Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов на тему: «Техника песочного рисования или игры с песком».
    методическая разработка по рисованию

    Салопова Валентина Александровна

    Мастер-класс для педагогов на тему:

    «Техника песочного рисования или игры с песком».

     

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/2955741fae520b60a6963cb743001f55.jpg

    Цель: способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.

    Задачи: познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях, а также в коррекции психологических проблем. Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.

    image

     

    Ход мастер-класса:

    -Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

    Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/aa855bab69d85225f9454a984f4174df.jpgНаверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

    Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

    А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/70499dc9e9b164cf5496d582500e57f3.jpg

    Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

    А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

    Это и есть песочная техника.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/41bb509f0ef9215defc9f6c627ff08f2.jpg

    В настоящее время данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

    Образы, созданные ребенком на песке, являются его отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка.

    Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/8b71eb4f617bf92092b889d226fbf0d3.jpg

    Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

    Положительные моменты в работе с песком.

    Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.

    Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.

    Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.

    Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

     

    Оборудование:

    Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага,

    Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

    Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/6a8d5c4909c1d920010d46f27b6dda36.jpghttp://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/1f6f5bb4230a06ff46dad4fe57688f61.jpg

     

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/4f5b8bb0bbe0ba0da89e053f029d6ea7.jpghttp://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/58630c3ae54e57f35de511dc8b69fba1.jpg

    При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/150adc9d667b16a6f7c4270a19e5d17f.jpghttp://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/dbef1e22c2c823c7aeba09d4e74a56c9.jpg

     

    Цель: Определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).

    Правила при работе с песком:

    1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

    2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

    3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

    4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

    Упражнение «Здравствуй, песочек!»

    Цель – настройка на работу с песком, расслабление

    Педагог просит «нежно», а потом сильно поздороваться с «песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

    • Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

    • Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

    • Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

    • Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

    Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».

     

     

    image   image

     

     

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/52193d36975364e15b1c0528b212eb8a.jpgДидактические игры с использованием песочного стола, направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов. Развитие мелкой моторики

    Специалисты выделяют три вида игр с песком:

    1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.

    2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику.

    3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/50b7d2bc6c71494ec294f13acc314aaa.jpg

    Сегодня мы остановимся на познавательных и психопрофилактических играх.

    Игра «Необычные следы»

    Задача: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

    «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. 

    «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 

    «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. 

    «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/c4752f368bb26788a96e6956e33541c0.jpg

     

    Обучающие игры.

    Упражнение «Синхронное рисование»

    Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.

    Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.

    Например: «Давай нарисуем с замотаем с тобой клубок, а затем размотаем. Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.»

     

    Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.

    Предлагается написать ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/aae00b8266f8704f0712e844f8e52e27.jpg

    Игра «Составь предложение»

    Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.

     

    Игра «Найди отличие»

    Задача: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

    Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

     

    Картотека обучающих и развивающих песочных игр разнообразна.

    image   image

     

    Психопрофилактические игры

    Игра-упражнение «Песочный круг»

    Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Рисование круга и его украшение можно сравнить с созданием мандалы, считается, что создавая мандалу человек успокаивается, процесс сравним с медитацией, что будет очень полезно для тревожных, агрессивных, неуверенных в себе и гиперактивных детей. Мандала может создаваться как с сухим песком, так и с мокрым.

     

     

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/66ff2c6b3cf8eb427da489a6010173be.jpg

     

     

    Игра «Победитель злости»

    Каждый человек, в том числе и маленький ребенок имеет право на отрицательные эмоции, такие как злость, обида, страх и прочее. Однако, в обществе принято их сдерживать и не высказывать открыто, чему мы и пытаемся научиться сами и учим других. На сама деле достаточно правильно выплеснуть негативные эмоции и избавиться от них. Данная игра как раз учит детей правильно выплескивать свою злость.

    Педагог: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает? Что случается с тобой, когда ты сердишься? Что говорят тебе взрослые, когда ты сердишься?

    Твое плохое настроение может заставить говорить и делать тебя то, что может огорчить и расстроить взрослых. Давай поиграем с тобой в игру, которая поможет тебе «сердиться правильно» чтобы не обижать других. Давай с помощью мокрого песка вылепим с тобой злость, а потом ее победим».

    Сначала взрослый, а потом и ребенок вылепливают из мокрого песка шар, рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость».

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/eb1fb597e065b8a07e04385394dd6295.jpg

    Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ребёнок может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».

     

    Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также получает специфическое удовольствие от разрушения.

     

    После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». Если ребенок желает, он может создать радость на песке (украшая свои отпечатки).

