого ребенка. Это время активного развития мнения детей об окружающем мире, в котором цвету выделяется большая роль как значимому признаку предметов и явлений.

Несомненную ценность в вопросах об особенностях организации творческой деятельности представляют работы Бакушинского А. В., Венгер Л .А., Ветлугиной Н. А., Казаковой Т. Г., Киреенко В. И., Комаровой Т. С. и др.. Также в современных педагогических и психологических исследованиях Григорьевой Г. Г., доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

 Приобщить детей к миру и культуре цвета в настоящее время является приоритетной педагогической задачей, так как нелегко воспитать цветовую культуру в обществе дошкольников, где цвет все дальше от природной естественности. Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, способности видеть красоту в простых образах, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте, т. е. развитию эстетических чувств.

Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

Дети младшего дошкольного возраста оперируют ограниченной палитрой красок в изобразительной деятельности. Палитра начинает расширяться, по мере того, как дети подрастают. Путь знакомства дошкольника с цветом - это путь восприятия цвета в связи с окружающим миром, экспериментальным путем, в единстве с обозначающим его словом.

Любовь детей к цветам «активной стороны» проявляется в их рисунках. В работе Мухиной В.С. показано, что дети дошкольного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще, зачастую это приводит к нереалистическому изображению (в терминологии В.С. Мухиной — «неподражательный цвет»). Цветовые предпочтения детей связаны с индивидуальными особенностями. Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д.. Соответственно тенденция предпочтения детьми ярких и светлых стимулов проявляет себя постоянно.

Цвета – это волны, определяемые нашим глазом и мозгом и преобразованные в ощущения. Это носители информации, символы своеобразной знаковой системы. Способность определять и называть цвета и их оттенки, отделять цвет от предмета, окрашенного в него, дана только высокоорганизованному человеческому мозгу.

Метафизический спор о том, существуют ли цвета на самом деле или являются лишь визуальным результатом нашего представления о них, продолжается с XVII века. Шквал недоуменных споров о черно-синем (или все же бело-золотом?) платье в соц. сетях в 2015 году показал, насколько эта двойственность сбивает нас с толку.

Молодой ученый Исаак Ньютон в далеком 1666 году сделал шаг в науке, навсегда изменив представление о свете. С помощью одной призмы он разлагал луч белого света на составляющие его цветные лучи с разной длиной волны. С помощью другой призмы он собрал разноцветные лучи обратно – в один пучок.

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия.

Цвет - это эмоционально - выраженная сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Так, прикладывая к глазам цветные стеклышки, дети видят окружающий мир по- своему: синее - мир становился печальным; желтое - все вокруг становилось праздничным; зеленое – окружающая действительность становилась ярким летним днем. Это дает пищу для развития фантазии, составления творческих рассказов, а также создания неповторимых и уникальных изображений той обыденной привычной реальности, которая окружает детей ежедневно.

Восприятие цвета детьми дошкольного возраста

Восприятие цвета – очень важный этап сенсорного развития ребёнка, его мозговой деятельности. Совсем не просто – определить, что расцветка это свойство предмета, назвать ее, а потом узнать в другом предмете. Известно, что новорождённые дети примерно до полутора месяцев не различают цвета и формы окружающей среды. Они все видят в черно-белой гамме и расплывчато.

Ведущими средствами в сенсорном воспитании детей являются дидактические игры и игрушки. Это прослеживается от дидактики Фребеля до наших дней.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Она облегчает работу мышления и воображения, способствует привлечению внимания детей к поставленной задаче. Игровые технологии в обучении детей предоставляют ребенку возможность осознавать и разрешать проблемные ситуации. Педагоги дошкольных учреждений все чаще стали достигать комплексной реализации практической, воспитательной, общеобразовательной и развивающей целей с помощью использования игровых технологий на занятиях изобразительной деятельности.

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, в частности на формирование чувства цвета, позволяют активно знакомить детей с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в продуктах изобразительной деятельности. А, то, что ребёнок получил на занятиях художественно- эстетической направленности, из наблюдений в природе, уточняется, закрепляется и вновь обогащается в последующих за образовательным процессом играх.

Также интересны игры подвижного характера. Они направлены на решение определённых задач, в том числе и задач развития у детей чувства цвета. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами. «Ловишки с ленточками», «Найди свой домик». Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении, какого – либо задания.

Музыкально – эстетические дидактические игры, включенные в игровые технологии помогают педагогам решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. Такие игры педагоги часто включают в разработки игровых технологий на развитие цветовосприятия детей любого возраста.

