Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)
консультация по рисованию

Ягодкина Елизавета Павловна

Использование нетрадиционных техник рисования как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста (статья обобщение личного опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._yagodkinoy_e.p._2.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования

как способ развивать мелкую моторику с детей дошкольного возраста

(статья обобщение личного опыта)

Ягодкина Е.П.,

воспитатель/педагог ДО

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 7 (8) лет. Установлен факт, что уровень развития речи детей раннего и дошкольного возраста находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие детей, не позволяет им полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние детей дошкольного возраста. Однако если помогать детям раннего возраста и постоянно использовать все известные способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, рисование, лепка, ручной труд помогают детям раннего и дошкольного возраста увереннее держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарочки своим родным и близким. Заметим, что уровень развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста - один из показателей интеллектуальной готовности к дальнейшему школьному обучению. Дошкольники, у которых этот уровень достаточно высокий, умеют логически рассуждать, у них хорошо развита память и внимание, связная речь, и они могут приступать к приобретению навыков письма.

Мои наблюдения из практической деятельности показали, что у большинства детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук:

- дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений, что говорит об общей неготовности большинства детей к письму, а также возникают проблемы с речевым развитием.

По мнению педагога - психолога Ивана Михайловича Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где педагог обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, так как по рисункам детей старшего дошкольного возраста можно проследить, как развивается сам ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

Я полностью с ним согласна. В практической деятельности, как педагог дополнительного образования я уделяю большое внимание нетрадиционному рисованию.

Так как считаю, что работа с необычными материалами позволяет детям старшего дошкольного возраста ощутить незабываемые эмоции, развивает у них творческие способности и мышление, креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер у детей, их индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительно - художественному искусству. Именно это и определило тему моей углублённой работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Многолетний опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует детей, что характеризует их сущность, характер и индивидуальные особенности.

Дети дошкольного возраста по природе своей способны сочувствовать сказочному (литературному) герою, эмоционально разыграть театральные сценки, а вот понять, что такое красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – это дар, о котором можно мечтать, но этому дару можно и научить. Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих детей вносить в свой рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики. Тогда перед детьми обязательно возникает проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно изобразить настроение? В совместно образовательной деятельности я предлагаю детям старшего дошкольного возраста самим сформулировать подобный вопрос, при этом использую всевозможное, чтобы натолкнуть детей на постановку проблемы и подсказать им возможное решение. В любом случае для меня как педагога дополнительного образования важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с решением художественно - эстетических задач. Если же средства сами по себе, а задача сама по себе, это не является художественно - эстетическим развитие, а профанация обучения.

Следует заметить, что не каждый из детей может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него должно быть сформировано некоторое видение окружающего его мира. Развитие художественного видения и есть главная задача художественно - эстетического воспитания. Для выполнения этой задачи недостаточно регламентированных занятий, проводимых с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (ДОО). Я считаю, что необходимо использовать все время пребывания детей в ДОО, чтобы обращать внимание детей на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей.

Из опыта работы: экскурсия с детьми в городской осенний парк им. А.С. Пушкина. Вокруг много деревьев, и все они разноцветные и не похожие друг на друга. Одно дерево веселое, другое – грустное, третье – задумчивое. Какое дерево самое грустное? Почему?

Из опыта работы: я предлагаю детям угадать, придумать объяснения. Затем детям предлагается нарисовать дерево или целый парк, но деревья должны быть с разными настроениями. Этому творческому процессу могут способствовать нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Краски, художественные материалы служат для обогащения чувственного опыта детей.

Дети, сами того не замечая, учатся использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием.

Из опыта работы: используя технику монотипии изображать не предметы, а просто настроение: «что-то зимнее (летнее, осеннее, весеннее)», «что-то грустное (веселое)». Дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются с такими «абстрактными» заданиями. Затем, в удобный момент детям необходимо предложить выбрать материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения его задумки (замысла).

Изобразительная деятельность – одно из немногих художественных занятий, где дети могут творить самостоятельно. Освоение дошкольками как можно большим числом разнообразных изобразительных техник позволяет мне обогащать и развивать внутренний мир детей старшего дошкольного возраста. Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, дети старшего дошкольного возраста не только осуществляют творческие замыслы, но и расширяют познавательно – исследовательский кругозор, воспитывают свой вкус, приобретают способность находить красоту порой в обыденных предметах, развивают зрительную память и воображение, приучаются себя творчески мыслить, анализировать и обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Статья «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»....

Использование нетрадиционной техники –пластилинографии для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ ( интеллектуальными нарушениями)

Использование нетрадиционной техники –пластилинографии для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ ( интеллектуальными нарушениями)Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой мот...

Использование нетрадиционных техник рисования для формирования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с задержкой речи

У детей с задержкой речевого развития наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие движения пальцев является подготовкой платформы для дальнейшего развития речи. Именно ...