     

    Выполнение данных упражнений лучше выполнять под медитативную музыку или звуки природы.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/33272ba47195c7682df142ce518668c8.jpgСказочный персонаж или сам песок, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид. Обязательно вымыть руки. Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/18577b311d9121f98fb5671b803349da.jpg

    Наш мастер-класс предлагаю тоже завершить своеобразным ритуалом выхода.

    Педагог (П) ставит на стол пустую банку.

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/8d07104b1be7eb6b0a4f8ceb1d57e3d5.jpg

    П: Это не просто банка. Это - чаша Вашей жизни. 
    Педагог бросает в банку несколько мячиков. 

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/fd7966db70189533bd24dae52cad6984.jpgОставшимися мячиками предлагает участникам МК наполнить банку настолько, насколько это возможно.


    П: Как Вы думаете, эта банка полная? 
    - Да, полная! 
    П: Вам правда так кажется? 
    Педагог  достаёт  мешочек  с  камушками и высыпает их в банку. И они туда поместились.
    П: А сейчас эта банка полная? 
    - Ну, теперь точно полная! 
    П: Неужели?!
    Тогда педагог достаёт песок и высыпает его в банку, и он тоже поместился. 
    П: А теперь? 
    - Теперь-то уж точно полная! 
    П: Вы правда так думаете? 
    Тогда педагог достаёт две чашки кофе и выливает их в банку и они тоже поместились. 

    П: Что это все может значить? 
    - Может быть, не важно,  на сколько полна Ваша жизнь, в ней всегда есть место для чего-то нового? 
    П: Не совсем правильно.

    Видите ли, в начале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи в Вашей жизни (любовь, семья, друзья, счастье, здоровье, мечта). Потом идут мелкие камушки, которые обозначают уже не столь важные вещи, но они гораздо ярче и привлекательнее (работа, деньги, вещи, развлечения). А потом идет ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок - самые простые и примитивные потребности, самые обычные инстинкты (побольше поесть, побольше полениться, посплетничать). Вся та чушь, на которую мы тратим огромную часть нашей жизни.

    П: Давайте мысленно попробуем проделать это все в обратном порядке: сначала насыпать в банку песок, потом положить в песок камни, а затем мячи. Понятно, что ничего из этого не выйдет.

    Видите ли, именно так устроена наша жизнь – если вы наполнили свою чашу жизни песком, то вы уже никогда не сможете положить в неё гораздо более важные вещи! Какую ошибку люди совершают в жизни чаще всего?! Они наполняют свою чашу, начиная с самых мелких и бессмысленных вещей. Когда они вспоминают про самые важные вещи, - уже слишком поздно. Вы можете потратить свою жизнь на простое проедание своего драгоценного времени: смотреть телевизор или убивать сутки напролет возле монитора компьютера… И при всём при этом, что интересно, Ваша жизнь действительно будет полна! Но… чем она будет полна? И останется ли у вас место, чтобы наполнить её действительно чем-то важным ...?

    Я советую вам начинать с самого основного - наполняйте свою жизнь самыми важными вещами в самом начале и лишь потом приступайте к второстепенным.

    П: Как вы считаете, что обозначало кофе в конце? (ответы)

    http://kargashilova.ru/upload/wysiwyg/353805ded3e3f1798325746e6fa24502.jpg

    П: Вне зависимости от того, насколько полна ваша жизнь, - у вас всегда найдётся свободная минутка и чуть-чуть времени, чтобы разделить его за чашечкой кофе со своим близким человеком. Помните об этом! А чем полна ваша чаша жизни?!...

    Цените каждое мгновение, каждую песчинку вашей жизни. Пожалуйста, примите на память скромные сувениры-песочные часы. Будьте счастливы!

     

    Чаепитие. Спасибо за внимание!

     

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

    повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

    Мастер-класс для детей, педагогов и родителей "Рисование кусочком текстиля на бумаге"

    Мастер-класс для педагогов «Основы декоративного рисования»Тема мастер-класса «Рисование кусочком текстиля на бумаге». Воспитатель: Калинина Л.Н.МБДОУ детский сад № 33....

    Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»

    Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...

    Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

    Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

    Мастер – класс «Песочная терапия. Мотивационные игры с песком».

    Как говорил Карл Густав Юнг: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, ч...

    Мастер-класс для педагогов на тему: «Песочное рисование или игры с песком»

    Актуальность проблемы. В настоящее время развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития. Тем не менее эмоции являются центральн...

    мастер-класс для молодых педагогов "Рисование елочки в средней группе"

    Мастер-класс для молодых педагогов "Рисование елочки в средней группе"...