В работе с детьми можно использовать мультимедийные презентации, онлайн игры и упражнения которые несут обучающий и развивающий характер. Наиболее широкое применение в развитии цветовосприятия нашли онлайн-игры на развивающих порталах “Мерсибо” и “Играемся”.

В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Формы использования технологий в художественном развитии детей дошкольного возраста

С древности люди использовали игру как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Игра в дошкольном детстве – один из любимых видов деятельности детей. И позволяет использовать игровые технологии на занятиях по изобразительной деятельности.

Игровые технологии в обучении детей предоставляют ребенку возможность осознавать и разрешать проблемные ситуации.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая форма в образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования дошкольников к достижению поставленных целей.

Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.

Для решения педагогических задач по развитию творческих способностей, в том числе и цветовосприятия современными авторами разработан ряд дополнительных программ: Золочевского С. А. «Какого цвета мир?», «С кисточкой и музыкой в ладошке», написанна Васиной Н. Э. и Сусловой О. А., «Сам Самыч» Репкина В. В. и «Мумми-тролли» томских авторов. Все эти программы можно эффективно встроить в основное содержание художественного развития детей.

В наши дни компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни родителей воспитанников дошкольных учреждений. Соответственно, дети знакомятся с гаджетами, начиная с раннего возраста. Подрастающее поколение использует современные технологии не только в образовательных целях, но и зачастую только в виде развлечения. Не всегда родители прослеживают, чем же увлечен их ребенок, порой это приводит к неприятным последствиям.

 Но, в то же время, с помощью компьютеризации педагоги идут в ногу со временем, и имеют возможность поделиться с детьми своими знаниями в форме презентаций, слайд-шоу и т.д.

Компьютерные инновации позволяют детям иметь доступ к миру картинных галерей, интерактивных экскурсий, концертных залов и т.д. И, если научить ребенка правильно пользоваться компьютерными ресурсами, это может стать большим союзником педагога в деле приобщения ребенка к миру культуры.

Также в процессе художественного образования у педагогов появляется возможность знакомить дошкольников с разнообразной палитрой оттенков основных цветов, а затем уже соединять их в изображении с помощью компьютерных игровых технологий.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

Также эффективному цветовосприятию детьми дошкольного возраста способствует взаимодействие ДОУ и художественных музеев, по темам близким детскому опыту «темам-сюжетам», подсказывающим основную идею экскурсий, игр, и воспринимаемым визуальным рядам («Детский мир», «В мире животных», «Лестные приключения»).

Педагоги и работники музеев активно применяют различные игровые технологии, подводящие детей к освоению выразительности образов и «языка» искусства (средств выразительности, особенностей творческой деятельности), развития восприятия.

- игровые упражнения, игры, способствующие выделению цвета, формы, фактуры, композиции в произведениях;

- этюды, упражнения, направленные на развитие синестезии, воображения,

способности воспринимать выразительность форм;

- творческие задания на определение эмоции, настроения, которые может вызвать, то или оное изображение, предмет;

- приемы «домысливание»: придумывание событий до и после изображенных на картину, в скульптурном произведений, «судьбы» предмета.

Изучив психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме, отметим, что учеными достаточно подробно раскрыта эффективность игровых приемов и необходимость их использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности - с другой.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр основываются на использовании игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов.

Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала, очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.). Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.

Другой прием - обыгрывание изображения. Как правило, этот прием применяется по окончании изобразительной деятельности. Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание таких игр может разыгрываться как в виде сказки, так и на бытовую тему. Способы разыгрывания сюжетов будут зависеть от того, является изображение объемным или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.

Педагог может использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения. Происходит постановка детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.

Список информационных источников:

1.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 1997. - 322с.

2.        Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. Г. Григорьева.- М., 2010. – C. 344.

3.        Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / И. В. Гуреева.- Волгоград ИТД «Корифей», 2012. – C.158.

4.        Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.

5.        Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005 - №1. – С. 35-43

6.        Дошкольное воспитание. -2010. -№2.

7.        Кассия Сен-Клер. Тайная жизнь цвета. ООО «Издательство „Эксмо“», 2018

8.        Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М. Педагогическое общество России.2011.-С.-152.

9.        Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

10.        Формирование восприятия цвета у дошкольников/ Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1969. - 196с.

11.        https://www.art-education.ru

12.        https://www.igraemsa.ru

13.        https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/igrovye-tehnologii-v-detskom-sadu-po-fgos.html

14.        https://mersibo.ru

15.        http://studopedia.ru/2_115782_osnovi-tsvetovedeniya.html

16.        https://www.youtube.com/watch?time_continue=41&v=Ca9_mJi4RRs