Мезенская роспись для дошкольников.
консультация по рисованию

Вострокнутова Светлана Павловна

История возникновения промысла

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Мезенская роспись получила свое название от реки Мезень, что находится между двух рек: Северной Двиной и Печорой. Роспись зародилась в селе Палащелье Архангельской области Мезенского района в конце XIX  века. По названию села роспись еще иногда называют палащельской.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezenskaya_rospis.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мезенская роспись для дошкольников.



История возникновения промысла

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Мезенская роспись получила свое название от реки Мезень, что находится между двух рек: Северной Двиной и Печорой. Роспись зародилась в селе Палащелье Архангельской области Мезенского района в конце XIX  века. По названию села роспись еще иногда называют палащельской.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён. Первые найденные образцы датируются тем же временем, что древнегреческие амфоры. Роспись эта — не просто орнамент, она представляет собой иероглифическую письменность. Причем язык этот — не мертвый, а развивающийся. Он претерпел некоторые изменения в связи с распространением христианства на русском севере: некоторые символы перестали использоваться, зато появились новые. Раньше писали на дереве, бересте и коже клюквенным соком и сажей. Отсюда традиционная черно-красная гамма. Роспись читается снизу вверх. Состоит из трех ярусов, разделенных поясами: подземного, земного и небесного, ограничивающие пояса и замыкающая все три яруса окантовка символизирует охрану свыше. Например, некоторые символы обозначались так: Лед — три ломаные линии наподобие ступенек, Юность — изображение ростка: двойная завитушка и красный бутон над ней, Дом — символ, похожий на палатку или шатер, Море — волнистая красная линия, а под ней повторяющая ее тонкая черная, Изобилие — палочка с двумя завитушками сверху,  Лето — двойной квадратик с цветочком внутри.

Мастерами и родоначальниками мезенской росписи были мужчины, видимо поэтому роспись несколько видоизменилась, ведь сейчас, все чаще встречаются женщины – художники, но на сегодняшний день мезенская роспись  не утратила своей уникальности, и современные работы художников, как и в XIX веке,  наполнены смыслом и передают дух того времени.

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла. В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. Невозможно вкратце рассказать о символике элементов, ведь, не смотря на то, что роспись кажется простой, ее орнаменты завораживают. Каждый узор, каждый элемент, глубоко символичен и находится на своем месте, образуя в целом сюжет наполненный смыслом. Символическое изображение солнца, огня, воды, воздуха, изображение птиц, коней, оленей, передают смысл нарисованного и настроение художника.

История возникновения промысла для детей

Зародилась Мезенская роспись в селе Палощелье, на реке Мезени. Стоит село

на высоком берегу и такой обрывистый берег в тех местах называют «щельей». В том месте на берегу выступают голые красные глины из которой делали краску для росписи деревянных изделий таких как: короба, сундуки, шкатулки, грабли, решета, солонки, чашки, ковши.

Занимались росписью только мужчины. Дерево для изделий заготовляли зимой, потому что весной сосна смолой заплывает, а расписывали изделия летом перед ярмаркой.

В росписи используется два цвета: красный – добывали из глины и чёрный – делали из сажи, а чтобы краска была прочнее, разводили её в растворе лиственной смолы. После росписи изделие покрывали олифой и она придавала росписи золотистый отлив.

Мезенская роспись сильно отличается от остальных росписей – она полна символики и похожа на рисунки первобытных людей. Основная её особенность – расположение рисунка в полосе и ярусность построения композиций, она была трёхярусной и соответствовала трём мирам.

Небесный – птицы и бёрдо.

Наземный – кони и олени.

Подземный – кони, птицы

Свободное поле заполняется множеством завитков, крестиков, звёздочек, кружков.


Техника росписи

Используются в росписи только два цвета: красный и черный. Роспись наносилась на дерево палочкой – тиской, пером глухаря  или кисточкой, сделанной из человеческого волоса. Золотистый цвет изделию придавала олифа, которой покрывалось оно после росписи. Украшались не только предметы быта и интерьера, но и стены и даже окна, как внутри, так и снаружи дома. 

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило, на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охотапароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.

Элементы Мезенской росписи

Знаки солнца

Символы вспаханной земли, зерна, засеянной земли и их сочетание в орнаменте.

Символы воды, ростка, прорастающего зерна и их сочетание в орнаменте

Символы снега, холода, льда и их сочетание в орнаменте.Деревья

Олени

Птицы

Кони

Поэтапное рисование птиц

Поэтапное рисование коня

Поэтапное рисование оленя

Орнамент в квадрате

Орнамент в круге

Конспект НОД «Мезенский конь»

Подготовительная группа

Цель и задачи: 

Продолжать знакомство с Мезенской росписью.

Познакомить с технологией рисования коня.

Учить приёмам рисования коня.

Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера и России в целом.

Вызвать любовь, восхищение мастерством народных умельцев.

Материал и оборудование: деревянные изделия, украшенные мезенской росписью, вода, кисти, гуашь, салфетки, овальные листы бумаги, простые карандаши, технологическая карта выполнения Мезенского коня, образцы орнамента с конём.

Ход.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова на выставке Мезенских мастеров. Посмотрите внимательно, что общего у всех изделий на выставке? (ответы детей) Вы правильно отметили, что на каждом изделии изображены кони. «Огнегривый конь вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь». Вот и получается, что народный художник работает от души и от сердца. Послушайте замечательное стихотворение Светланы Ледковой «Мезенская роспись»

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса.

Даром своим совершая

Счастья, любви чудеса.

А вы хотите научиться рисовать Мезенского коня? Тогда садитесь за столы. Я предлагаю вам расписать крышку от шкатулки: в центре конь, конечно, роспись будет казаться незаконченной без маленьких, но очень важных элементов: звездочка, спиральки, перышко.

Воспитатель демонстрирует детям технологическую карту рисования коня и несколько образцов орнамента с конём. Помогает детям советами. Дети самостоятельно выполняют работу.

Какие замечательные кони получились. Конечно, чтобы стать настоящим мастером, нужно еще много поработать. В Архангельской области мастеров Мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым лошадкам. И на память о сегодняшней встрече я награжу каждого медалью с надписью «Мастер по волосатым лошадкам». А ваши работы надо обязательно разместить на выставке.


Список использованных источников


  1. Величко Наина. Роспись техники, приёмы, изделия. Энциклопедия. – М.: «Асс – Пресс», 1999. – 174 с.
  2. Постникова Н.В. Мезенская роспись. Учебно-методическое пособие для студентов специализации «Декоративная роспись»– Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»,- 2011. - 34 с.
  3. Изместьева Л. А. Мезенская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера» – Архангельск: Правда Севера, 1992. – 29 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мезенская роспись"

разработка проекта...

Программа кружка «Мезенская роспись»

Программа кружка «Мезенская роспись» Пояснительная записка. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание,...

Мезенская роспись. Презентация

Для первоначального ознакомления...

Консультация для родителей "Мезенская роспись"

Данная консультация предлагает родителям рассказать о мезенской росписи, знакомит с ее элементами. Также родителям предлагается прочитать детям стихи о мезенской росписи Светланы Ледковой.Материал соб...

Консультация для родителей "Мезенская роспись"

Консультация для родителей "Мезенская роспись"...