"Знакомство с искусством - рассматривание предметов с городецкой росписью"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Программные задачи:

Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения в поколение; познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodetskie_mastera.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью»

Программные задачи:

Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения в поколение; познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания)

Материал:

Городецкие и их изображения; элементы городецкой росписи: бутоны, цветы двух-трех видов (купавки, розаны), листья, подклеенные с обратной стороны фланелью; дымковские, филимоновские, каргопольские и калининские глиняные игрушки (по 2-3 шт.)

Ход занятия:

Воспитатель ставит на столе игрушки, прикрывает их салфеткой и приглашает детей подойти к столу.

Рассказывает

 - В нашей стране есть много сел и городов, где, как в селе Дымково, делают красивые изделия и украшают их узорами. Но в каждом селе и городе изделия делают по- своему. Вы сразу узнаете дымковские игрушки, которые много раз видели, сами учились расписывать узорами, похожими на дымковские. А ведь глиняные игрушки лепят и расписывают узорами не только в селе Дымково. (Показывает игрушки)

Посмотрите – на столе стоит глиняные игрушки, которые изготовляют в четырех местах России. Давайте, мы отделим их друг от друга. Вот дымковские животные и фигурки людей. Мы их поставим вместе поодаль от других. Покажите, какие еще игрушки можно объединить в группы. Рассмотрите их внимательно, найдите похожие.

По подсказке детей педагог составляет еще три группы игрушек: филимоновские, карпольские и калининские. Затем дает короткую характеристику каждому виду игрушек, кроме дымковских.

- Эти забавные фигурки животных и людей делают из белой глины в селе Филимоново Тульской области. Глина там пластичная, из нее хорошо лепятся удлинённые фигурки барынь и солдат, а также животных с длинными шеями и маленькими головками. Филимоновские мастера украшают животных узкими полосками зеленого, красного, малинового цветов, а узоры на юбках барынь составляют из полосок , дуг, точек, из пересекающихся линий, из которых получаются звездочки, елочки.

А эти линейные игрушки из северного города Каргополя. Среди низ встречаются совсем необыкновенные. Вот Полкан – получеловек, полуконь. А деревенские бородатые мужички изображаются за работой («Мужик пасет коня», «Мужик-сеятель» и др.). Фигурки людей приземистее, с короткими руками и ногами, с крупной головой. Роспись игрушек не такая яркая, как у дымковских и филимоновских игрушек, так как мастера используют черные, коричневые и темно зеленые краски.

А этих нарядных коричневых птичек лепят и украшают в городе Торжке Калининской области. Петушки, лебеди, курочки и уточки украшены узорами из разных кружков, точек, мазков. Самое заметное отличие в узорах – это нелепы, выпуклые двух – трехцветные овалы. А краски матовые и блестящие. Блестящий эмалью раскрашены хохолки птиц, глаза и другие части. Почему же игрушки, сделанные в одном месте России, заметно отличаются от игрушек, изготовленных в другом месте?! Дело все в том, что эти игрушки на Руси начали делать очень давно, когда еще на свете даже ваших бабушек и дедушек не было. И хотя каждый мастер лепил и расписывал игрушку в чем-то по-своему, он делал ее так, как делали его бабушка и дедушка, как учила его мать и отец. Дымковские мастера не будут украшать юбку барыни цветочками и ягодками, а калининские не будут рисовать на своих птицах узор из полосок. Такое постоянства, такое соблюдение правил называется традицией.

В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, поэтому, когда вы с ними познакомились, то не спутаете с деревянными изделиями из Хохломы (указывает на хохломские столик и стул). Что же делают из дерева в Городце? А делают там разные вещи, которые нужны в хозяйстве. Это кухонные доски (показывает), одна сторона которых украшена ярким цветочным узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты. Если такую нарядную доску повесить на стенку она очень украсит кухню. А вот ещё красивые вещи для кухни: солонки, коробки для специй, деревянные ложки, но не только для кухни изготавливают городецкие мастера разные предметы. Они делают расписные шкатулки для хранения всяких мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений, а комнату украсит вот такое пано с цветами и конём. Не забывают мастера и о детях, для вас они делают коня-качалку с крутой шеей, украшенный узором из цветов и листьев.

Воспитатель выставляет перед детьми 3-4 предмета и знакомит их с характерными особенностями городецкой росписи: «Посмотрите на узоры, которыми украшены эти вещи, кто заметил в них одинаковые элементы? Покажите». Подтверждает, что во всех узорах есть бутоны (показывает на узорах и прикрепляет фланелиграфу такой же элемент), листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками (помещает названные элементы на фланелеграф) «Эти цветы хоть и называются купавкой, розаной придуманы художниками и только немного похожи на настоящие цветы». Такие цветы называются декоративными, а дети часто называют их сказочными. Теперь посмотрим какие узоры из этих элементов составляют городецкие художники. Посмотрите, как мастера объединяют их в плотные цветочные гирлянды в середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него расположены цветы и листья поменьше, , на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постоянно уменьшается, подобные гирлянд называются симметричными, потому что у них правая и левая стороны одинаковы.

Дети, давайте выложим на фланелеграфе такую гирлянду. Вот середина гирлянды. Здесь будет находиться самый самый крупный цветок, например эта купавка. А кто хочет приложить слева и справа от большого цветка два других, меньших по величине.

Один из детей прикладывает два одинаковых цветка, следующий ребенок продолжает изображение гирлянды на фланелеграфе, педагог спрашивает каких элементов не хватает гирлянде (листьев). Ещё один ребенок выкладывает между цветами листья, уменьшающиеся по величине концам гирлянды, педагог говорит, что получилось плотная симметричная гирлянда, такая какую рисуют городецкие мастера на своих изделиях.

Далее он определяет с детьми цветосочетание узоров, раздаёт каждому по одному цветку или бутону, спрашивает об их цвете (розовые, голубые) обращает внимание детей на то, что в каждом элементе сочетаются два похожих цвета, чаще всего, что розовый с красным, голубой с синем, а нарядными городецикие цветы делают белые оживки: точки, душки, штрихи. Сами изделия темно-желтые.

В заключении воспитатель говорит, что теперь дети могут отличать городецкую роспись от других росписей по дереву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с использованием современных образовательных технологий на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»

Формировать у детей представления, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Познакомить с харак...

Конспект занятия на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»

Конспект занятия включает в себя особенности формирования у детей представления о декаративно -прикладном искусстве. По средствам данного занятия пополняется багаж знаний детей о средсвах художественн...

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.

Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев....

Знакомство с искусством – рассматривание дымковской росписи

Познакомить с одним из видов народноприкладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях....

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ

П р о г р а м м н ы е  з а д а ч и.Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поко...

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, УКРАШЕННОЙ РОСПИСЬЮ И РЕЛЬЕФОМ

П р о г р а м м н ы е  з а д а ч и.Познакомить детей с керамической посудой, с материалом, из которого она изготовляется; учить различать разную форму посуды: широкую (тарелки, миски блюда), высо...